ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;готовности и способности вести диалог сдругими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2
когнитивный
компонент
Увыпускникабудутсформированы:
Выпускникполучитвозможность для формирования:
историко-географическийобраз,включаяпредставлениеотеррито выраженнойустойчивой
рии играницахРоссии, еёгеографичеучебно-познавательной мотиских особенностях, знание основных
вации и интереса к учению;
исторических событий развития госу- готовностиксамообразованию и самовоспитанию;
дарственности и общества; знание ис
адекватной позитивной
тории и географии края, его достисамооценкииЯ-концепции;
жений и культурных традиций;
компетентностивреализа
образ
социально-политичецииосновгражданскойиденского устройства — представление о
тичности в поступках и деягосударственной организации России,
тельности;
знание государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание государ- морального сознания на
конвенциональном уровне,
ственных праздников;
способности к решению мо
знание положений Конституральных дилемм на основе
ции РФ, основных прав и обязанноучётапозицийучастниковдистей гражданина, ориентация в праволеммы,
вом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентациинаихмотивыи
чувства; устойчивое следова
знание о своей этнической
ние в поведении моральным
принадлежности,освоение национальнормам и этическим требованых ценностей, традиций, культуры,
ниям;
знание о народах и этнических груп эмпатии как осознанного
пах России;
освоениеобщекультурногонапонимания и сопереживания
следия России и общемирового
чувствам других, выражаюкультурного наследия;
щейсявпоступках,направлен
ориентация в системе моральных на помощь и обеспечение
ных норм и ценностейи их иерархизаблагополучия.
ция, понимание конвенционального
характера морали;
основы
социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и
взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях; знание основных
принципов и правилотношения к природе; знание основ здорового образа
жизнииздоровьесберегающихтехнологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях
3
ценностный и
эмоциональный
компонент
гражданский патриотизм, любовь
к Родине, чувство гордости за свою
страну;
уважение к истории, культурным
и историческим памятникам;
эмоционально
положительное
принятиесвоейэтническойидентичнос-ти;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность
противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордостиприследованииморальным
нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении
4
деятельностный
(поведенческий)
компонент
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределахвозрастныхкомпетенций(дежурство в школе и классе, участие в
детских и молодёжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе
равноправныхотношенийивзаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе,
дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умениестроитьжизненныепланы с
учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интересистановлениесмыслообразующейфункциипознавательногомотива;
готовностьквыборупрофильного
образования
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловоечтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.
Регулятивные
УУД
Выпускникнаучится:
Выпускникполучит
целеполаганию,
включая возможностьнаучиться:
самостоятельноставитьновые
постановку
новых
целей,
учебные цели и задачи;
преобразованиепрактическойзадачи
построениюжизненных
в познавательную;
планов во временной
самостоятельно анализировать
перспективе;
условия достижения цели на основе
учёта
выделенных
учителем припланированиидостижения
целей самостоятельно и
ориентировдействиявновом
6
учебномматериале;
планировать
пути
достиженияматематика целей;
устанавливать
целевые
приоритеты;
уметь
самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
адекватно
самостоятельно
оцениватьправильностьвыполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса
адекватноучитыватьусловияи
средства их достижения;
выделять альтернативные
способы достижения цели и
выбиратьнаиболееэффективный
способ;
основам саморегуляции в
учебной и познавательной
деятельности в форме
осознанногоуправлениясвоим
поведением и деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
осуществлять познавательную
рефлексию в отношении
действийпорешениюучебныхи
познавательных задач;
адекватно оценивать
объективнуютрудностькакмеру
фактического или
предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои
возможности достижения цели
определённой сложности в
различных сферах
самостоятельнойдеятельности;
основам саморегуляции
эмоциональныхсостояний;
прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствиянапутидостижения
целей
7
Коммуник
ативные
УУД
Выпускникнаучится:
Выпускникполучит
возможностьнаучиться:
учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации учитыватьикоординировать
отличные от собственной
различных
позиций
в
позиции других людей, в
сотрудничестве;
сотрудничестве;
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать учитыватьразныемненияи
интересы и обосновывать
и координировать её с позициями
собственную позицию;
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в понимать относительность
мненийиподходовкрешению
совместной деятельности;
проблемы;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем продуктивно разрешать
конфликты на основе учёта
принимать решения и делать выбор;
интересов и позиций всех
аргументировать свою точку
участников,поискаиоценки
зрения, спорить и отстаивать свою
альтернативных способов
позициюневраждебнымдля
разрешенияконфликтов;
оппонентовобразом;
8
задаватьвопросы,необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь
дляпланированияирегуляциисвоей
деятельности;
адекватноиспользоватьречевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть
устнойиписьменнойречью;строить
монологическое
контекстное
высказывание;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;
осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;
работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться
в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
основам
коммуникативной
рефлексии;
использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.
договариваться и приходить к
общемурешениювсовместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения
интересов;
брать насебяинициативув
организации совместного
действия(деловоелидерство);
оказывать поддержку и
содействиетем,откогозависит
достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять
коммуникативнуюрефлексиюкак
осознание оснований
собственных действий идействий
партнёра;
в процессе коммуникации
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру
необходимуюинформациюкак
ориентир для построения
действия;
вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию,
владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствиисграмматическими
и синтаксическими нормами
родного языка;
следоватьморально-этическим
и психологическим принципам
общения и сотрудничества на
основеуважительногоотношения
к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного
межличностного восприятия,
готовности адекватнореагировать
на нужды других, в частности
оказывать помощь и
эмоциональную поддержку
партнёрам в процесседостижения
общей цели совместной
деятельности;
устраивать эффективные
групповые обсуждения и
обеспечиватьобмензнаниями
9
междучленамигруппыдля
принятия эффективных
совместных решений;
всовместнойдеятельности
чётко формулировать цели
группы и позволять её
участникам проявлять
собственную энергию для
достижения этихцелей.
10
Познавательные
УУД
Выпускникнаучится:
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
проводить
наблюдение
и
эксперимент под руководством
учителя;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
даватьопределениепонятиям;
устанавливать
причинноследственные связи;
осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;
обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основанияи
критерии для указанных логических
операций;
строить классификацию на
основедихотомическогоделения(на
основе отрицания);
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;
Выпускникполучит
возможностьнаучиться:
основамрефлексивного
чтения;
ставить проблему,
аргументироватьеёактуальность;
самостоятельно проводить
исследование на основе
примененияметодовнаблюдения
и эксперимента;
выдвигатьгипотезыосвязяхи
закономерностях событий,
процессов, объектов;
организовывать исследование
с целью проверки гипотез;
делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводынаосновеаргументации.
11
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;
основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;
структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность
описываемых
событий;
работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытомуподоблении,образном
сближениислов
Впроцессеизучениеэлективногокурсаучащиесябудут:
иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной
системы,о познавательныхпроцессахиспособахихразвития,оспособностяхчеловека, его
мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и
современном рынке труда;
знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане
индивидуального развития и профессионального выбора;
уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего
личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1 блок:Что язнаюосвоихвозможностях(18 часов):
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация.
Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы.
Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного
поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера,
препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей.
Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её
виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические
особенности людей. Психологический кроссворд.
2 блок:Чтоязнаю опрофессиях(16часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А.
Климова.Формулапрофессии. Профессия, специальность,должность. Целитруда, предмет
труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии.
Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
12
3 блок:Способностиипрофессиональнаяпригодность. (16часов):
Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности.
Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной
профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе
профессий.
4 блок:Планированиепрофессиональнойкарьеры(18часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в
выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата.
Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора».
Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании
профессиональной карьеры. Защита проекта «Моя будущая профессия».
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема занятия
Чтоязнаю освоихвозможностях
Целиизадачи программы«Психологияивыбор профессии».
Практическийтренинг
Темпераментипрофессия.Самооценкаиуровеньпритязаний.
Практическийтренинг
Темпераментипрофессия. Определение темперамента
Практическийтренинг
Чувстваиэмоции.Тестэмоций. Истокинегативныхэмоций.
Практическийтренинг
Стресситревожность.
Практическийтренинг
Определениетипа мышления
Практическийтренинг
Вниманиеи память
Практическийтренинг
Уровеньвнутренней свободы
Практическийтренинг
Обобщающийурокпо теме«Чтоязнаюосвоихвозможностях»
Чтоязнаюопрофессиях
Классификацияпрофессий.Признакипрофессий.
Практическийтренинг
Определениетипабудущейпрофессии
Практическийтренинг
Профессия,специальность,должность.Формулапрофессии
Практическийтренинг
Интересыисклонностив выборепрофессии.
Практическийтренинг
Количество
часов
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
13
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
Определениепрофессиональноготипаличности.
Практическийтренинг
Профессиональноважныекачества
Практическийтренинг
Профессияи здоровье
Практическийтренинг
Обобщающий урокпо теме«Чтояо профессиях»
Практическийтренинг
Способностиипрофессиональнаяпригодность
Способностиобщиеиспециальные.Способностикпрактическим
видам деятельности.
Практическийтренинг
Способностикинтеллектуальнымвидам деятельности
Практическийтренинг
Способностикпрофессиямсоциальноготипа
Практическийтренинг
Способности кофиснымвидамдеятельности
Практическийтренинг
Способностикпредпринимательской деятельности
Практическийтренинг
Артистическиеспособности
Практическийтренинг
Уровнипрофессиональнойпригодности
Практическийтренинг
Обобщающийурокпотеме«Способностиипрофессиональная
пригодность»
Практическийтренинг
Планированиепрофессиональнойкарьеры
Мотивыипотребности
Практическийтренинг
Ошибкиввыборепрофессии
Практическийтренинг
Современныйрыноктруда
Практическийтренинг
Путиполученияпрофессии
Практическийтренинг
Навыкисамопрезентации
Практическийтренинг
Стратегиявыборапрофессии
Практическийтренинг
Обобщающийурокпо
теме«Планированиепрофессиональной
карьеры»
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
Практическийтренинг
Защитапроекта«Моябудущаяпрофессия»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
67-68
Практическийтренинг
Итого–68 уроков
1
15
13