ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 ........... внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
 ........... широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 ........... учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 ........... ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 ........... способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 ........... основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
 ........... ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 ........... знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие
морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
 ........... развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
 ........... эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 ........... установка на здоровый образ жизни;
 ........... основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 ........... чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 ........... внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 ........... выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 ........... устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 ........... адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 ........... положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
 ........... компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 ........... морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 ........... установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
 ........... осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
 ........... эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 ........... принимать и сохранять учебную задачу;
 ........... учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 ........... планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 ........... учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 ........... осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды
решения задачи);
 ........... оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
 ........... адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
 ........... различать способ и результат действия;
 ........... вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 ........... преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 ........... проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 ........... самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
 ........... осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на

уровне произвольного внимания;
 ........... самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 ........... осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
 ........... осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
 ........... использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
 ........... строить сообщения в устной и письменной форме;
 ........... ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 ........... основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
 ........... осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 ........... осуществлять синтез как составление целого из частей;
 ........... проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 ........... устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 ........... строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 ........... обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
 ........... осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
 ........... устанавливать аналогии;
 ........... владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 ........... записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
 ........... создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 ........... осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 ........... осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 ........... осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 ........... осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
 ........... строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 ........... произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 ........... адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 ........... допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
 ........... учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 ........... формулировать собственное мнение и позицию;
 ........... договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 ........... строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
 ........... задавать вопросы;
 ........... контролировать действия партнёра;
 ........... использовать речь для регуляции своего действия;
 ........... адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
 ........... учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 ........... понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 ........... аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
 ........... продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 ........... с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;

 ........... задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 ........... осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 ........... адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 ........... адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят
чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень
читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и
познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами

анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении
прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность
научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и
использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят
правила групповой работы.
2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
 ........... осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического,
нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументации, иной информации;
 ........... читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
 ........... различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида
текста;
 ........... читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные
произведения после предварительной подготовки;
 ........... использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
 ........... ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про
себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и
устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде);
 ........... использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой
план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить
средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет 1, определяющие отношение автора к герою, событию;
 ........... использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное
значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять)
поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
 ........... ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
 ........... передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного
текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
 ........... участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... воспринимать художественную литературу как вид искусства;
 ........... предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
 ........... выделять не только главную, но и избыточную информацию;
 ........... осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
 ........... определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
 ........... отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
 ........... оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
 ........... высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
 ........... делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
2.3.2. Круг детского чтения
Выпускник научится:
 ........... ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
 ........... самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
 ........... составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному
образцу;
 ........... пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной
отечественной и зарубежной литературы;
 ........... определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

 ........... писать отзыв о прочитанной книге;
 ........... работать с тематическим каталогом;
 ........... работать с детской периодикой.
2.3.3. Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
 ........... сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать
прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора,
эпитет1);
 ........... создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности (в том числе из текста).
2.3.4. Творческая деятельность
Выпускник научится:
 ........... читать по ролям литературное произведение;
 ........... создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта;
 ........... реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность
событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
 ........... творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
 ........... создавать иллюстрации по содержанию произведения;
 ........... работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
 ........... создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание –
характеристика героя).

Содержание учебного предмета
Литературное чтение
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание
на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.

Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.,
классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет,
тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование 1 класс

Количество
часов

Тема урока

Элементы содержания

1.

Знакомство с учебником . Составление
рассказа по картинке

Элементы книги :обложка, титульный лист, оглавление

2

Речь письменная и устная. Предложение

3

Слог

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного
Слог как минимальная единица языка. Деление слов на слоги.

4

Ударение

Ударный слог. Определение ударного слога

5

Звуки в словах. Составление текста по
сюжетным картинкам
Слого-звуковой анализ слова.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по
сюжетным картинкам
Выделение слияния согласного звука с гласным. Работа с моделями слов,
содержащими слог- слияние, согласный звук за пределами слияния.

7

Гласный звук [а], буквы А, а . Русские
народные и литературные сказки.

8

Гласный звук [о], буквы О, о .
Составление текста по сюжетным
картинкам.

Работа со схемами-моделями. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по сюжетным картинкам Пословицы и
поговорки об азбуке и пользе чтения.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по
сюжетным картинкам Монолог- как форма речевого высказывания.
Монологическое небольшого объёма в виде ответа на вопрос

9

Звук [и], буквы И, и.

Наблюдение над значением слова.

6

10

Гласный звук [ы], буква ы . Составление .Составление небольших рассказов повествовательного характера по
текста по сюжетным картинкам.
сюжетным картинкам

11

Гласный звук [у], буквы У, у .
Составление текста по сюжетным
картинкам.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по
сюжетным картинкам. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы . отвечать на них , самостоятельно задавать их по тексту.

Согласные звуки [н],[н'], буквы Н, н .
Знакомство с двумя видами чтенияорфографическим и орфоэпическим.

Способ чтения прямого слога. Чтение предложений с интонацией и
паузами в соответствии со знаками препинания

13

Согласные звуки [с],[с'], буквы С, с.

Формирование навыка слогового чтения. Чтение предложений с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

14

Согласные звуки [к],[к'], буквы К, к.

15

Согласные звуки [т],[т'], буквы Т, т .
Диалог.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение предложений с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Особенности диалогического общения: понимать вопросы . отвечать на
них , самостоятельно задавать их по тексту.

16

Согласные Звуки [л],[л'], буквы Л, л .
Работа над речевым этикетом

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.

17

Согласные звуки [р],[р'], буквы Р, р.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания

18

Согласные звуки [в],[в'], буквы В, в

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания

Букварный
период (65ч)
12

19

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным
[й'э]. Буква Е - показатель мягкости
переходом на чтение целыми словами.
согласных

20

Согласные звуки [п],[п'], буквы П, п .

21-22

Согласные звуки [м],[м'], буквы М, м

23

Согласные звуки [з], [з'], буквы з, 3 .

.. Особенности диалогического общения: понимать вопросы . отвечать на
них , самостоятельно задавать их по тексту.

24-25

Согласные звуки [б],[б'], буквы Б, б

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным
переходом на чтение целыми словами.

26

Согласные звуки [д],[д'], буквы Д , д

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным
переходом на чтение целыми словами. Чтение предложений с интонацией
и паузами в соответствии со знаками препинания
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным
переходом на чтение целыми словами.

27

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания
Согласные звуки [д],[д'], буквы Д, д.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
Сопоставление слогов и слов с буквами д препинания
и т.

28

Буква Я - показатель мягкости
согласного.

Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.

29

Буква Я - показатель мягкости
согласного.

Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.

30

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г

Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.

31

Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч

32

Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч
( закрепление)

Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.

33

Буква ь - показатель мягкости
предшествующих согласных звуков

34

35

Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст.
Разделительный мягкий знак
Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст.
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
Сочетание ши (закрепление)
препинания

36

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания

37

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж . Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Сопоставление звуков[ж] и [ш].
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.

38

Гласные буквы Е, ё.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания. Особенности диалогического общения: понимать вопросы .
отвечать на них , самостоятельно задавать их по тексту.

39

Буква Е, ё - показатель мягкости

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания

40

Мягкий согласный звук [й']. Буквы И, й

41

Согласные звуки [х],[х'], буквы X, х

42

Согласные звуки [х],[х'], буквы X, х .
Чтение слов с буквой X .

Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст

43

Гласные буквы Ю, ю.

44

45

Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Обозначение буквой ю гласного звука [у] Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
после мягких согласных в слиянии
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.

46

47

48

49

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц . Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Гласный звук [э], буквы Э, э
Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Читать стихотворные тексты
Правописание сочетаний ща, щу
Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
Правописание сочетаний ща, щу
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Чтение предложений и
текстов с буквами Щ, щ.

51

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и
выразительности на материале небольших текстов и стихотворений.
Чтение слов, предложений с буквами Ф, Читать текст и задавать вопросы по его сожержанию.
ф. Сопоставление слогов и слов с буквами Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками
виф
препинания.
Озаглавливать текст. Пересказывать текст

52

Русский алфавит

50

Послебукварный
период (18ч)

Согласные звуки [ф],[ф'], буквы Ф, ф.

Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности на
материале небольших текстов и стихотворений.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя
научился говорить букву «Р». Герои
произведения.

Чтение по ролям

55

Одна у человека мать , одна и родина. К.
Д. Ушинский. Наше Отечество

Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста.
Активизация и расширение словарного запаса. Пословицы и поговорки о
Родине.

56

Знакомство со старинной азбукой. В.
Крупин. Первый букварь

Поиск информации в текстеи на основе иллюстрации.

53-54

57-58

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.
Нравственный смысл поступка.

59-60

К. Д. Ушинский. Рассказы для детей.
Поучительные рассказы для детей.

Жанровое разнообразие произведений.Рассказ .общее представление
о жанре.

Стихотворение ,общее представление о жанре.

61-62

К. И. Чуковский. «Телефон».
ИиИнсценирование стихотворения.
К. И. Чуковский « Путаница». Небылица. Особенности стихотворения-небылицы

63-64

С.Я.Маршак. «Угомон».
«Дважды два».
М. М .Пришвин. «Предмайское утро».
« Глоток молока». Герои рассказа.
Стихи и рассказы русских поэтов и
писателей: С.Маршак, А.Барто, В.Осеева.

65-66
67

68

Чтение по ролям. Приемы заучивания стихотворений наизусть.
Рассказ о герое рассказа. Знакомство с текстом описанием.
Сравнение стихотворений и рассказов.
Выразительное чтение.

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова Сравнение стихотворений и рассказов.
«Песенка-азбука»
Выразительное чтение.

Литературное чтение
Жили - были буквы
69
70
71

72

73
74
75-76
77

Знакомство с учебником

Элементы книги :обложка, титульный лист, система условных
обозначений, содержание, словарь
Творческий пересказ.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».
Главная мысль. Характер героя.
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая Заголовок. Главная мысль произведения. Звукопись как прием
«Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто характеристики героя
как кричит?».
С. Маршак «Автобус номер двадцать
Рифма. Звукопись как прием характеристики героя
шесть».
Сказки, загадки, небылицы
Сказки авторские и народные. Е.
Чарушин «Теремок».
Русская народная сказка «Рукавичка»
Сказки А.С. Пушкина. Герои сказок.
Главная мысль сказки.
Русская народная сказка «Петух и
собака».
Апрель, апрель! Звенит капель

Герои сказок. Рассказывание сказки на основе картинного плана.
Инсценирование.Сказки о животных.
Художественные особенности сказок Главная мысль сказки. Сравнение
народной и литературной сказок.
Сказки авторские и народные бытовые
Герои сказки. Характеристика героев

78

Лирические стихотворения .А. Майков
«Весна»; «Ласточка промчалась…», А.
Плещеев «Сельская песенка».

Развитие воображения, средства художественной выразительности:
сравнение.

79

Лирические стихотворения Т. Белозеров
«Подснежники». С. Маршак «Апрель».

Развитие воображения, средства художественной выразительности:
сравнение.

80

Литературная загадка. Стихи - загадки
писателей И. Токмаковой , Л.
Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

Развитие воображения, средства художественной выразительности:
сравнение. Сочинение загадок.

81

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.
Произведения из старинных книг.
И в шутку и всерьез

82

. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство
Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»
выразительности

83

Юмористические рассказы для детей. Н.
Артюхова «Саша-дразнилка».

Заголовок - «входная «дверь в текст. Герои юмористического рассказа.
Чтение по ролям. Заучивание наизусть

84

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз
«Привет». О. Григорьев «Стук», И.
Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
М. Пляцковский «Помощник».

Сравнение произведений на одну тему : сходство и различие

85

Развитие воображения, средства художественной выразительности:
сравнение.

Сравнение произведений на одну тему: сходство и различие

Я и мои друзья
86

Рассказы о детях. Ю. Ермолаева «Лучший Главная мысль, тема . План рассказа. Сравнение рассказа и
друг». Е. Благинина «Подарок».
стихотворения

87

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков
«Бараны», .Р. Сеф «Совет

88

В. Берестов «В магазине игрушек», И.
Главная мысль, тема . План рассказа. Сравнение рассказа и
Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким стихотворения
«Моя родня»
С. Маршак «Хороший день».
Главная мысль, тема . План рассказа. Сравнение рассказа и
стихотворения
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Главная мысль, тема . План рассказа. Сравнение рассказа и
Энтин «Про дружбу»
стихотворения

89
90

О братьях наших меньших

Главная мысль, тема . План рассказа. Сравнение рассказа и
стихотворения

91

Стихотворения о животных .С. Михалков
«Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак?»

92

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И.
Токмакова «Купите собаку».

Поступки героев. Пересказ на основе иллюстрации.
Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

93

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г.
Сапгир «Кошка

Поступки героев. Пересказ на основе иллюстрации.
Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

94-95

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин
«Никого не обижай», С. Михалков
«Важный совет».
Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков
«Лисица и Ёж»,

Поступки героев. Пересказ на основе иллюстрации.
Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

96-97
98-99

Стихотворение ,общее представление о жанре

Стстихотворение ,общее представление о жанре

С. Аксаков «Гнездо»

стстихотворение ,общее представление о жанре

Итого: 99

2 класс

Количество
Тема урока
часов
Вводный урок по курсу литературного чтения
1.
Знакомство с учебником

2

Самое великое чудо на свете
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю». Герои любимых книг.

3

Библиотеки. Чтение про себя текстов-рассуждений.

Элементы содержания
( система условных обозначений, содержание,
словарь)
Прогнозировать содержание раздела. Представлять
любимую книгу и любимых героев.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя. Сравнивать высказывания великих людей
о книге и чтении: находить отличия и общее.Выбор
книг на основе списка ,картотеки,типы книг
,алфавитный каталог, словари и справочники

4

Проект: «О чем может рассказать школьная библиотека?»

5
6

Устное народное творчество
Русские народные песни. Входная диагностическая работа
Потешки и прибаутки-малые жанры устного народного творчества.

7

Загадки. Пословицы и поговорки.

8
9

Народные сказки . Ю.П. Мориц «Сказка идёт по лесу».
Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».

10
11

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения
Русская народная сказка. «Лиса и журавль». Герои сказок, их
характеристика.
Русская народная сказка «Каша из топора». Герои сказок, их
характеристика.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рассказ сказки по плану.

12
13-14
15-16
17

Устное народное творчество. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Плещеев «Осень
наступила…».

18

А. Фет «Ласточки пропали». А. Толстой «Осень».

19

С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов, И. Токмакова.

20

М. Пришвин «Осеннее утро».

21-22

Люблю природу русскую. Осень. Оценка достижений.
Русские писатели
Лирические стихотворения. А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин
торжествуя…».

23
24

Книга как вид искусства, книга – источник
необходимых знаний Виды информации в книге
Созвучные окончания слов в песне, прибаутке,
потешке, считалке, небылице.
Созвучные окончания слов в песне, прибаутке,
потешке, считалке, небылице.
Прием звукописи при создании кумулятивной
сказки
Соотнесение смысла пословицы со сказочным
текстом.
Соотнесение смысла пословицы со сказочным
текстом.
Прием зукописи. Сравнение лирического и
прозаического текстов. Выразительное чтение.
Прием зукописи. Сравнение лирического и
прозаического текстов. Выразительное чтение
Прием зукописи. Сравнение лирического и
прозаического текстов. Выразительное чтение
Прием зукописи. Сравнение лирического и
прозаического текстов. Выразительное чтение
Картины природы. Настроение.
Эпитет. Олицетворение. Сравнение.

25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
35
36
37
38
39
40-41
42
43
44
45
46
47-48

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной сказок.
И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басни. Басня «Лебедь, рак и
щука».
И.А.Крылов. Сравнение басни и сказки. Структура басни.
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Герой басенного текста.
Л. Н. Толстой «Филипок». Герои произведений, их характеристика.

Общее представление о жанре басни, особенностях
построения ,выразительные средства
Ориентировка в литературных понятиях: автор,
сюжет, тема, художественное произведение
Подробный пересказ текста

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». Подробный пересказ текста.
Л. Н. Толстой «Котёнок». Подробный пересказ текста.Оценка достижений
О братьях наших меньших
В. Берестов «Кошкин щенок».
Приемы сказочного текста в стихотворении.
Характер героев
Рассказы о животных .М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа.
Произведения о природе ,Братьях наших меньших
Б. Житков «Храбрый утёнок». Пересказ на основе плана, вопросов,
рисунков.
В. Бианки «Музыкант». Пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Разноцветные странички. Характеристика героев.
О братьях наших меньших. Оценка достижений.
Из детских журналов
Знакомство с детскими журналами.
Переодическая печать( типы изданий)
Произведения из детских журналов Д. Хармс «Вы знаете?», «Весёлые
чижи».
Произведения из детских журналов Д. Хармс «Что это было?», «Оченьочень вкусный пирог».
Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений.
Виды книг :детские периодические издания
Люблю природу русскую. Зима.
Зимние загадки .Люблю природу русскую! Нравится ли вас зима?
Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.
Авторское отношение к зиме
Бальмонт «Светло-пушистая…»
С.А. Есенин «Поет зим, аукает…», «Берёза».
Авторское отношение к зиме
Русская народная сказка. «Два мороза». Главная мысль произведения.
Определение особенностей художественного
текста

49
50

51
52-53
54-55
56
57-58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71-72
73

Веселые стихи о зиме. А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин
«Улицей гуляет…».
Люблю природу русскую! Зима. Оценка достижений
Писатели детям
Творчество К.И. Чуковского.
К. И. Чуковский «Путаница», «Радость». Настроение. Стихотворение.
Рифма.
К. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому
Герои произведений, их характеристика. С. Я. Маршак «Кот и лодыри».
С. В. Михалков «Мой секрет». «Сила воли». Эпическое стихотворение.
Деление текста на части.
Творчество А. Л. Барто. «Верёвочка». Звукопись как средство создания
образа.
А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». Звукопись как средство
создания образа.
А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». Заголовок.
Н. Н. Носов «Живая шляпа». Авторское отношение к героям произведения.
Н. Н. Носов «На горке». Составление плана текста.
Скороговорки. Писатели - детям. Оценка достижений.
Я и мои друзья
В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка». Нравственно
этические представления
Смысл названия рассказа. Н. Булгаков «Анна, не грусти!».
Ю. Ермолаев «Два пирожных». Составление плана рассказа
В. Осеева «Хорошее». Составление плана рассказа
Разноцветные странички. Рассказы о дружбе и взаимовыручке.
Люблю природу русскую. Весна
Нравится ли вам весна? Весенние загадки.
Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Зима не даром злится…»,
«Весенние воды».
Лирические стихотворения А.А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак «Снег

Особенности жанра стихотворения

Выразительные средства: олицетворение ,эпитеты,
звукопись
Произведения о детях , о дружбе, добре и зле

Малые фольклорные формы

Произведения о детях , о дружбе, добре и зле
Прием контраста в создании картин зимы и весны.
Прием контраста в создании картин зимы и весны.

74
75
76

78
79
80
81
82
83
84-85
86
87

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98-99

теперь уже не тот…»
Стихи о маме. И. Бунин «Матери».
Лирические стихотворения. А.Н. Плещеев «В бурю».
Разноцветные странички. Люблю природу русскую! Весна. Оценка
достижений.
И в шутку и всерьез
И в шутку и всерьез. Веселые стихи и рассказы.
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Заголовок-«входная
дверь» в текст.
Э. Успенский «Чебурашка». Герой авторского стихотворения.
Э. Успенский «Чебурашка». Герой авторского стихотворения.
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над нашей квартирой»,
«Память». Герой авторского стихотворения.
В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». Герой
авторского стихотворения.
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Герой авторского
стихотворения.
В. Драгунский «Тайное становится явным». Особое отношение к героям
юмористического рассказа.
В. Драгунский «Тайное становится явным». Особое отношение к героям
юмористического рассказа.
Литература зарубежных стран
Литература зарубежных стран.
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети.
Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок.
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Ш. Перро «Красная шапочка». Герои зарубежных сказок.
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Э. Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки.
Э. Хогарт «Мафин и паук». Подробный пересказ.

Произведения о природе, о Родине

Произведения о детях , о дружбе, добре и зле
Юмористическое произведение и его особенности

Юмористическое произведение

Сравнение русских и зарубежных песенок.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
Сравнение русских и зарубежных песенок.
Сравнение героев зарубежных и русских сказок.

100
101-102

Литература зарубежных стран. Оценка достижений
Проект: «Мой любимый писатель сказочник». Защита проекта.

Количество
часов

Элементы содержания
3 класс

Вводный урок по курсу литературного чтения
1

Знакомство с учебником . Работа со вступительной статьёй.

2
3

Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Диагностическая работа
Первопечатник Иван Фёдоров

12

Самое великое чудо на свете. Оценка достижений .Тест№1
Устное народное творчество
Русские народные песни.
Шуточные народные песни.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Проверка техники
чтения
Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Характеристика
героев сказки.
Русская народная сказка «Сивка – бурка».

13
14
15

Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Инсценирование сказки.
Устное народное творчество. Оценка достижений.Проверочная работа №1

16

Поэтическая тетрадь 1
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи
Я. Смоленского.
Русские поэты ХIX- XX века .Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

4
5
6
7
8
9
10
11

17
18

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние
листья».

Элементы книги:(титульный лист, условные
обозначения, содержание)
Фотографии, рисунки, текст- объекты для
получения необходимой информации.
Малые формы устного народного творчества
Малые формы устного народного творчества
Особенности волшебной сказки.
Деление текста на части, составление плана.

Сравнение художественного и живописного
текстов.
Устное сочинение на заданную тему

Представление о разных видах книг (научно –
популярные)
Художественные приемы :Звукопись.
Олицетворение.
Определение особенностей художественного
текста: своеобразие выразительных средств

20

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». Эпитеты- слова, рисующие
картины природы.
И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

21

И.С. Никитин «Встреча зимы».

22

И.З. Суриков «Зима».

23-24

Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь №1».Контрольная
работа №1.
Великие русские писатели
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

19

25
26
27
28
29

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета»..
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

30

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

31

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове на основе статьи из
учебника..
Басни. И.А. Крылов «Мартышка и очки»
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на
основе статьи.
Лирические стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На
севере диком стоит одиноко…».
М.Ю. Лермонтов «Утёс». Настроение стихотворения.

32
33
34
35
36

Эпитеты- слова, рисующие картины природы.
Подвижные картины природы.
Олицетворение.
Подвижные картины природы.
Олицетворение.
Подвижные картины природы. Сравнениеизобразительное средство..

Средства художественной выразительности:
эпитет, сравнение.
Средства художественной выразительности:
эпитет, сравнение.
Средства художественной выразительности:
эпитет, сравнение.
Тема сказки
Сравнение народной и литературной сказок.
Герои литературной сказки. Нравственный
смысл сказки. События сказочного текста.
Сравнение народной и литературной сказок.
Герои литературной сказки. Нравственный
смысл сказки.
Мораль басен
Герои басни и их характеристика

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47
48

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения о жизни и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа
Л.Н. Толстой «Акула». Составление плана текста.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
моря?»
Великие русские писатели. Контрольная работа №2.
Поэтическая тетрадь 2
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2». Контрольная работа
№2.
Литературные сказки
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

53

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана текста.
Литературные сказки. Диагностическая работа.
Были-небылицы
М. Горький «Случай с Евсейкой».

54
55
56
57

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ.
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей
А.И. Куприн «Слон». Составление плана текста.

58
59

А.И. Куприн «Слон». Пересказ текста.
А.И. Куприн «Слон».Пересказ текста

49
50
51
52

Сравнение рассказов: тема, главная мысль,
события, герои.
Особенности прозаического лирического
текста

Средства художественной выразительности.
Авторское отношение к герою.

Сравнение литературной и народной сказок.
Нравственный смысл сказки.
Нравственный смысл сказки
Герои сказок и их характеристика

Прием сравнения- основной прием описания
подводного царства.
Герои произведения и их характеристика.
Герои произведения и их характеристика.
Анализ произведения (с помощью
учителя),мотивы поступка героя
Выделение опорных и ключевых слов
Анализ поступков героев сточки зрения норм

морали

66

Были – небылицы. Проверочная работа №2.
Стихи о животных. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»
С. Чёрный «Воробей», «Слон»
А.А. Блок «Ветхая избушка».
С.А. Есенин «Черёмуха».
Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Тест №2
Люби живое
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)..

67

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

В.И. Белов «Малька провинилась»..
В.И. Белов «Ещё про Мальку»
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.
В.Л. Дуров «Наша Жучка».
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»..
Люби живое. Контрольная работа №4.
Поэтическая тетрадь 4
С.Я. Маршак «Гроза днём».
А.Л. Барто «Разлука».
А.Л. Барто «В театре».
С.В. Михалков «Если».
Проект: «Праздник поэзии»
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Ещё мама».

60
61
62
63
64
65

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности
Сочинение на основе художественного
текста. Основная мысль текста
Составление рассказа о герое. Творческий
пересказ.
Главные герои рассказа
Главные герои рассказа
Составление плана на основе названия глав
Герои произведения.
Герои произведения.
Нравственный смысл рассказа
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности

Герои рассказа
Особенности речи героев. Чтение по ролям.
Особенности речи героев. Чтение по ролям.

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Итого :102

М.М. Зощенко «Золотые слова»..
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
Н.Н. Носов «Телефон»..
В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Проверочная работа № 3.
По страницам детских журналов
Ю.И. Ермолаев «Проговорился».
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели
Г.Б. Остер «Вредные советы»..
Р. Сеф «Весёлые стихи»..
Создание сборника добрых советов.
По страницам детских журналов.
Проверочная работа № 4.
Зарубежная литература
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Контрольная работа №5.
Зарубежная литература. Проверка техники чтения

Особенности юмористического рассказа
Главная мысль произведения
Восстановление порядка событий.
Анализ заголовка.
Главная мысль произведения
Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Нравственный смысл сказки
Нравственный смысл сказки

4 класс
Количество
часов

Тема урока

1

Вводный урок
Знакомство с учебником по литературному чтению

2

Летописи, былины, жития
Летописи » И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3-4

Летопись- источник исторических фактов. « И вспомнил Олег коня
своего».

Элементы содержания
титульный лист, система условных
обозначений, содержание, словарь
События летописи - основные события
Древней Руси. Осознание понятия» Родина»
Сравнение текста летописи с текстом
произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге» Внеклассное чтение. Летописи.
Былины. Сказания Ориентировка в
литературных понятиях

5

Сказочный характер былины «Ильины три поездочки».

6-7-8

Древнерусская литература. Житие Сергия Радонежского

9

Летописи. Былины. Жития. Оценка достижений.
Чудесный мир классики
Творчество П.П.Ершова. Подготовка сообщения о П.П.Ершове.
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». События литературной сказки. Герои
сказки.

10
11-12-13

14
15-16-17-18

А.С.Пушкин «Няне», «Туча», »Унылая пора»!
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

19
20-21-22
23
24
25
26

Творчество М.Ю.Лермонтова. Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове.
Герои турецкой сказки. М.Ю.Лермонтов» Ашик-Кериб»
Творчество Л.Н.Толстого. Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом.
Басня. Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни.
Творчество А.П.Чехова. Подготовка сообщения о А.П.Чехове.
А.П.Чехов «Мальчики»

27

Чудесный мир классики. Контрольная работа№1
Поэтическая тетрадь
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», »Как неожиданно и ярко…».

28

30

А.А.Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом
стихотворении.
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

31
32
33

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.
Н.А.Некрасов «Школьник»..
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах.

29

Герой былины- защитник государства
Российского.
Детство Варфоломея. Юность. Рассказ о
Куликовом поле на основе опорных слов и
репродукций известных картин.

Сравнение литературной и народной сказок.
Характеристика героев Сравнение словесного
и изобразительного искусства.
Авторское отношение к изображаемому.
Деление сказки на части. Составление плана.
Пересказ основных эпизодов сказки. Герои
пушкинской сказки, их характеристика.
Характеристика героев, отношение к ним
Главная мысль
Нахождение в тексте слов и выражений ,
характеризующих героев и события
Отбор средств художественной
выразительности для создания картины
природы.
Передача настроения и чувства в
стихотворении.
Изменение картин природы в стихотворении.
Слово как средство художественной

выразительности. Сравнение, эпитеты.
34
35-36

Поэтическая тетрадь. Контрольная работа№2
Литературные сказки
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного
литературного жанра.

37

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ.

38-39

57

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском
тексте.
С.Т.Аксаков »Аленький цветочек». Герои художественного текста.
Поэтическая тетрадь. Контрольная работа№3.
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Делу время- потехе час
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл
произведения.
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.
В.В.Галявкин «Никакой я горчицы не ел».
Делу время - потехе час. Контрольная работа№4
Страна детства
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития
событий: выстраиваниеих в тексте.
Страна детства. Контрольная работа №5.
Поэтическая тетрадь
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

58

С.А.Есенин «Бабушкины сказки

59

М.И.Цветаева «Наши царства».

60

Поэтическая тетрадь. Контрольная работа №6.

40-41
42
43
44-45
46-47
48-49
50
51-52
53-54-55
56

Заглавие и главные герои литературной
сказки. Подробный пересказ. Составление
плана
Текст-описание в содержании
художественного произведения. Главная
мысль произведения. Герои литературного
текста.
Герои сказки, авторское отношение к героям
Деление на части. Выборочный пересказ.

Деление на части. Выборочный пересказ.
Смысл заголовка. Герои произведения.
Герои произведения.
Герои произведения. Музыкальное
сопровождение.
Развитие чувства в лирическом
стихотворении.
Развитие чувства в лирическом
стихотворении.
Тема детства в произведениях М.И.
Цветаевой.

61
62-63
64
65
66-67-68
69
70
71

72-73
74
75
76
78
79
80
81-82
83-84
85
86-87-88
89-90-91-92
93-94-95

Природа и мы
Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.
М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.
Е.И.Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков.
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части
Природа и мы. Контрольная работа №7.
Поэтическая тетрадь
С.А.Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь
С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском
произведении.
Поэтическая тетрадь. Контрольная работа №8.
Родина
С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Авторское отношение к
изображаемому.
Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». ». Авторское отношение к
изображаемому.
Проект «Они защищали Родину».
Родина. Контрольная работа №9.
Страна Фантазия
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности
фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических
рассказов.
Страна Фантазия. Контрольная работа №10.
Зарубежная литература
Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы..
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. .
М.Твен «Приключения Тома Сойера».Особенности повествования..

Анализ заголовка
Поступок как характеристика героя.
. Выборочный пересказ.

Средства художественной выразительности.
Изображение природы в сентябре в
лирическом произведении.

Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст
Рассказы о Родине и ее защитниках.
Необычные герои фантастического жанра.

Особенности их характеров
Рассказ о Русалочке.
Сравнение героев и их поступков

96
97

Чтение текста с интонационным выделение знаков препинания.
Итоговая диагностическая работа

98-99
100-101
102

С.Лагерлеф «Святая ночь». Главная мысль.
С.Лагерлеф «В Назарете». Главная мысль.
Внеклассное чтение. Зарубежная литература

Проверка навыка чтения
Установка на нормальный для читающего
темп беглости
Мини- сочинение( отзыв)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».