Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные универсальные учебные действия. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: ...... внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ...... широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ...... учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ...... ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ...... способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ...... основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ...... ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ...... знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ...... развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ...... эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ...... установка на здоровый образ жизни; ...... основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ...... чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: .... внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; .... выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; .... устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; .... адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; .... положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; .... компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; .... морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; .... установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; .... осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; .... эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... принимать и сохранять учебную задачу; ....... учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ....... планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ....... учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ....... осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); ....... оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; ....... адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ....... различать способ и результат действия; ....... вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: ....... в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ....... преобразовывать практическую задачу в познавательную; ....... проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ....... самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ....... осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ....... самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ....... осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ....... использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; ....... строить сообщения в устной и письменной форме; ....... ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ....... основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ....... осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ....... осуществлять синтез как составление целого из частей; ....... проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ....... устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ....... строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ....... обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ....... осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ....... устанавливать аналогии; ....... владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: ....... осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ....... записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; ....... создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ....... осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ....... осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ....... осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; ....... осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ....... строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ....... произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ....... допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ....... учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ....... формулировать собственное мнение и позицию; ....... договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ....... строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ....... задавать вопросы; ....... контролировать действия партнёра; ....... использовать речь для регуляции своего действия; ....... адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ....... учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ....... учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ....... понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ....... аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ....... продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ....... с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ....... задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ....... осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ....... адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ....... адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. К концу обучения обучающийся научится: распознавать и вести этикетный диалог; отличать текст от набора предложений, записанных как текст; находить по абзацным отступам смысловые части текста; выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью); анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; К концу обучения обучающийся получит возможность научиться: оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения; давать оценку невежливому речевому поведению. знать особенности диалога и монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка); пользоваться основными способами правки текста. анализировать типичную структуру рассказа; рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; объяснять значение фотографии в газетном тексте; реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1-4 Родной язык (русский) 1 класс Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке. Слолго-звуковой анализ слова. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку. Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Границы предложений. Дефис. Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 2 класс Общение. Что такое успешное общение. Азбука вежливости. Какие бывают предложения. Речевая деятельность. Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Работа с толковым и орфографическим словарями. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. Использование на письме ь знака. Различие слов с мягким знаком- показателем мягкости и с разделительным мягким знаком. Местоимение (личное) как часть речи : его значение, употребление в речи (общее представление). Развитие логических действий анализа,сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков частей речи. Слушание и говорение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка Типы текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Заголовок. Определение микротем. Описание и повествование. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в текстеописании. Развитие речи . Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Структура текста-рассуждения. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и рисункам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. 3 класс Язык и речь. Наша речь. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Предложения с обращение. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей Обучающее изложение. Словосочетания. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слово и словосочетания. Подробное изложение с языковым анализом текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану Слово в языке и речи. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации Значения приставок. Значение этих значимых частей в слове. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Правописание слов с безударными гласными в корне.Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по картине. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Работа с повествовательным деформированным текстом по самостоятельно составленному плану Имя существительное и его роль в речи. Род имен существительных. Работа с текстом. Письмо по памяти. Отзыв по картине. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины 31 Род имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных ( -ый, -ой, -ая, -яя ). Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. 4 класс Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение. Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Как устроена книга. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Название темы, урока Элементы содержания № урока Букварный период Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта 1 Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. 2 Составление устного рассказа по опорным словам 3 4 Восклицательное предложение Повествовательная и восклицательная интонация Текст как смысловое и тематическое единство Составление рассказов по иллюстрациям прописи . Объединение предметов в группу по общему признаку Слого-звуковой анализ слова. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. Границы предложений. Дефис. Текст как смысловое и тематическое единство Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. 5 Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Двоеточие. Кавычки. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Знаки препинания в конце предложения. 6 Дополнение предложений по смыслу. Письменный ответ на вопрос. Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди Наблюдение за изменением формы числа существительного могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. 7 8 Многозначность. Антиципация. 9 Строчная и заглавная буквы Й, й. Употребление имен прилагательных в речи для характеристики предмета. Письмо букв, слогов, элементов букв. Запись под диктовку. Замена существительного личным местоимением он в тексте 10 11 Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения Применение правил правописания. Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. Применение правил правописания Активизация и расширение словарного запаса. Письмо слов и предложений с изученными буквами. 12 13-14 Письмо слов и предложений с изученными буквами. Использование синонимов и антонимов в тексте. Правописание безударных гласных в корне слова. 15 16 Заглавная буква в именах собственных. Правописание изученных орфограмм. 17 Послебукварный период 18 Русский язык — родной язык русского народа. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. 19 Тематические группы слов. Вежливые слова. 20 21 Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): страна, уроки. Применение правил правописания Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких Применение правил правописания согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста . с нарушенным порядком предложений Согласные звонкие и глухие. Применение правил правописания Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухостизвонкости согласный звук Работа с текстом Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста Проект «Скороговорки» Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, Наблюдение над изобразительными возможностями языка. считалки, загадки; их произнесение с Заглавная буква в словах. учётом особенностей этих текстов. Проект «Сказочная страничка» в названиях сказок — изученные Презентация проекта «Сказочная страничка» правила письма). 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-33 Объединение предметов в группу по общему признаку. Итого: 33 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС п/п Кол-во часов 1 2 Наименование раздела и темы урока НАША РЕЧЬ (4ч) Диалог и монолог Как из слов составить предложение? Элементы содержания Что такое успешное общение. Азбука вежливости. Какие бывают предложения. Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания (без 3 Обучающее сочинение по картине 4 Языковые особенности текста 5 Что такое однозначные и многозначные слова? 6 Что такое синонимы? 7 Что такое антонимы? 8 Как определить ударный слог? терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Работа с картиной. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в «Картинной галерее» учебника. *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Работа с толковым и орфографическим словарями Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: осина (осинка), до свидания. Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного 9 Обучающее сочинение по серии картинок 10 11 13 14 Работа с текстом. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными Наши проекты. Пишем письмо Работа с текстом 15 Наши проекты. Рифма 16 17 Изложение повествовательного текста Правописание слов с разделительным мягким знаком 18 19 20 Составление устного рассказа по серии рисунков Заглавная буква в написании кличек животных. Составление устного рассказа по репродукции картины 21 Что такое текст-повествование? 12 русского языка Анализ и оценка содеожания, языковых особенностей и структуры текста Тема и основная мысль. Устное изложение Заголовок. Определение микротем. Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности Устное изложение Использование на письме ь знака. Различие слов с мягким знаком- показателем мягкости и с разделительным мягким знаком Описание и повествование Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и рисункам Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту 22 Прилагательные близкие и противоположные по значению Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. 23 Что такое текст-описание? 24 Восстановление предложений 25 Что такое местоимение? 26 27 28 Что такое текст-рассуждение? Текст Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста Предложение Слово и его значение Части речи Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи . Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текстаописания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Местоимение (личное) как часть речи : его значение, употребление в речи (общее представление) Структура текста-рассуждения. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста 29 30 31-34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Язык и речь – 2 часа 1 Наша речь. Виды речи. Развитие логических действий анализа,сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков частей речи Язык и речь. Наша речь. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального 2 Предложения с обращением. 5 Обучающее изложение. Словосочетания. 6 Слово и словосочетания. 7 8 Подробное изложение с языковым анализом текста Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану Слово в языке и речи. Проект «Рассказ о слове». 3-4 9 10 11 Значения приставок. 12 Обучающее изложение. 13 Правописание слов с безударными гласными в корне. 14 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 15 Обучающее изложение. самосознания Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слово с непроверяемым написанием: пшеница Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Значение приставок. Значение этих значимых частей в слове. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа со страничкой для любознательных) Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану 18 17 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. 19 Сочинение по картине В. Васнецова «Снегурочка». 20 Правописание суффиксов и приставок. 21 Правописание приставок и предлогов. 22 Изложение текста по самостоятельно составленному плану 28 29 30 Имя существительное и его роль в речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Род имен существительных. Работа с текстом. Письмо по памяти. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушкаквакушка». Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь». 31 Род имен прилагательных. 32 33 34 Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками». Составление письма. Выборочное подробное изложение повествовательного текста 23 24 25 26 27 34 часа Работа с повествовательным деформированным текстом по самостоятельно составленному плану Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «ЦаревнаЛебедь». Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных ( -ый, -ой, -ая, -яя ). Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Колич ество часов 1 Тема урока Элементы содержания Наша речь и наш язык. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. 2 Типы текстов. Составление устного рассказа на выбранную тему 3 Изложение повествовательного текста Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать письменное изложение текста. 4 Словосочетание. Восстановление деформированного текста Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). 5 Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» 6 Изложение повествовательного текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Учимся писать письменное изложение текста. 7 Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова Словарные статьи в толковом, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. 8 Фразеологизмы.. Составление текста по рисунку и фразеологизму 9 Упражнение в написании приставок и суффиксов. 10 Части речи. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. 11 Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Учимся писать сочинение. 12 Несклоняемые имена существительные 13 Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение. Учимся писать сочинение. 14 15 16 17 Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже 18 Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану 19 . Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Учимся писать письменное изложение текста. 20 21 Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу . Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» 22 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение 23 24 Учимся писать сочинение. Синонимы и антонимы Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. 25 Изложение повествовательного текста 26 27 Составление сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога 28 .Изложение повествовательного текста 29 30 Изложение по самостоятельно составленному плану Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Учимся писать сочинение. 31 32 33 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Изложение деформированного повествовательного текста Составление текста на спортивную тему Как устроена книга. 34 Текст ИТОГО – 34 урока Рассказ о памятных событиях своей жизни.