Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском) » ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные универсальные учебные действия. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: ...... внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ...... широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ...... учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ...... ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ...... способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ...... основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ...... ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ...... знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ...... развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ...... эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ...... установка на здоровый образ жизни; ...... основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ...... чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: .... внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; .... выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; .... устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; .... адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; .... положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; .... компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; .... морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; .... установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; .... осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; .... эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... принимать и сохранять учебную задачу; ....... учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ....... планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ....... учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ....... осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); ....... оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; ....... адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ....... различать способ и результат действия; ....... вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: ....... в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ....... преобразовывать практическую задачу в познавательную; ....... проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ....... самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ....... осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ....... самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ....... осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ....... использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; ....... строить сообщения в устной и письменной форме; ....... ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ....... основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ....... осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ....... осуществлять синтез как составление целого из частей; ....... проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ....... устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ....... строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ....... обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ....... осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ....... устанавливать аналогии; ....... владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: ....... осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ....... записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; ....... создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ....... осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ....... осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ....... осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; ....... осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ....... строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ....... произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: ....... адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ....... допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ....... учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ....... формулировать собственное мнение и позицию; ....... договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ....... строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ....... задавать вопросы; ....... контролировать действия партнёра; ....... использовать речь для регуляции своего действия; ....... адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ....... учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ....... учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ....... понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ....... аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ....... продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ....... с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ....... задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ....... осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ....... адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ....... адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; – создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 – 4 КЛАСС Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. Слушание и говорение Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Читать стихотворные тексты. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов 1 Слово и предложение. Различение слова и предложения. Значение слова. 2 Звуки в окружающем мире и в речи 3 4 Тема урока Элементы содержания Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями Определение количества слогов в словах. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий Слог - слияние. Составление Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. Звуковой анализ текста по сюжетным картинкам. слова. Гласные и согласные звуки, их особенности. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам Животные и растения в сказках, Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, рассказах и на картинках выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами художников. 5 Сопоставление слогов и слов с В вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с буквами с и з (закрепление) опорой на текст и личный опыт. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. 6 Чтение слов с буквой б. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п Гласные буквы Я, я. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. 7 Чтение слов с буквой г. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Сопоставление слогов и слов с Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. буквами к и г 8 13 9 Буква ь в конце и в середине Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. слова для обозначения мягкости Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. согласного Озаглавливать текст. 10 Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление) Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания 11 Согласные звуки [х],[х'], буквы X, х .Чтение слов с буквой X . Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. 12 Гласный звук [э], буквы Э, э . Чтение слов с буквами Э, э . Читать стихотворные тексты. Осознание монолога как формы речевого высказывания Мягкий и твердый разделительные знаки Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Озаглавливать текст. Пересказывать текст Послебуква рный период 14-15 История славянской азбуки. В. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста. Поиск Крупин. Первоучители информации в текстеи на основе иллюстрации. словенские 16 А. С.Пушкин. Сказки . Выставка книг. Книги художественные. 17 М. М .Пришвин. « Глоток молока». Герои рассказа. Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова «Песенка-азбука» Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. Рассказ о герое рассказа Сравнение стихотворений и рассказов. Выразительное чтение. 19 Проект «Живая Азбука». Наши достижения. Осознание монолога как формы речевого высказывания Участие в групповом проекте. Читать наизусть с выражением. Умение определять уровень своих достижений. 20 Презентация проекта «Живая Азбука» 18 Литературное чтение Жили - были буквы 21-22 23 24 В. Данько «Загадочные буквы». Использование норм речевого этикета. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев. Проект: Создаём музей «Город букв» . С. Черный «Живая азбука»; Ф. Главная мысль. Характер героя. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Произведения классиков Рифма. Заголовок. Главная мысль произведения отечественной литературы. Из старинных книг. Сказки, загадки, небылицы 25 Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни». Фольклор русского народа. Темы загадок. Сочинение загадок. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение. Выразительные средства языка. Загадки, песенки. 26 27 28 29 30 31-32 Из старинных книг. Сказки, загадки, небылицы Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы) Апрель, апрель! Звенит капель Рифма. Заголовок. Сравнение Использование норм речевого этикета. Выразительное чтение. Составление загадок. стихов разных поэтов на одну тему. Проект» Составляем сборник загадок» И в шутку и всерьез И. Пивоварова «Кулинакипулинаки» К.Чуковский «Телефон». Произведения классиков отечественной литературы. Из старинных книг. Произведения классиков отечественной литературы. Из старинных книг. Я и мои друзья - Произведения классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками . Заголовок - «входная «дверь в текст. Герои юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть Характерные черты юмористического текста Из старинных книг. Главная мысль, тема. План рассказа Проект «Наш класс – дружная семья» Сравнение рассказа и стихотворения О братьях наших меньших Сравнение произведений на одну тему: сходство и различие 33 Поступки героев. Пересказ на основе иллюстрации. Произведения о братьях наших меньших. Сравнение художественного и научно-популярного текстов Итого:33 ч. 2 класс Количество часов Тема урока 1 Старинные и современные книги . 2 3 4 5 Элементы содержания Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочноэнциклопедическая литература. Сравнение книг. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее. Считалки и небылицы-малые Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания жанры устного народного Созвучные окончания слов в песне, прибаутке, потешке, считалке, небылице. творчества. Русская народная сказка «У Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские страха глаза велики». народные сказки). Прием звукописи при создании кумулятивной сказки А.А. Шибаев «Вспомни сказку». Люблю природу русскую. Осень. Картины осенней природы. Прогнозирование содержания раздела. Соотнесение загадки и отгадки Нравится ли вам осень? Осенние загадки. 6 7 8 9 10-11 12 13 14-15 16 17 18-19 В. Берестов «Хитрые грибы», Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Находить средства «Грибы». художественной выразительности. Русские писатели А.С. Пушкин - великий русский писатель. Викторина по сказкам поэта. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. Нравственный смысл басни. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». Русские писатели. Оценка достижений. О братьях наших меньших Веселые стихи о животных. Произведения о братьях наших меньших . Рифма. Н.И. Сладков «Они и мы», Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (рассказы и А.А. Шибаев «Кто кем стихи). становится?». Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака...». Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Нравственный смысл поступков. В. Бианки «Сова». Пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Из детских журналов Произведения из детских Детские периодические издания. Ритм стихотворного текста. журналов. Д. Хармс «Игра». Заголовок. Произведения из детских 20 21 22 23 24 25 26 27 28 журналов Ю.Д. Владимиров «Чудаки», А. Веденский «Учёный Петя», «Лошадка». Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Весёлый старичок». Разноцветные странички. Люблю природу русскую. Зима. С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности жанра. Писатели детям К. Чуковский «Федорино Произведения классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими горе». Авторское отношение к школьниками изображаемому. С. В. Михалков «Мой щенок». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. Герои юмористического рассказа. Н. Н. Носов «Затейники». Я и мои друзья Стихи о дружбе и друзьях. В. Ритм стихотворного текста. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В. Осеева «Волшебное слово». Произведения о добре, дружбе, справедливости Составление плана рассказа В. Осеева «Почему?». Составление плана рассказа Я и мои друзья. Оценка достижений. Люблю природу русскую. Весна 29 30 31 32 33-34 А. Плещеев «Весна», Произведения о Родине. Ритм стихотворного текста. «Сельская песенка». Звукопись Е.А. Благинина «Посидим в тишине», Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». И в шутку и всерьез Б. Заходер «Песенки ВинниПуха». Герой авторского стихотворения. В. Берестов «Кисточка». Герой авторского стихотворения. Г. Остер «Будем знакомы». Герой авторского стихотворения. Количество часов Элементы содержания 3 класс 1 Первопечатник Иван Фёдоров Фотографии, рисунки, текст- объекты для получения необходимой информации. 2 Докучные сказки. Фольклор русского народа. Малые формы устного народного творчества 3 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Произведения устного народного творчества разных народов. Деление текста на части, составление плана. 4 Русская народная сказка «Сивка – бурка» Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Характеристика героев 5 Устное народное творчество. Оценка достижений. Проверочная работа №1 6 Поэтическая тетрадь 1 А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из Произведения о Родине. окошка…». Эпитеты- слова, рисующие картины природы. 7 И.З. Суриков «Детство». 8 Великие русские писатели Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина. А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». 9 А.С. Пушкин «Зимний вечер». 10 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и Произведения о Родине. Подвижные картины природы. Сравнение изобразительное средство. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Произведения классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Сравнение народной и литературной сказок. Герои литературной сказки. 11 могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 12 М.Ю. Лермонтов «Осень». Настроение стихотворения 13 Л.Н. Толстой «Прыжок». Нравственный смысл сказки. Герои басни и их характеристика Произведения классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Сравнение рассказов: тема, главная мысль, события, герои. Поэтическая тетрадь 2 14 Стихотворения о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень!» 15 И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» 16 Д.Н. Мамин-Сибиряк Произведения о братьях наших меньших. Произведения классиков детской русской «Сказка про храброго зайца – литературы, доступные для восприятия младшими школьниками Герои сказок и их длинные уши, косые глаза, характеристика короткий хвост» 17 В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. 18 19 Былинебылицы К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон». Произведения о Родине. Создание словесных картин Произведения о братьях наших меньших. Герои произведения и их характеристика. Составление плана текста. Поэтическая тетрадь 3 20 А.А. Блок «Сны», «Ворона». 21 Люби живое И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». 22 23 24 25 В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ В.П. Астафьев «Капалуха». Поэтическая тетрадь 4 С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». 26 Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». 27 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Ещё мама».. 28 29 Н.Н. Носов «Федина задача».. 30 По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для Средства художественной выразительности Произведения о братьях наших меньших. Главный герой произведения Произведения классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Составление плана на основе названия глав Герои произведения. Средства художественной выразительности Средства художественной выразительности Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (рассказы и стихи). Произведения о детях, семье и школе. Юмористические произведения. Особенность заголовка произведения Особенности речи героев. Чтение по ролям. Особенности юмористического рассказа. Основные темы детского чтения детей. 31 Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. 32 Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (мифы). Мифологические герои и их подвиги. 33 Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения Произведения о братьях наших меньших. Нравственный смысл сказки Тема урока Элементы содержания 34- 1 резерв 4 класс Количество часов 1 2 3 4 5 6 Вводный урок Былина-жанр устного народного творчества. Былина «Ильины три поездочки» Проект: «Создание календаря исторических событий» Внеклассное чтение «По сказкам Пушкина» . Подготовка сообщения о А.С.Пушкине. Картины природы в стихотворении. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Характер главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Детство» А.П.Чехов «Мальчики». Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (былины). Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв 7 8 9 10 11 12-13 14-15 16-17 18 19 20-21 22 Главные герои рассказа – герои своего времени. Поэтическая тетрадь А.А.Фет «Бабочка». Ритм стихотворения. Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». Внеклассное чтение. Родные поэты. Литературные сказки В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. С.Т.Аксаков »Аленький цветочек». Герои художественного текста. Делу время- потехе час В.Ю.Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках и о школе. Страна детства Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. М.М.Зощенко «Ёлка». Составление плана. Поэтическая тетрадь Интонация ( тон, паузы, темп) стихотворения. Передача настроения и чувства в стихотворении. Произведения о Родине. Изменение картин природы в стихотворении. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв Произведения о добре, дружбе, справедливости. Текст-описание в содержании художественного произведения. Главная мысль произведения. Герои литературного текста. Герои сказки, авторское отношение к героям Деление на части. Выборочный пересказ. Произведения о детях, семье и школе Герои произведения. Пересказ. 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34 М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». Природа и мы Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. Проект «Природа и мы». Поэтическая тетрадь Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирических произведениях. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Картины осени в произведениях Путешествие в мир поэзии. Родина И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Внеклассное чтение «О Родине» Страна Фантазия Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Кир Булычёв «Путешествие Алисы» .Внеклассное чтение «В путь, друзья!» Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. Анализ заголовка Использование норм речевого этикета. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв Произведения о Родине, ее истории. природе. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв Произведения о детях, семье и школе. Необычные герои фантастического жанра.