ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные результаты 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Предметные результаты 1) владение базовым понятийным аппаратом: цепочка (конечная последовательность); мешок (неупорядоченная совокупность); утверждения, логические значения утверждений; исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения; дерево, понятия, связанные со структурой дерева; игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; 2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не; использование имён для указания нужных объектов; использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения; использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры. Глава 1. Повторение. (7 часов). Учащиеся должны понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств. знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами уметь получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи.. Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов). Учащиеся должны знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение; понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь»; уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Глава 3. Мир моделей(8 часов). Учащиеся должны знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа. уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи Глава 4. Управление(8 часов) Учащиеся должны знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», « объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации. уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи В результате реализации программы предмета «Информатика» обучающиеся получат возможность научиться: использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; понимать изображения «Деревьев», графов, строить их, кодировать информацию; активно использовать средств информационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач (давать понятие «компьютер», знать его устройство, предназначение, работать с текстами, обрабатывать их, в том числе и с помощью компьютера; использовать помощников человека при счёте (компьютер); владеть различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации, вводить текст с помощью клавиатуры; осуществлять логические действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (развитие умений находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; называть последовательность простых знакомых действий; противоположные по смыслу слова; работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета отнесения к известным понятиям. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава 1. Действия с информацией. (7 часов). Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Контрольная работа по теме: «Действия с информацией». Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (8 часов). Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. Глава 3. Мир моделей (8 часов). Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. Контрольная работа по теме: «Мир моделей». Глава 4. Управление (9 часов) Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Контрольная работа по теме: «Управление». Повторение (2 час) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № урок а Тема урока Колич ество часов Глава 1. Действия с информацией. 1. Техника безопасности. Человек в мире информации. Действия с информацией. 1 Объект и его свойства. 1 Отношения между объектами. 1 Компьютер. 1 Действия с информацией. Практикум Контрольная работа. Действия с информацией. 1 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация, хранение, обработка, передача объект, имя объекта, свойства объекта симметричные и несимметричные отношения устройства ввода, вывода, обработки данных 1 Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение. 8. Понятие. 1 образ, понятие, термин 9. Деление понятий. 1 деление понятий 10. Обобщение понятий 1 Обобщение понятий Отношения между понятиями. 1 Понятия «истина» и «ложь». 1 круги Эйлера-Венна отношения равнозначности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия истинные и ложные высказывания Суждение. 1 11. 12. 13. истина, ложь суждение, истинное и ложное суждения, простые и сложные суждения № урок а Колич ество часов Тема урока Глава 1. Действия с информацией. 14. Умозаключение. 1 15. Контрольная работа. Понятие, суждение, умозаключение. 1 умозаключение, посылки Глава 3. Мир моделей Модель объекта. 1 Текстовая и графическая модели. 1 модель, материальные, информационные, виртуальные модели текстовая, графическая модель 18. Алгоритм. 1 алгоритм, свойства алгоритма Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. 1 19. 20. Исполнитель алгоритма 1 текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями исполнитель алгоритма, СКИ Компьютер как исполнитель. 1 Мир моделей. Практикум 1 Мир моделей. Контрольная работа 1 16. 17. 21. 22. 23. робот, языки программирования, компьютерная программа Глава 4. Управление. 24. 25. Кто, кем и зачем управляет 1 Управляющий объект и объект управления 1 Цель управления. 1 26. Управляющее воздействие 1 Средство управления 1 Результат управления 1 Современные средства коммуникации Управление. Практикум. 1 Контрольная работа. 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 1 цели управления, выбор, управление собой и другими людьми. Управляющий объект, объект управления. Цель управления, какие бывают цели, схема управления. Управляющее воздействие, виды управляющего воздействия, управляющий сигнал Управляющее воздействие, средство управления Цель управления, результат управления, самоуправление Средство массовой коммуникации, свойства информации № урок а Тема урока Колич ество часов Глава 1. Действия с информацией. Информационное управление. 33. 34. Действия с информацией. Понятие, суждение, умозаключение. Практикум Мир моделей. Управление. Практикум 1 1