ТЕХНОЛОГИЯ 1-4

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные универсальные учебные действия:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
 . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
 . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
 . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального
сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
 . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
 . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 . установка на здоровый образ жизни;
 . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
 . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
 . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 . принимать и сохранять учебную задачу;
 . учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 . планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 . учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 . осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 . оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
 . адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
 . различать способ и результат действия;
 . вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
 . в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 . преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 . проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 . самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
 . осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
 . самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 . осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
 . осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 . использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 . строить сообщения в устной и письменной форме;
 . ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 . основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в

первую очередь текстов);
 . осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 . осуществлять синтез как составление целого из частей;
 . проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 . устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 . строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
 . обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
 . осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
 . устанавливать аналогии;
 . владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 . осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 . записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
 . создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 . осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 . осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 . осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 . осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
 . строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 . произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 . адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя
в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 . допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
 . учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 . формулировать собственное мнение и позицию;
 . договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 . строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
 . задавать вопросы;
 . контролировать действия партнёра;
 . использовать речь для регуляции своего действия;
 . адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 . учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

 . учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 . понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 . аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 . продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 . с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
 . задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 . осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 . адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 . адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники
безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
 получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о
предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об
отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности
предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
 получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов
материальной культуры;
 получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
 научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при
изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторскотехнологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики
рук.
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных
проектов:
 получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в
целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма
работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
 овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения,

анализа, классификации, обобщения;
 получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных
способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую
печатную и электронную информацию;
 познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут
первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами
поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
 получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за
одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как
трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира
(архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности
тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия
конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и
окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в
создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем
месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение
социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и
индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги
(например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным
свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и
безопасного использования.
В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и
др.), материалы, используемые в декоративно­прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
1

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий
и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия;
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение
деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз,
развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных
графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия
(общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном
конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере;
бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого
текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
1

2

Тема урока

Элементы содержания (понятия)
Давайте познакомимся (3 часа)
Как работать с учебником? Я и мои друзья. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени (на всех уроках с 1-4 класс)
Материалы и инструменты. Организация
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
рабочего места.
инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Что такое технология?

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека

4

Природный материал.

Человек и земля (20 часов + 1 резерв)
Общее понятие о материалах, их происхождении
Изделие: «Аппликация из листьев».

5

Пластилин.

6

Пластилин.

7

Растения.

8

Растения. Проект «Осенний урожай».

9

Бумага.

10

Бумага.

3

Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Эскиз, сборка Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изделие, деталь изделия (общее представление).
Композиция Изделие «Мудрая сова».
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Земледелие Изделие:
«Получение и сушка семян»
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Проект Изделие. «Овощи из
пластилина”
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Шаблон, симметрия, правила безопасной работы Изделие «Волшебные фигуры»
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (по шаблону), выделение деталей (резание ножницами), формообразование
деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Изделие «Закладка из бумаги»
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на

11

Насекомые.

12

Дикие животные. Проект «Дикие
животные».

13

Новый год. Проект «Украшаем класс к
Новому году».

14

Домашние животные.

15

Такие разные дома. Практическая работа.

1617
18

Посуда. Проект «Чайный сервиз».
Свет в доме.

простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные
виды конструкций и способы их сборки.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Изделие «Пчелы и соты».
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Изделия «Украшения на елку, на окно»
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Изделие: «Котенок».
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Рукотворный мир как результат труда человека Макет, гофрированный картон Изделие: «Домик
из веток».
Сервировка, сервиз Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница»
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений
Изделие: «Торшер».

19

Мебель

20

Одежда, ткань, нитки.

21

Учимся шить.

22

Учимся шить.

Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Изделие: “Закладка с вышивкой”.

23
24

Учимся шить
Передвижение по земле.

Изделие: “Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями. Медвежонок”
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Изделие: “Тачка”.

25

Вода в жизни человека. Вода в жизни
растений.

26

Питьевая вода.

27

Передвижение по воде. Проект “Речной
флот”.

28

Использование ветра.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Изделие: «Стул»
Выкройка, модель. Изделие: «Кукла из ниток»
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (по трафарету, копированием, с помощью линейки, ), выделение деталей
(резание ножницами), сборка изделия ( ниточное), отделка изделия или его деталей ( аппликация
и др.).
Правила безопасной работы с иглой. Изделия: “Строчка прямых стежков. Строчка стежков с
перевивом змейкой. Строчка стежков с спиралью.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Человек и вода (3 часа)
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Рассада. Проращивание
семян.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей ( по шаблону, копированием, с помощью линейки, циркуля), выделение
деталей ( резание ножницами, ), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.),
сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.).
Изделие: “Колодец”.
Оригами Изделия: “Кораблик из бумаги, плот”
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Человек и воздух (3 часа)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.).
Флюгер Изделие: Вертушка”.
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные

виды конструкций и способы их сборки.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз), выделение деталей (отрывание), сборка изделия (клеевое), отделка
изделия или его деталей (аппликация и др.).
Мозаика Изделие: ”Попугай”.

29

Полеты птиц

30

Полеты человека.

31

Способы общения.

Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Летательный аппарат Изделие: “Самолет, парашют”.
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные
виды конструкций и способы их сборки.
Человек и информация (3 часа)
Изделие: “Письмо на глининой дощечке”, “Зашифрованное письмо

32

Важные телефонные номера.

Изделие: «Важные телефонные номера»

33

Компьютер.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора.
Компьютер, Интернет.

№
1

2

3

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (34 часа)
Тема урока
Элементы содержания (понятия)
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
учебником.
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени
Человек и земля (23 часа)
Земледелие. Практическая работа № 1:
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
«Выращивание лука».
(общее представление).
Земледелие, овощевод, садовод
Керамика, глазурь, гончар, мастер корзинщик Изделие: Корзина с цветами.
Посуда.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Работа с пластичными материалами
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
(пластилин). Практическая работа № 2
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
«Съедобные и несъедобные грибы»,
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
«Плоды лесные и садовые».
Изделие: «Семейка грибов на поляне»

5
6

7
8
9
10

Работа с пластичными материалами
(тестопластика).
Посуда. Работа с пластичными
материалами (глина или пластилин).
Проект «Праздничный стол»
Народный промысел хохломская
роспись. Работа с папье-маше.
Особенности народного промысла
городецкая роспись.
Особенности народного промысла
дымковская игрушка.
История матрешки.

11

Выполнение деревенского пейзажа в
технике рельефной картины.

12

Человек и лошадь. Практическая работа
№ 3: «Домашние животные»

13

Домашние птицы.

14

Работа с бумагой. Конструирование.
Проект «Деревенский двор»

15

Новый год.

Тестопластика, пекарь, кондитер Изделие: «Игрушка из теста»

Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных
народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Народно-прикладное искусство, орнамент Изделие: «Золотая хохлома» в технике папье-маше
Имитация, роспись, подмалевок Изделие: «Городецкая роспись»
Изделие: «Дымковская игрушка»
Способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховскомайдановская, авторская; игрушечник, резчик по дереву. Изделие: «Матрешка из картона и
ткани»
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности –
изделия (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам)
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание). Рельеф, пейзаж Изделие: «Пейзаж «Деревня»
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Животновод, коневод, конюх, лицевая сторона, изнаночная сторона Изделие: «Лошадка»
Инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика Изделие: «Курочка из крупы»,
«Цыпленок», «Петушок» (по выбору)
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (по шаблону, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей
(сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, проволочное), отделка изделия или его
деталей (аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание).
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,

простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Изделие: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору)
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Венец, наличник, причелина Изделие: «Изба», «Крепость».
Циркуль Изделие: «Домовой»

16

Строительство. Полуобъемная пластика.

17

В доме. Практическая работа № 4: «Наш
дом».

18

Проект «Убранство избы».

Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура) разных народов России (на примере
2–3 народов). Печник, истопник, утварь, лежанка, устье, шесток Изделие: «Русская печь»
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

19

Ткачество.

20
21

Мебель традиционная для русской избы.
Национальный костюм и особенности
его украшения.
Создание национального костюма
(женского и мужского).

Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных
народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного
искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов).
Переплетение, основа, уток Изделие: «Коврик».
Изделие: «Стол и скамья».
Волокна, виды волокон, сутаж, плетение Изделие: «Русская красавица»
Изделие: «Костюмы для Ани и Вани».
Изделие: «Кошелек».

22
23
24

Технология выполнения строчки косых
стежков.
Способ оформления изделий вышивкой.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

25

Рыболовство.

26

Проект «Аквариум».

27

Полуобъемная аппликация.

28

Птица счастья.

29

Использование ветра.

30

Пяльцы, пряха, вышивальщица Изделие: «Тамбурные стежки. Салфетка»
Человек и вода (3 часа)
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Рыболов, рыболовство, изонить Изделие: Композиция «Золотая рыбка»
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (по шаблону, копированием, с помощью линейки, угольника), выделение
деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и
др.), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и
др.). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание). Аквариум Изделие: «Аквариум»
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Русалка, сирена Изделие: «Русалка»
Человек и воздух (3 часа)
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Оберег, оригами Изделие: «Птица счастья»

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Мельница, мельник Изделие: «Ветряная мельница»
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.).
Флюгер, его назначение, конструктивные Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
особенности, использование.
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Фольга, флюгер Изделие: «Флюгер».

Книгопечатание.

31

32-33

Способы поиска информации.
Практическая работа № 5: «Ищем
информацию в Интернете»

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание).
Человек и информация (3 часа)
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей ( по шаблону, копированием, с помощью линейки), выделение деталей
(резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия
(клеевое, ниточное), отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.).
Книгопечатание, книжка-ширма Изделие: «Книжка-ширма».
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации .
Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим
устройствам.
Компьютер, Интернет, набор текста

Выставка достижений учащихся за год

34

№
1

2

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Тема урока
Элементы содержания (основные понятия)
Знакомство с учебником (1 час)
Здравствуй, дорогой друг! Как работать Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
с учебником. Путешествие по городу
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времениГородская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный,
экскурсия, экскурсовод
Человек и земля (21 час)
Архитектура.
Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, разных народов России (на примере
2–3 народов). Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании
предметной среды (общее представление).
Архитектор, инженер-строитель, прораб, архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз,
технический рисунок, развёртка, линии чертежа.
Изделие: «Дом»
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Городские постройки.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Изделие: «Телебашня»
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых

4

5,6

7,8

инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.).
Парк.
Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник, лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка,
секатор. Изделие: «Городской парк»
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Проект «Детская площадка».
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Технологическая карта, защита проекта. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Модельер, закройщик, портной, швея, ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая
Практическая работа № 1 «Коллекция одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Изделия:
тканей».
«Строчка
стебельчатых стежков», "Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука».
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).

9

Изготовление тканей.

10

Вязание.

11

Одежда для карнавала.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Прядильщица, ткач, ткачество, ткацкий станок, гобелен. Изделие: «Гобелен»
Вязание, крючок, воздушные петли Изделие: «Воздушные петли»
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (лекалу, копированием, с помощью линейки, циркуля), выделение деталей
(резание ножницами), формообразование деталей
( складывание и др.), сборка изделия (ниточное), отделка изделия или его деталей (вышивка,
аппликация и др.). Карнавал, крахмал, кулиска Изделия: «Кавалер», «Дама»
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,

конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

12

Бисероплетение. Практическая работа № Бисер, бисероплетение. Изделия: «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки».
2 «Кроссворд «Ателье мод»
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

13

Кафе. Практическая работа № 3 «Тест Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание
«Кухонные принадлежности»
доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Повар, кулинар, официант, порция, меню. Изделие: «Весы».
Фруктовый завтрак. Практическая работа Рецепт, ингредиенты, стоимость. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по
№ 4 «Таблица «Стоимость завтрака»
выбору учителя).

14

15

Колпачок – цыпленок.

16
17

Бутерброды.
Салфетница.

18

Магазин подарков.

19

Золотистая соломка.

20

Упаковка подарков.

21

Автомастерская.

22

Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Синтепон, сантиметровая лента. Изделие «Колпачок-цыпленок
Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя)
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Салфетница, сервировка. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток»
Товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин, магазин, консультировать,
витрина, этикетка, брелок. Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Соломка, междоузлия. Изделие «Золотистая соломка»
Упаковка, контраст, тональность Изделие: «Упаковка подарков»

Разнообразие предметов рукотворного мира (техника) разных народов России (на примере 2–3
народов).
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Инженер-конструктор, автослесарь, пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка,
конструкция, объемная фигура, грань. Изделие: «Фургон «Мороженое»
Грузовик. Практическая работа № 5 Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
«Человек и земля»
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений

23

24

25

26

27

28

29

Подвижное соединение, неподвижное соединение. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль».
Человек и вода (4 часа)
Мосты.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Изделие: модель «Мост»
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.).
Водный транспорт.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Кораблестроитель, верфь, баржа, контргайка. Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя)
Океанариум. Проект «Океанариум». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
Практическая работа № 6 «Мягкая простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
игрушка».
функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Ихтиолог, мягкая игрушка, океанариум. Изделие: «Осьминоги и рыбки».
Фонтаны. Практическая работа № 7 Фонтан, декоративный водоём. Изделие: «Фонтан».
«Человек и вода»
Человек и воздух (3 часа)
Зоопарк. Практическая работа: «Тест Оригами, бионика. Изделие: «Птицы».
«Условные
обозначения
техники
оригами»
Вертолетная площадка.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Лётчик, штурман, авиаконструктор, вертолёт, лопасть. Изделие: «Вертолёт «Муха»
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Воздушный шар. Практическая работа № Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
8 «Человек и воздух»
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Папье-маше. Изделие: «Воздушный шар».
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделия: «Композиция «Клоун». Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную
деятельность)
Человек и информация (5 часов)

30

Переплетная мастерская.

31

Почта.

32, 33 Кукольный театр.
спектакль».
34
Афиша

Проект

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений
Печатник, переплётчик, переплёт. Изделие: «Переплётные работы»
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Почтальон, почтовый служащий, корреспонденция, бланк. Изделие: «Переплетные работы»
«Готовим Кукольник, художник-декоратор, кукловод, театр кукол, программа. Кукольный театр»
Афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Изделие: «Афиша»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

№
1

Тема урока
Как работать с учебником

2-3

Вагоностроительный завод.

4

Полезные ископаемые.

Элементы содержания (основные понятия)
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Технология, материалы, инструменты, технологический
процесс, приёмы работы.
Человек и земля (21 час)
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор,
ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их
узнавание).
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых

5

Полезные ископаемые.

6-7

Автомобильный завод.

8-9

Монетный двор.

10-11

Фаянсовый завод.

группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, геолог, буровик.
Изделие: «Буровая вышка»
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню. Изделие:
«Малахитовая шкатулка»
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Автомобильный завод, конвейер, операция. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика»
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё,
тиснение. Изделие: «Стороны медали», «Медаль»
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор, скульптор, художник.
Изделие: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс»
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по

их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
12

13

14-15

16-17

18-19

20-21

22

Швейная фабрика.

Изготовление лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик, кустарное
производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортёр, мерка, размер.
Изделие: «Прихватка»
Швейная фабрика.
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка»
Обувное производство
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Обувщик, обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы,
синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Изделие: «Модель летней детской обуви»
Деревообрабатывающее производство.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Столяр, древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделие: «Технический рисунок
лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Кондитерская фабрика. Практическая Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
работа № 1 «Тест «Кондитерские (общее представление).
изделия».
Кондитер, технолог-кондитер, какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло,
конширование. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье»
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание
доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам
Бытовая техника. Практическая работа № Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание
2
«Тест
«Правила
эксплуатации доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам
электронагревательных приборов».
Слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, бытовая техника, бытовое электрооборудование,
источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур,
витраж.
Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»
Тепличное хозяйство.

Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Агроном, овощевод, теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника Изделие:

23

24

25

26

27
28

29

30

31

«Цветы для школьной клумбы»
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Человек и вода (3 часа)
Водоканал.
Водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи Изделие: «Фильтр для очистки
воды»
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
Порт.
Практическая работа № 3 Лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, порт, причал, док, карантин, военно«Технический
рисунок
канатной морская база, морской узел . Изделие: «Канатная лестница»
лестницы».
Узелковое плетение.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Макраме. Изделие: «Браслет»
Человек и воздух (3 часа)
Самолетостроение. Ракетостроение.
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды
(общее представление).
Лётчик, космонавт, самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли,
ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолет»
Самолетостроение. Ракетостроение.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
Самолетостроение. Ракетостроение.
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Изделие: «Ракета-носитель»
Каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей»
Человек и информация (6 часов)
Создание титульного листа.
Редактор, технический редактор, корректор, художник, издательское дело, издательство,
печатная продукция, редакционно-издателькая обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы
книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный
лист»
Работа с таблицами.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление.
Изделие: работа с таблицами
Создание содержания книги. Практическая Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер.
работа № 4 «Содержание»
Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях.

32-33
34

Переплетные работы.
Итоговый урок

Шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник
путешественника»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».