ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:

 ..внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
 ..широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 ..учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
 ..ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оцен ок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 ..способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 ..основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
 ..ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 ..знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие
морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
 ..развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
 ..эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 ..установка на здоровый образ жизни;
 ..основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 ..чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 ..внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
 ..выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 ..устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 ..адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 ..положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реали зации социальной роли
«хорошего ученика»;
 ..компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 ..морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в

общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 ..установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
 ..осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
 ..эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пр остранстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фик сировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:






принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи);



оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:







в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как
по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:








осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные)
для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;







осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:










осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:





адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственн ой, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;








договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:











учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необход имую информацию как
ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 ..Учащиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 ..обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
 ..приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить св оё
место в ближайшем окружении;
 ..получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
 ..познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его
изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 ..получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
 ..примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные

нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
2.6.1. Человек и природа
Выпускник научится:
 ..узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 ..описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
 ..сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
 ..проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 ..использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
 ..использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 ..использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
 ..обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
 ..определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
 ..понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
 ..использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
 ..моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных
из конструктора;
 ..осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 ..пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;

 ..выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
 ..планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
2.6.2. Человек и общество
Выпускник научится:
 ..узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
 ..различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
 ..используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 ..оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других
людей и сопереживания им;
 ..использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
 ..осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
 ..ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
 ..наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
 ..проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени су ток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растени я
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущи е и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и к раткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его
людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:

проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре
народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; прав ила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной
газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) . Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам , их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного к рая.
Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3 –4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности .
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического
и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Тематическое планирование по учебному предмету Окружающий мир 1 класс

Коли
чество
часов
1.

2.

Тема урока
Введение. Задавайте
вопросы!

Что? Кто?
19 ч
Что такое Родина?

3.

Что мы знаем о народах
России?

4.

Что мы знаем о Москве?

5.

6.

Проект «Моя малая
Родина».

Что у нас над головой?

Элементы содержания
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласомопределителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых.
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина.
Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Наша Родина –
Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина»,
«Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору).
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и
национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные
религии. Единство народов России
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор
Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы. Родной край – частица России. Родной город (населенный
пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта.
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

7.

8.
9.

Что у нас под ногами?
Что общего у разных
растений?
Что растёт на подоконнике и
на клумбе?

10

Что это за листья?

11

Что такое хвоинки?

12

Кто такие насекомые?

13

Кто такие рыбы?

14

Кто такие птицы?

15

Кто такие звери?

16

Что окружает нас дома?

17

Что умеет компьютер?

18
19

Что вокруг нас может быть
опасным?
На что похожа наша планета?

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Камни как природные объекты,
разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении
камней в жизни людей. Распознавание камней
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
Растения, их разнообразие.
Растения, их разнообразие. Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость
внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в
классе. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений.
Деревья, кустарники, травы. Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и
осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные
рыбы
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание
детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов
по их назначению
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и
транспортом. Элементарные правила дорожного движения
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус —

20

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и
кто?»
Презентация проекта «Моя
малая Родина»

Как, откуда и куда?
ч

модель Земли
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование
адекватной оценки своих достижений
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и
мира.
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника,
распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

11

21

Откуда в наш дом приходит
вода и куда она уходит?

22

Откуда в наш дом приходит
электричество?

23
24

Как путешествует письмо?
Проект «Моя семья»
Куда текут реки?

25
26

Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?

27

Как живут животные?

28

Как зимой помочь птицам?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования
загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых
электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила
безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные
энергосберегающие бытовые приборы
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой
связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки
до моря, о пресной и морской воде
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
Животные, их разнообразие. Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле
животных. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Уход за
животными живого уголка
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах.
Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

29
30
31-32

33
34
35

Откуда берётся и куда
девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Как,
откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя
семья»
Где? Когда? 11 ч
Проект «Мой класс и моя
школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?

36

Где живут белые медведи?

37
38

Где живут слоны?
Где зимуют птицы?

39

Когда появилась одежда?

40

Когда изобрели велосипед?

41

Когда мы станем взрослыми?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном
окружении. Раздельный сбор мусора
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение
загрязнений в окружающей среде
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование
адекватной оценки своих достижений

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели
Примеры явлений природы: смена времен года в родном крае на основе наблюдений,
снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и
летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных
районов
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий,
национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная,
военная)
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного
движения и безопасности при езде на велосипеде
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии,
целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.

42

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где и
когда?»
Презентация
проекта
«Мой класс и моя школа»

21 ч
43

Почему? Зачем?
Почему Солнце светит днём, а
звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной?

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Почему идёт дождь и дует
ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и
собак?
Проект «Мои домашние
питомцы»
Почему мы не будем рвать
цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много
овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и
мыть руки?

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование
адекватной оценки своих достижений

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет,
сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения
звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения
природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека
в ночную смену
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены
при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и
мытья рук

55

Зачем нам телефон и
телевизор?

56

Зачем нужны автомобили?

57

Зачем нужны поезда?

58

Зачем строят корабли?

59

Зачем строят самолёты?

60

61

62

Почему в автомобиле и поезде
нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в
самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают
космос?

Почему мы часто слышим
слово «экология»
64
Проверим себя и оценим свои
достижения
по
разделу
«Почему и зачем?»
65-66 Презентация проекта «Мои
домашние питомцы»
63

Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность
при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного
здоровья.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения.
Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в
самолёте
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса:
цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли,
космические научные станции.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День
Земли
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование
адекватной оценки своих достижений

2 класс

Тема
Количество
часов
№ п/п
Человек и
природа 34
ч
Где мы
живём
(4ч)
1

2
3
4

Тема урока

Элементы содержания

Родная страна

Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства
за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Город и село. Проект
«Родной город»
Природа и
рукотворный мир.
Проверим себя и
оценим свои
достижения

Знакомство с характерными особенностями городских и сельских поселений. Информация для
проекта о нашей малой родине.
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Где мы живём.

Проект «Родной город»

Природа вокруг нас. Неживая и живая природа
(20 ч )

5

Неживая и живая

Неживая и живая природа, связь между ними.

6
7

природа.
Явления природы.
Что такое погода?

8

В гости к осени.

9
10
11

В гости к осени.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые
Земли.
Про воздух…

12

Явления живой и неживой природы. Практическая работа «Учимся измерять температуру»
Что такое погода. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Метеорологические знаки.
Осенние изменения в природе.

Экскурсия в природу. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Осенние изменения в живой и неживой природе.
Дневное и ночное небо. Звёзды и созвездия.
Практическая работа: знакомство с горными породами и минералами «Исследуем состав гранита»

Воздух – смесь газов, богатство природы.
Причины возникновения ветра.

…И про воду.
Какие бывают
растения
Какие бывают
животные

Вода – богатство природы. Значение воды. Красота водоемов родного края
Многообразие растений.

16

Невидимые нити.

Взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества.

17

Дикорастущие и
культурные растения.
Дикие и домашние
животные.
Комнатные растения.

Формирование представлений детей о дикорастущих и культурных растениях.

13
14
15

18
19
20

Животные живого
уголка.

Многообразие животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни

людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.

Дикие и домашние животные, их сходство и различие.
Роль комнатных растений в жизни человека.
Практическая работа «Учимся ухаживать за
комнатными растениями».
Обитатели живого уголка.
Практическая работа «Уход за животными».

21

Про кошек и собак.

Породы кошек и собак. Роль кошек и собак для человека. Взаимоотношения человека и его
домашних питомцев (кошек и собак).

22

Красная книга.

Растения и животные из Красной книги. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира.

23

Будь природе другом!

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Проект «Красная
книга».
Презентация проекта

24

Проверим себя и
оценим свои
достижения
Человек – часть природы

Жизнь города и села

(10ч)

25
26

Что такое экономика.
Из чего что сделано.

27
28

Как построить дом?
Какой бывает
транспорт?
Культура и
образование
Все профессии важны.

29
30
31
32
33

В гости к зиме.
В гости к зиме.
Проверим себя и
оценим свои
достижения

Составные части экономики. История возникновения денег.
Расширение и уточнение представлений детей о производстве книг,
шерстяных вещей.
Технология строительства городских и сельских домов.
Виды транспорта.
Учреждения культуры и образования. Их роль в жизни.
Разнообразие профессий. Их роль в экономике и жизни людей.
Проект «Профессии».
Экскурсия: наблюдение зимних явлений в природе.
Наблюдение над зимними явлениями в природе.
Проверочная работа.

34

Презентация проектов.

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга».
Человек и общество
34 ч

Здоровье и безопасность

35
36
37
38
39
40
41

42
43

(9ч)

Строение тела
человека.
Если хочешь быть
здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода.
Домашние опасности.
Пожар!
На воде и в лесу.

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Опасные незнакомцы.
Проверим себя и
оценим свои
достижения

Опасности при общении с незнакомыми людьми.
Проверочная работа. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских
игр народов своего края.

Здоровый образ жизни. Составление режима дня школьника.
Правила безопасного поведения на дорогах
Практическая работа: «Дорога от школы до дома» , отработка правил перехода улицы
Меры безопасности в домашних условиях, предметы и опасности
Причины возникновения пожара. Противопожарная безопасность.
Опасности в лесу и на водоёмах.

Общение
(7 ч)

44
45
46

Наша дружная семья.
Проект «Родословная»
В школе.

Подготовка к выполнению проекта
Презентация проекта
Правила поведения в школе, история твоей школы, ее традиции. Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание
к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в

учебной среде и окружающей обстановке.
47

Правила вежливости.

48

Ты и твои друзья.

49

Мы – зрители и
пассажиры.

50

Проверим себя и
оценим свои
достижения

Понятие «культура общения»;
правила вежливости. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того,
как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Правила этикета.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности –
основа жизнеспособности общества. Основные правила поведения в общественных местах и
транспорте.
Проверочная работа. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России,
День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты
своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Путешествия (18 ч)

51

Посмотри вокруг…

52

Ориентирование на
местности.
Ориентирование на
местности.
Формы земной
поверхности.

53
54

55

Водные богатства

56

В гости к весне.

Понятие «горизонт»;
условные обозначения сторон горизонта.
Компас – прибор для определения сторон горизонта.
Практическая работа

«Ориентирование по компасу и местным природным признакам».

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений). Ознакомление с формами земной поверхности и нашего
края (равнины, горы, холмы).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Понятие «водоем»; водные богатства родного края,
части реки.
Наблюдение весенних изменений в природе

57
58

В гости к весне.
Россия на карте.

59

Проект «Города
России»

60

Путешествие по
Москве.

61
62

Московский Кремль.
Город на Неве.

63

65

Страны мира.
Путешествие по
планете.
Путешествие по
материкам.
Страны мира.

66

Страны мира

67

Проверим себя и
оценим свои
достижения
Впереди лето

64

68

Экскурсия в природу. Весенние изменения в природе
Понятие «географическая карта»,
Практическая работа «Учимся читать карту»
Презентация проекта города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Жизнь москвичей — наших сверстников
Достопримечательности Москвы, Кремль, Красная площадь
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I –
Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.)
Понятие «географическая карта мира», многообразие стран
Масштабность нашей планеты.
Понятия «физическая» и «политическая» карты.
Проект «Страны мира».
Презентация проектов «Страны мира». Общее представление о вкладе в культуру человечества
традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими
людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир
человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Проверочная работа.
Летние изменения в природе. Экскурсия в природу

3 класс
№
п/п

Тема. Количество
часов

Элементы содержания

Тема урока
Как устроен мир
(6 ч)
Природа.
Разнообразие природы.
Значение природы для
людей.
2
Человек. Ступеньки
познания.
3
Проект «Богатства,
отданные людям».
Экскурсия.
4
Общество.
1

5

Что такое экология?

Знание понятий природа и общество как составные части окружающего мира.
Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты,
измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и
самостоятельно. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение
природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством
практической деятельности.
Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве.

Знание понятия экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее
роль в жизни человека и общества.
Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на
природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы.

Природа в опасности!
Проверочная
работа№1.
Эта удивительная природа (18 ч)
7
Тела, вещества, частицы.
Знание о разнообразии веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные
Тест.
вещества. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
8
Разнообразие веществ.
6

9

Воздух и его охрана.

Воздух – смесь газов. легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет запаха, летуч,

10
11

12
13

14
15
16
17
18

19

20

легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение
воздуха для растений, животных, человека
Вода и жизнь. Свойства Знания о воде и ее свойствах (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда),
воды.
распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды.
Превращения и
Круговорот воды в природе, понятия: испарение,
круговорот воды в
круговорот воды. Круговорот воды , свойствами.
природе.
Причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
Берегите воду!
Знания об использовании воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному
использованию.
Что такое почва?
Знания о процессе разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее
Тест.
значение для живой природы Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы.
Образование и разрушение почвы.
Разнообразие растений. Знания о растениях и их разнообразии. Роль растений в природе и жизни человека, бережное
отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях.
Солнце, растения и мы Знание о дыхании и питании растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль
с вами.
растений в жизни животных
Размножение и
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)
развитие растений.
Охрана растений.
Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям
Тест.
Разнообразие
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие,
животных.
ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
Тест.
(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных.
Кто что ест?
Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и
всеядные.
Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы
отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по
охране животного мира.
Проект «Разнообразие
природы родного

22

края».
Размножение и
развитие животных.
Тесты.
Охрана животных.

23

В царстве грибов.

21

24

25

Великий круговорот
жизни.
Проверочная работа
№2.
Мы и наше здоровье
Организм человека.

Учащиеся должны знать об охране животных.
Грибы съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора
грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители,
разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
(9ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.

26

Органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира

27

Надёжная защита
организма.
Проверочная работа
№2.
Опора тела и движение.
Тест.
Наше питание. Органы
пищеварения.
Проект «Школа
кулинаров».

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая
помощь при повреждении кожных покровов ( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

28
29

Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения
правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц и правильной осанки.
Разнообразие питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они
содержатся. Пищеварительная система , ее строение .

30

31
32

33

34

35
36
37

О дыхании, о
движении крови.
Тест.
Умей предупреждать
болезни.
Здоровый образ жизни

Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и
кровеносной системы Пульс и его частота.
Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила
поведения при болезни.
Понятие о здоровом образе жизни. Проверка знаний и умений. Ценность здоровья и здорового
образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь
при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Проект
«Мы и наше здоровье».
Проверочная работа
№3.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы.

Чтобы путь был
счастливым.
Дорожные знаки.
Тест.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле,
общественном транспорте

Проект «Кто нас
защищает».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов и сроков работы. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

(7 ч)
Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа Правила пожарной
безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно –
указательные, знаки сервиса. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

38

39
40

41

42

43

Опасные места.

Природа и наша
безопасность.
Экологическая
безопасность.
Проверочная работа
№4.
Чему учит экономика
Для чего нужна
экономика?
Тест.
Природные богатства и
труд людей – основа
экономики.
Полезные ископаемые.
Тест.

44

Растениеводство.
Тест.

45

Животноводство.
Тест.
Какая бывает
промышленность?

46

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке,
пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. правила безопасного поведения в
лесу, на водоёме в разное время года.

Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах).
Правила безопасного поведения в природе.
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

(12 ч)
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и
услуги.
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в
экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике.
Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2–3 примера).
Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как
отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов
питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений. Содержание и
разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов
и животноводов.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности

47

48
49
50
51

Проект
« Экономика родного
края».
Что такое деньги?
Тест.
Государственный
бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.

Презентовать и оценивать результаты своей работы
Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков.
Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи
расходов государства.
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь
экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Экономика и экология.
Проверочная
работа №5.

52

53

Путешествие по городам и странам
(16 ч)
Золотое кольцо России. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца
(Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль,
Владимир). Их достопримечательности.

54

Золотое кольцо России.

55

Проект «Музей
путешествий».
Наши ближайшие
соседи.

56

Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея
Государства, граничащие

с Россией, их столицы.

57

На севере Европы.

58

Что такое Бенилюкс?

59

В центре Европы.

60

Путешествие по
Франции и
Великобритании.
Путешествие по
Франции и
Великобритании.

61

62

63
64

65

На юге Европы.

По знаменитым местам
мира.
Экскурсия
«Достопримечательнос
ти нашего города».
Проверочная
работа №6
по теме «Путешествие
по городам и странам».

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия). Их столицы,
государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые
люди.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Их столицы, государственное
устройство, флаги, достопримечательности.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Их столицы, флаги,
достопримечательности, знаменитые люди
Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы , государственное
устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство,
достопримечательности

Памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся
Знания о достопримечательностях нашего города. Важные сведения из истории родного края.

Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Знать отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами страны.

66

67

68

Презентация проектов
«Кто нас защищает»,
«Экономика родного
края».

Презентация проектов

Повторение по теме
«Путешествие по
городам и странам».
Итоговый урок по
изученному
материалу«Путешестви
е по городам и
странам»..

4
№ п/п
урока

1
2

3
4

5

Тема.
Количество
часов
Тема урока
«Земля
Раздел
и
человечество» (9часов)
Мир
глазами
астронома
Планеты Солнечной
системы

КЛАСС

Элементы содержания
Стартовая диагностика. Звёзды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле .
Практическая работа №1 »Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Звёздное небо - Великая Практическая работа №2
«Знакомство с картой звёздного мира»
Книга природы
Мир глазами географа
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Практическая работа № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической
карте»
Мир глазами историка
Важнейшие природные объекты своей страны, района.

6

Когда и где?

7
8

11

Мир глазами эколога.
Экскурсия №1 в природу
Сокровища
Земли
под
охраной
человечества.
Всемирное наследие
Сокровища
Земли
под Тест № 1
охраной
человечества.
Международная
Красная
книга.
Раздел
«Природа Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»
России» (11часов)
Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на физической карте природных зон России».
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы).

13

Зона арктических пустынь.

14

Тундра.

15

Леса России

16
17

Лес и человек
Зона степей.

18

Пустыни.

Практическая работа №8
«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»
Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков
их приспособленности к условиям жизни в тундре»
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»
Проверочная работа №1
Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»
Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

9

10

Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами»

19

У Чёрного моря.

20

Проверим себя и оценим
свои достижения
Раздел «Родной край - Экскурсия №2
часть большой страны»
(14часов)
Родной край
- часть
большой страны.
Наш край.
Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего
края
Наши подземные богатства
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их
свойств»
Земля - кормилица
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

21

22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
Тест № 2

Экскурсии в природные
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
сообщества родного края
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
– пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений).
Жизнь леса
Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их
распознавание»
Жизнь луга
Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их
распознавание»
Жизнь в пресных водах
Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их
распознавание»
Растениеводство в нашем
Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров растений полевых культур и
крае
их распознавание»
Проверим себя и оценим Промежуточная диагностическая работа
свои достижения

33
34

35

36
37
38
39

40
41
42
43

44
45

Животноводство в нашем
крае
Презентация проектов
Тест № 3
Раздел
«Страницы
Всемирной
истории» Первобытные люди. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
(5часов)
Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Начало
истории
человечества
Мир древности: далёкий и Египет, Рим
близкий.
Средние
века:
время Город Родос, «рыцарь»
рыцарей и замков.
Новое
время:
встреча Путешественники
Европы и Америки.
Новейшее время: история
Тест № 4 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
продолжается сегодня.
религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Раздел
«Страницы
истории России»
(20 часов)
Жизнь древних славян
История Отечества. Быт славян
Во времена Древней Руси
Работа с контурной картой
Страна городов
«князь» Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена.
Из
книжной «Повесть временных лет», книгопечатание
сокровищницы
Древней
Руси.
Трудные
времена
на Работа с контурной картой
Русской земле
Русь расправляет крылья
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного

наследия своего края.
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Пётр Великий
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812
года
Страницы истории 19 века
Страницы истории 19 века
Россия вступает в 20 век
Страницы истории
1920-1930 годов
Великая война и великая
Победа
Великая война и великая
Победа
Страна, открывшая путь в
космос
Раздел
Россия»

Московское княжество
«патриот», события в России начала 17 века
Работа с контурной картой
Проверочная работа № 2

Работа на контурной карте
Царь Николай второй

Экскурсия №3
Тест № 5

«Современная
(9часов)
Работа на контурной карте

61
Основной закон России и
права человека
62
63
64

Мы - граждане России.
Славные символы России
Такие разные праздники

Конституция Российской Федерации
Экскурсия №4

65
666768

Проверим себя и оценим
свои достижения за второе
полугодие
Путешествие по России
Путешествие по России

Итоговая диагностическая работа.
Презентация проектов. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
по Дальнему Востоку, на просторах Сибири
по Уралу, по северу европейской России
Путешествие по Волге, югу России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».