ИЗО 1-4

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
 . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
 . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального
сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
 . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 . установка на здоровый образ жизни;
 . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
 . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
 . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на
их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
 . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
 . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
 . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в

том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:








в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так
и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;





осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства
и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнёра;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
 с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.).
 . искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального
общего образования у обучающихся:
 . будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоциональноценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный
вкус;
 . сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве,
любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших,
ответственности за другого человека;
 . появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,
диалогичность;
 . установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
 . будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 . овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений

пластических искусств и в различных видах художественной деятельности:
графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном
конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
 . смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
 . научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
 . получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
 . смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
 . различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
 . различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 . эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
 . узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
 . приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
 . воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
 . видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
 . высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
 . создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 . использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

 . различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
 . создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 . наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
 . использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
 . пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности;
 . передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
 . моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной
графики;
 . выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
2.8.3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
 . осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 . выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 . видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
 . понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим
вкусам и мнениям;
 . изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
 . изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки
и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления
народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.
Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный

центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ
человека
в
искусстве
разных
народов.
Образы
архитектуры
и
декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли

изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительногои декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
№

Тема
Ты учишься изображать (9 ч)

1

Изображения
нас.

2

Мастер Изображения учит видеть.

3

Изображать можно пятном.

4
5

Изображать можно в объеме
Изображать можно линией.

6

Разноцветные краски.

7
8,9

всюду

вокруг

Содержание

Материалы для рисунка: карандаш, ручка,
фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д..
Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты
Приёмы работы с различными графическими
материалами
Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная.
Объём в пространстве и объём на плоскости.
Способы передачи объёма. Выразительность
объёмных композиций.
Живописные
материалы.
Цвет основа
языка живописи.
Практическое
овладение
основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния.

Изображать можно и то, что Красота и разнообразие природы, человека,
невидимо.
зданий, предметов, выраженные средствами
Художники
и
(обобщение темы).

живописи
зрители Выбор средств художественной
выразительности для создания живописного
образа в соответствии с поставленными
задачами. Образы природы и человека в
живописи.

Ты украшаешь (8 ч)

1

2
3
4
5

Мир полон украшений.
Цветы.

Красоту надо уметь замечать.

Участие
в
различных
видах
изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности.

Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России.
Пейзажи родной природы.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Использование
в
индивидуальной
и
коллективной
деятельности
различных
художественных техник и материалов: коллажа,
Красивые рыбы. Монотипия
аппликации,
компьютерной
Украшения птиц. Объёмная граттажа,
анимации,
натурной
мультипликации,
аппликация.
фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков,

туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.

6
7

8

Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма. Связь изобразительного искусства с
Как украшает себя человек.
музыкой, песней, танцами, былинами,
сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве.
Мастер Украшения помогает
Передача настроения в творческой работе с
сделать праздник (обобщение помощью
цвета,
тона,
композиции,
темы).
пространства, линии, штриха, пятна, объёма,
фактуры материала.
Узоры, которые создали люди.

Ты строишь (8 ч)

1

Постройки в нашей жизни.

2

Дома бывают разными.

3
4
5
6
7

8

1

Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы,
ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Художественное
конструирование
и
оформление помещений и парков, транспорта и
посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Домики, которые построила
природа
Дом снаружи и внутри.
Строим город.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и
средств для создания проектов красивых,
Строим вещи.
удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий,
традиций,
религиозных верований разных народов (на
примере
изобразительногои
декоративно­прикладного искусства народов
России). Жанр натюрморта.
Город, в котором мы живем Выбор и применение выразительных средств
(экскурсия, обобщение темы).
для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Все имеет свое строение.

Три Брата-Мастера всегда
Освоение
трудятся вместе.
скульптуры,

основ рисунка, живописи,
декоративно­прикладного

искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек,
животные, растения).

2

Праздник весны

Образ защитникаОтечества.

3

Праздник весны

4

Сказочная страна.

5
6
7

Времена года (экскурсия)

8

Здравствуй, лето!
Урок Выбор и применение выразительных средств
любования (обобщение темы). для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.

Выбор и применение выразительных средств
для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Овладение основами
художественной
грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих
природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях
авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов,
И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

2 класс. ИСКУССТВО И ТЫ.
Содержание
№
Тема
Чем и как работают художники. 9 часов
1
2
3

4
5
6

7
8

Три основные краски –
красная, синяя, желтая
Пять красок — все богатство
цвета и тона.
Осенний лес. Пастель и
цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности.
Осенний листопад.
Графика зимнего леса.
Звери в лесу.
Выразительность материала в
обьеме.
Птицы в лесу. Выразительные
возможности бумаги.
Для художника любой
материал может стать
выразительным.

Основные и составные цвета.
Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета.
Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.

Реальность и фантазия. 8 часов.
9

Реальность и фантазия.

10

Изображение и реальность

11

Изображение и фантазия.

Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы..
Силуэт.

12

Украшение и реальность

13

Украшение и фантазия.

Разнообразие материалов для художественного
конструирования и моделирования (пластилин,
бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными
материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание, вырезание).

14

Постройка и реальность.

15

Постройка и фантазия

Братья-Мастера Изображения,
украшения и Постройки
всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство. 8часов
16

17

Изображение природы в
различных состояниях.

18

Выражение характера
изображаемых животных.

19

Выражение характера
человека в изображении:
мужской образ.
Выражение характера
человека в изображении:
женский образ.
Образ человека и его
характер, выраженный в
объеме.

20

21

Трансформация форм. Влияние формы предмета
на представление о его характере
Создание моделей предметов бытового
окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки и бумагопластики.
Разнообразие форм предметного мира и передача
их на плоскости и в пространстве.

Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и
моделирования в жизни человека
Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании
Понятие о синтетичном характере народной
культуры (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки).
Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Истоки декоративно­прикладного искусства и его
роль в жизни человека.

Образ человека в традиционной культуре

22

Выражение характера
человека через украшение

Сказочные образы в народной культуре и
декоративно­прикладном искусстве

23

Выражение намерений через
украшение.

Представления народа о мужской и женской
красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.

В изображении, украшении,
постройке человек выражает
свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к
миру (обобщение темы).
Как говорит искусство. 9 часов
25-26 Цвет как средство выражения
24

27
28
29

Теплые и холодные цвета.
Борьба теплого и холодного

Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).

Эмоциональные возможности цвета.
Практическое овладение основами цветоведения.
Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Эмоциональные возможности цвета.

Цвет как средство выражения:
тихие (глухие) и звонкие
цвета.

Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.

30

Ритм пятен как средство
выражения.

Виды ритма (спокойный, замедленный,
порывистый, беспокойный и т. д.).

31

Пропорции выражают
характер.

Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.

32-33

Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции — средства
выразительности.

34

Обобщающий урок года.
Монотипия. Парк
аттракционов своей мечты.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закруглённые
спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью
ритма элементов.Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека,
животного

3 класс. «Искусство вокруг нас»
Искусство в твоем доме. 8часов
1
Искусство в твоем доме

2

Твои игрушки придумал
художник.

Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Художественное конструирование и оформление
игрушек

3

Посуда у тебя дома.

4

Мамин платок.

5

Обои и шторы в твоем доме.

Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Художественное конструирование и оформление
одежды
Художественное конструирование и оформление
помещений
Художественное конструирование и оформление
книги, печатных изделий
Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в
нашем доме (обобщение
темы).
Искусство на улицах твоего города. 9часов
9
Памятники архитектуры —
Искусство вокруг нас сегодня
наследие веков
10-11 Парки, скверы, бульвары.
Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды,
мебели и одежды, книг и игрушек.
Ажурные ограды.
Элементарные приёмы работы с различными
12
материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы; бумага и картон — сгибание,
вырезание).
13
Фонари на улицах и в парках
Разнообразие материалов для художественного
конструирования и моделирования (пластилин,
бумага, картон и др.).
14-15 Витрины магазинов.
Выбор и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
16
Транспорт в городе.
Создание моделей предметов бытового
окружения человека. Овладение элементарными
навыками лепки и бумагопластики.
17
Что делал художник на
Представление о возможностях использования
улицах моего города (села)
навыков художественного конструирования и
(обобщение темы)
моделирования в жизни человека
Художник и зрелище. 8часов
18
Художник в цирке.
Особенности художественного творчества:
художник и зритель.
19
Художник в театре.
20
Маски.
Образная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего через
21-22 Театр кукол.
единичное.
23
Афиша и плакат.
Овладение основами художественной грамоты:
композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объёмом, фактурой.
24
Праздник в городе
Передача настроения в творческой работе с
25
Школьный праздник-карнавал помощью цвета, тона, композиции, пространства,
линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
(обобщение темы).
материала.
Художник и музей. 8часов
26
Музеи в жизни города.
Представления о богатстве и разнообразии
6
7
8

27
28
29

Изобразительное искусство.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.

30

Картина-натюрморт.

31

Картины исторические и
бытовые.
Скульптура в музее и на
улице.

32

33

Музеи изобразительного
искусства.

34

Художественная выставка
(обобщение темы).

художественной культуры (на примере культуры
народов России).
Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору
Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни
человека, в организации его материального
окружения.
Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Объём в пространстве и объём на плоскости.
Способы передачи объёма. Выразительность
объёмных композиций.
Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российскогои мирового
искусства.
Участие в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.

4 класс. «Каждый народ художник».
Истоки родного искусства. 8часов
Пейзаж родной земли.
1-2

3

Гармония жилья с природой.

4

Деревня — деревянный мир.

5-6
7-8

Образ красоты человека.
Народные праздники
(обобщение темы).

Древние города нашей Земли. 9часов
Древнерусский город-крепость.
9

Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных
состояний.
Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду.
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных
художественных материалов и средств для
создания выразительных образов природы.
Образы природы и человека в живописи.
Выбор средств художественной
выразительности для создания живописного
образа в соответствии с поставленными
задачами.

10

Древние соборы.

11

Древний город и его жители.

Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка.
Пропорции и перспектива. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания.
Образ человека в разных культурах мира.

12

Древнерусские воинызащитники.

Образы персонажей, вызывающие гнев,
раздражение, презрение.

13-14

Города Русской земли.

15

Узорочье теремов.

16-17

Праздничный пир в теремных
палатах (обобщение темы).

Элементарные приёмы композиции на
плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции.
Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в
композиции.
Роль контраста в композиции: низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное
и светлое, спокойное и динамичное и т. д.

Каждый народ — художник. 8часов
18

Страна Восходящего солнца.

19

Образ художественной
культуры Японии.
Искусство народов гор и степей

20
21-22

Образ художественной
культуры Средней Азии.

Образ художественной
культуры Древней Греции.
25-26 Образ художественной
культуры средневековой
Западной Европы.
Многообразие художественных
27
культур в мире (обобщение
темы).
Искусство объединяет народы. 8часов
Все народы воспевают
28
материнство
Все народы воспевают
29
мудрость старости.
23-24

30

31

32
33-34

Знакомство с несколькими наиболее яркими
культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов мира.
Знакомство с несколькими наиболее яркими
культурами мира, представляющими разные
народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия).

Образ человека в искусстве разных народов.
Образы архитектуры и
декоративно­прикладного искусства.
Образ человека в искусстве разных народов.

Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная и художественная
выразительность образов персонажей,
Сопереживание — великая тема пробуждающих лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание, поддержку,
искусства.
заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Герои, борцы и защитники
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в
создании выразительного образа. Элементарные
приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина —
раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём — основа языка скульптуры.
Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры
Юность и надежды.
Образ современника.
Искусство народов мира
Участие в обсуждении содержания и
(обобщение темы).
выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».