Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; . установка на здоровый образ жизни; . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). . искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся: . будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоциональноценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; . сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; . появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; . установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; . будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: . овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; . смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; . научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств; . получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; . смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: . различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; . различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; . эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; . узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; . приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: . воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; . видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); . высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: . создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; . использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; . различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; . создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; . наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; . использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: . пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; . передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; . моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; . выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 2.8.3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Выпускник научится: . осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; . выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: . видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; . понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; . изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; . изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» № Тема Ты учишься изображать (9 ч) 1 Изображения нас. 2 Мастер Изображения учит видеть. 3 Изображать можно пятном. 4 5 Изображать можно в объеме Изображать можно линией. 6 Разноцветные краски. 7 8,9 всюду вокруг Содержание Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты Приёмы работы с различными графическими материалами Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Живописные материалы. Цвет основа языка живописи. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Изображать можно и то, что Красота и разнообразие природы, человека, невидимо. зданий, предметов, выраженные средствами Художники и (обобщение темы). живописи зрители Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Ты украшаешь (8 ч) 1 2 3 4 5 Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, Красивые рыбы. Монотипия аппликации, компьютерной Украшения птиц. Объёмная граттажа, анимации, натурной мультипликации, аппликация. фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. 6 7 8 Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с Как украшает себя человек. музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Мастер Украшения помогает Передача настроения в творческой работе с сделать праздник (обобщение помощью цвета, тона, композиции, темы). пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Узоры, которые создали люди. Ты строишь (8 ч) 1 Постройки в нашей жизни. 2 Дома бывают разными. 3 4 5 6 7 8 1 Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри. Строим город. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, Строим вещи. удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Город, в котором мы живем Выбор и применение выразительных средств (экскурсия, обобщение темы). для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) Все имеет свое строение. Три Брата-Мастера всегда Освоение трудятся вместе. скульптуры, основ рисунка, живописи, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). 2 Праздник весны Образ защитникаОтечества. 3 Праздник весны 4 Сказочная страна. 5 6 7 Времена года (экскурсия) 8 Здравствуй, лето! Урок Выбор и применение выразительных средств любования (обобщение темы). для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). 2 класс. ИСКУССТВО И ТЫ. Содержание № Тема Чем и как работают художники. 9 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Три основные краски – красная, синяя, желтая Пять красок — все богатство цвета и тона. Осенний лес. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Осенний листопад. Графика зимнего леса. Звери в лесу. Выразительность материала в обьеме. Птицы в лесу. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Реальность и фантазия. 8 часов. 9 Реальность и фантазия. 10 Изображение и реальность 11 Изображение и фантазия. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.. Силуэт. 12 Украшение и реальность 13 Украшение и фантазия. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). 14 Постройка и реальность. 15 Постройка и фантазия Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство. 8часов 16 17 Изображение природы в различных состояниях. 18 Выражение характера изображаемых животных. 19 Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. 20 21 Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре 22 Выражение характера человека через украшение Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве 23 Выражение намерений через украшение. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство. 9 часов 25-26 Цвет как средство выражения 24 27 28 29 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. 30 Ритм пятен как средство выражения. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). 31 Пропорции выражают характер. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. 32-33 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. 34 Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного 3 класс. «Искусство вокруг нас» Искусство в твоем доме. 8часов 1 Искусство в твоем доме 2 Твои игрушки придумал художник. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Художественное конструирование и оформление игрушек 3 Посуда у тебя дома. 4 Мамин платок. 5 Обои и шторы в твоем доме. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Художественное конструирование и оформление одежды Художественное конструирование и оформление помещений Художественное конструирование и оформление книги, печатных изделий Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Искусство на улицах твоего города. 9часов 9 Памятники архитектуры — Искусство вокруг нас сегодня наследие веков 10-11 Парки, скверы, бульвары. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Ажурные ограды. Элементарные приёмы работы с различными 12 материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). 13 Фонари на улицах и в парках Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). 14-15 Витрины магазинов. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. 16 Транспорт в городе. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. 17 Что делал художник на Представление о возможностях использования улицах моего города (села) навыков художественного конструирования и (обобщение темы) моделирования в жизни человека Художник и зрелище. 8часов 18 Художник в цирке. Особенности художественного творчества: художник и зритель. 19 Художник в театре. 20 Маски. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через 21-22 Театр кукол. единичное. 23 Афиша и плакат. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. 24 Праздник в городе Передача настроения в творческой работе с 25 Школьный праздник-карнавал помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры (обобщение темы). материала. Художник и музей. 8часов 26 Музеи в жизни города. Представления о богатстве и разнообразии 6 7 8 27 28 29 Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. 30 Картина-натюрморт. 31 Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. 32 33 Музеи изобразительного искусства. 34 Художественная выставка (обобщение темы). художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 4 класс. «Каждый народ художник». Истоки родного искусства. 8часов Пейзаж родной земли. 1-2 3 Гармония жилья с природой. 4 Деревня — деревянный мир. 5-6 7-8 Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли. 9часов Древнерусский город-крепость. 9 Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Образы природы и человека в живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. 10 Древние соборы. 11 Древний город и его жители. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Образ человека в разных культурах мира. 12 Древнерусские воинызащитники. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. 13-14 Города Русской земли. 15 Узорочье теремов. 16-17 Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Каждый народ — художник. 8часов 18 Страна Восходящего солнца. 19 Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей 20 21-22 Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. 25-26 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных 27 культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы. 8часов Все народы воспевают 28 материнство Все народы воспевают 29 мудрость старости. 23-24 30 31 32 33-34 Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Образ человека в искусстве разных народов. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, Сопереживание — великая тема пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, искусства. заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Герои, борцы и защитники Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры Юность и надежды. Образ современника. Искусство народов мира Участие в обсуждении содержания и (обобщение темы). выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.