Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; . установка на здоровый образ жизни; . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты: В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов. 2.7.1. Музыка в жизни человека Выпускник научится: . воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; . ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; . воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться: . реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; . организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать. 2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится: . соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; . наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; . общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Выпускник получит возможность научиться: . реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); . использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; . владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. 2.7.3. Музыкальная картина мира Выпускник научится: . исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); . определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; . оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться: . адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; . оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Содержание учебного предмета «Музыка» Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно- образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одно- двух – и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Уро ка 1 Тема урока КолСодержание во часо в Музыка вокруг нас 16 часов «И Муза вечная со 1 Истоки возникновения музыки, рождение музыки как мной!» естественное проявление человеческого состояния. 2 Хоровод муз. 1 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песня, танец, марш и их разновидности.Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. 3 Повсюду музыка слышна. 1 4 Душа музыки мелодия. 1 5 Музыка осени. 1 6 Сочини мелодию. 1 7 «Азбука, азбука каждому нужна…». 1 Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. 8 Музыкальная азбука. 1 9 Музыка вокруг нас 1 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Обобщённое представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые.. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. 10 Музыкальные инструменты. 1 Народное творчество России. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. 11 «Садко». Из русского былинного сказа. 1 12 Музыкальные инструменты. 1 Наблюдение народного творчества Музыкальный и поэтический фольклор: песни, игры - драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальные инструменты. Сходство и различие. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов/ 13 Звучащие картины. 1 Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. 14 Разыграй песню. 1 Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки движение музыки. Развитие музыки в исполнении. 15 Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Музыка Край, в котором ты живешь. 1 Отечественные народные музыкальные традиции. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. 16 17 Детские хоровые коллективы, ансамбли, песни и танца. Музыка для детей звукозаписи (CD, DVD). и ты 18 часов 1 Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкально – поэтические традиции. 1 18 Художник, поэт, композитор. 1 Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. 19 Музыка утра. 1 20 Музыка вечера. 1 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. 21 Музыкальные портреты. 1 Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. 22 Мамин праздник. 1 Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальный и поэтический фольклор России:игры – драматизации. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации.Развитие музыки через художественные образы и музыкальные интонации. Музыкальные инструменты. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст) Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. 23 Разыграй сказку. 1 24 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. 1 25 Музы не молчали. 1 Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальный фольклор: песни.. Многообразие, исторически сложившихся традиций. Симфония. 26 Музыкальные инструменты. 1 Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой.Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Музыка в цирке. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Дом, который звучит. 1 Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. 1 Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. 29 Дом, который звучит. 1 Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. 30 Опера-сказка. 1 31 «Ничего на свете лучше нет». 1 32 Музыкальные инструменты. 1 Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни/ Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на 27 28 слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. 33 Звучащие картины 1 Итого: 33 Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. 2 КЛАСС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Россия - Родина моя! 2 часа Здравствуй, Родина 1 Интонационно-образная природа музыкального моя! искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность.Композитор – исполнитель – слушатель. Сочинения отечественных композиторов о Родине Гимн России. 1 Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. ДЕНЬ ПОЛНЫХ СОБЫТИЙ 7 ЧАСОВ Музыкальные 1 Тембровая окраска наиболее популярных инструменты музыкальных инструментов. Музыкальные (фортепиано) инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. 1 Знакомство с творчеством отечественных Прогулка. композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Танцы, танцы, 1 Песня, танец и марши их разновидности, танцы… неразрывно связанные с жизнью человека. Эти разные марши. 1 Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Звучащие картины 1 Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации. Колыбельная. 1 Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. Обобщающий урок 1 Музыкальный фольклор народов России. « Расскажи мне Особенности звучания оркестра народных сказку» 10 11 12 13 14 15 16 17 18 инструментов. Региональные музыкальнопоэтические традиции. О России петь – что стремиться в храм 7 часов. Великий 1 Композитор как создатель музыки. Духовная колокольный звон. музыка в творчестве композиторов. Музыка Звучащие картины. религиозной традиции. Мама. 1 Образ матери в вокальном, инструментальном творчестве, литературе и живописи. Развитие музыки – сопоставление и столкновения чувств и мыслей человека Святые земли 1 Народные музыкальные традиции Отечества. русской. Князь Обобщенное представление исторического Александр прошлого в музыкальных образах. Кантата. Невский. Сергий Радонежский. Молитва. 1 Духовная музыка в творчестве композиторов Воплощение Многообразие этнокультурных, исторически образов в музыке сложившихся традиций. различных жанров. С Рождеством 1 Музыка в народных обрядах и традициях. Народные Христовым! музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Музыка на 1 Народные музыкальные традиции Отечества. Новогоднем Народное и профессиональное музыкальное празднике. творчество разных стран мира. Обобщение темы « 1 Музыкальное исполнение как способ творческого О России петь - что самовыражения в искусстве. Основные средства стремиться в храм» музыкальной выразительности Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО 6 ЧАСОВ Русские народные 1 Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. инструменты. Оркестр народных инструментов. Плясовые Народные музыкальные традиции Отечества. наигрыши.. Разыграй песню 1 Народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России. Разыгрывание песен.Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры - драматизации. 19 Музыка в народном стиле. 1 20 Сочини песенку. 1 21 Проводы зимы. 1 Народная и композиторская музыка. Сопоставление музыкальных произведений С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского. Певческие голоса. Сольная и хоровая музыка. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песенок- прибауток. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 образная сфера и музыкальный язык. Встреча весны… 1 Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ 4 часа Сказка будет 1 Песенность, танцевальность, маршевость как основа впереди. становления более сложных жанров – оперы. Волшебная палочка Интонации музыкальные и речевые. дирижера. Детский 1 Песенность, танцевальность, маршевость как основа музыкальный театр. становления более сложных жанров – опера. Опера. Певческие голоса: женские, мужские. Хоры: женские, мужские, смешанные. Детский 1 Музыкальное развитие в сопоставлении и музыкальный театр. столкновении человеческих чувств, тем, Балет. художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Опера «Руслан и 1 Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и Людмила» Сцены столкновении человеческих чувств, тем, из оперы. художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ 3 ЧАСА Симфоническая 1 Музыкальные инструменты. Симфонический сказка. С. оркестр. Музыкальные портреты и образы в Прокофьев «Петя и симфонической музыке. Основные средства волк». музыкальной выразительности (тембр). Картинки с 1 Выразительность и изобразительность в музыке. выставки. Музыкальные портреты и образы в симфонической Музыкальное и фортепианной музыке. Формы построения музыки впечатление как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений. «Звучит 1 Знакомство учащихся с творчеством великого нестареющий австрийского композитора В.А.Моцарта. Знакомство Моцарт». учащихся с его произведениями. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ , ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ 5 часов Волшебный цветик1 Музыкальная речь как способ общения между семицветик. людьми, ее эмоциональное воздействие на Музыкальные слушателей. Особенности музыкальной речи в инструменты. сочинениях композиторов, ее выразительности. Общее представление о музыкальной жизни страны. Два лада. Легенда. 1 Музыкальная речь как способ общения между Природа и музыка. людьми, ее эмоциональное воздействие на Печаль моя светла. слушателей. Выдающиеся исполнительские коллективы( хоровые и симфонические) Музыкальные 1 Интонация – источник элементов музыкальной инструменты речи. Музыкальные инструменты (орган). (орган). 33 34 И все это – Бах. Все в движении. 1 Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Мир композитора. 1 (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. Итого: Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). 34 3 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ! ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ 9 ЧАСОВ Мелодия – душа 1 Отличительные черты русской музыки. Понятия музыки. «симфония», «лирика», «лирический образ». Изобразительность и выразительность в музыке. Природа и музыка. 1 Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. Средства музыкальной выразительности - лад Виват, 1 Историческое прошлое в музыкальных Россия!(кант) Наша образах.Многообразие этнокультурных , слава – русская исторически сложившихся традиций.Музыкальные держава. особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Оркестр духовой Кантата 1 Определение «песня-гимн», музыкальные «Александр особенности гимна. Определение «кантаты». Форма Невский». построения 3-частная. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). Опера «Иван 1 Хоры: женский, мужской, смешанный.Составные Сусанин элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Утро. 1 Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека.Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста. Портрет в музыке 1 Портрет в музыке. Соединение выразительного и «В каждой изобразительного.Музыкальная скороговорка. интонации спрятан Основные приемы музыкального развития человек». 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. (контраст). В детской. Игры и игрушки. На прогулке.Вечер. 1 В современных ритмах (мюзикл) 1 Интонации музыкальные и речевые. Сходства и различия. Определение характерных черт мюзикла. 1 Особенности музыкальной речи в сочинениях Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность.Конкурс-игра изображение героев при помощи пластики и движений. Иннонационное богатство музыкального мира. День полный 1 Обобщённое представление об основных образнособытий эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ 7 ЧАСОВ Опера «Руслан и 1 Формы построения музыки как обобщенное Людмила» выражение художественно – образного содержания произведений. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии. Опера «Орфей и 1 Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, Эвридика» рондо. Музыкальная характеристика оперного Увертюра. персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. Опера 1 Основные приемы музыкального развития «Снегурочка» (повтор, контраст) Лирические образы. Волшебное дитя Музыкальные особенности шуточного жанра в природы. оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). «Океан – море 1 Приемы развития музыки в оперном жанре. синее». Повторение 3-частной формы.Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека. . Балет «Спящая 1 Развитие музыки - сопоставление и столкновение красавица» чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки. В музыкальном театре. 17. композиторов, ее выразительный смысл. РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ! 3 ЧАСА Радуйся Мария! 1 Духовная музыка в творчестве Богородице Дево, композиторов.Жанр прелюдии, музыкальный радуйся! инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки эмоционально-образное родство и различие 18. Древнейшая песнь материнства. 1 19. Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. 1 20. 21. 22 23. 24. 25 26 Интонационно- образная природа музыкального искусства. Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. Народная и профессиональная музыка. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО 4 ЧАСА Настрою гусли на 1 Музыкальный и поэтический фольклор. старинный Народное творчество России. Жанровые лад.(былины) особенности былины, специфика исполнения былин. Былина о Садко и Имитация игры на гуслях. Морском царе. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. Певцы русской 1 Народная профессиональная музыка. Воплощение старины. Лель. жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа.Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Звучащие картины. 1 Интонация как озвученное состояния, выражение эмоций и мыслей.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации. Прощание с 1 Музыкальный и поэтический фольклор: песни, масленицей. танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации.Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ 6 ЧАСОВ Музыкальное 1 Концерт. Формы построения вариаций. состязание Вариационное развитие народной темы в жанре (концерт) концерта. Музыкальные 1 Выдающиеся исполнительские коллективы. инструменты Тембровая окраска музыкальных инструментов и их (флейта, скрипка) выразительные способности. Звучащие картины 1 Общее представление о музыкальной жизни страны.Слушание полюбившихся произведений, исполнение любимых песен. 27 Сюита «Пер Гюнт» 28 «Героическая» 1 Призыв к мужеству. Вторая часть .Финал. Мир Л. Бетховена: 1 29 1 Сюита. Основные приемы музыкального развития(контраст) Особенности вариационного развития. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. Симфония. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительной смысл.. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии. 30 ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ 5 ЧАСОВ Чудо музыка. 1 Народное и профессиональное музыкальное Острый ритм – творчество разных стран мира.Знакомство с джаза звуки. разновидностями, особенностями джазовой музыки. 31 Мир С.С. Прокофьева. 1 32. Певцы родной природы. 1 33 Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 1 Итого: 34 34 1 Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительной смысл.Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Гимн человеческому счастью. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Основные средства музыкальной выразительности. 4 КЛАСС 1. 2. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ! 4 ЧАСА Мелодия. «Ты 1 Основные средства музыкальной запой мне ту выразительности. Народная и профессиональная песню». музыка. (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Чего не выразишь 1 Музыкальный и поэтический фольклор. словами? Интонация – источник музыкальной речи. 3. «Ты откуда, русская, зародилась музыка». 1 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» 1 5. Святые земли Русской. Илья Муромец. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Общие представления о музыкальной жизни страны. Регинальные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Народная профессиональная музыка. Отечественные народные музыкальные традиции.Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Духовная музыка творчестве композиторов. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.Сочинение отечественных композиторов о Родине. 6. ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ 5 ЧАСОВ 1 Интонационно- образная природа музыкального искусства. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Что за прелесть 1 Песенность, танцевальность, эти сказки». маршевость.Выразительность и . изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного. Тембровая окраска музыкальных инструментов Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. 7. Ярмарочное гулянье. 8. 9. 10 Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации.Выразительность и изобразительность в музыке.. Народные музыкальные традиции Отечества. «Приют, 1 Развитие музыки - сопоставление и столкновение сияньем муз чувств и мыслей человека, музыкальных одетый». интонаций, тем, художественных образов. Знакомство с понятиями : романс, ансамбль, дуэт. Зимнее утро. 1 Выразительность и изобразительность в музыке. Зимний вечер . Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО 3 ЧАСА Композитор – имя 2 Различные виды музыки: вокальная. ему народ. Инструментальная, хоровая, Музыкальные оркестровая.Основные отличия народной и инструменты профессиональной музыки как музыки безымянного 1 России. 11 Музыкальные инструменты России. 1 12 Оркестр народных инструментов. «Музыкантчародей». 1 13 14 автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Региональные музыкально поэтические традиции. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.Оркестр народных инструментов.Региональные музыкально поэтические традиции. Композитор – исполнитель – слушатель. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ 4 ЧАСА Музыкальные 1 Музыкальные инструменты. инструменты.(скри Формы построения музыки как обобщенное пка, виолончель, выражение художественно-образного содержания гитара) произведений. Вариации. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. «Старый замок» 1 Выразительность и изобразительность в Мусоргский музыке.Интонация как озвученное состояние, «Счастье в сирене выражение эмоций и мыслей.Музыкальноживет» С. поэтические образы. Музыкальные жанры: песня, Рахманинов романс, вокализ. . 15 «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы. 1 16 Годы странствий М.И.Глинки. Царит гармония оркестра 1 17 Опера Сусанин». М.Глинка 18. Сцена в лесу из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка «Иван Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительной смысл.Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительной смысл.Знакомство с творчеством композитора во время странствий. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ 6 ЧАСОВ 1 Развитие музыки – сопоставление и столкновения чувств и мыслей человека; музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Драматургическое развитие оперы. 1 Интонации музыкальные и речевые. Основные средства музыкальной выразительности. 19. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. 1 Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Различные виды музыки: инструментальная. 20. Русский Восток. «Сезам, откройся» Восточные мотивы. 1 21. И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка» 1 Интонация - источник музыкальной речи. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Народная и профессиональная музыка. Песенность, танцевальность,маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. 22. Театр музыкальной комедии. 1 24. Мастерство исполнителя. 1 25. В интонациях спрятан человек. . 1 23. 26. 27 28 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Жанры музыки: оперетта, мюзикл. Музыкальные театры. Особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ 3 ЧАСА. Прелюдия. 1 Интонация как озвученное состояние, выражение Исповедь души. эмоций и мыслей. Различные жанры фортепианной Революционный музыки.Песенность, танцевальность, маршевость. этюд. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Конкурсы и фестивали музыкантов.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Развитие музыки – сопоставление и столкновения чувств и мыслей человека; музыкальных интонаций, тем, художественных образовВыразительность и изобразительность музыкальной интонации. О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ! 4 ЧАСА Святые земли 1 Народная и профессиональная музыка. Духовная Русской. Великий музыка в творчестве композиторов.Музыкальный князь Владимир, фольклор народов России и мира, народные Княгиня Ольга, музыкальные традиции родного края Илья Муромец. Праздников 1 Народное творчество России.Музыка в народных праздник, обрядах и обычаях. Музыкальный и поэтический торжество из фольклор. Фольклор как особая форма торжеств самовыражения Светлый праздник 1 Музыкальный и поэтический фольклор: песни, пасха. танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации.Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. 29 30. 31. 32. 33 34 Кирилл и Мефодий. 1 Историческое прошлое музыкальных образов.Народные музыкальные традиции Отечества. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО 1 ЧАС Народные 1 Отечественные музыкальные традиции.Музыка в праздники. Троица. народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ 4 ЧАСА Музыкальный 1 Знакомство с творчеством композитора. Различные сказочник. виды музыки: вокальная, инструментальная; Н.А.Римскийсольная, хоровая, оркестровая. Корсаков Симфоническая 1 Выразительность и изобразительность музыки. сюита Особенность музыкальной речи в сочинениях «Шехерезада» композиторов, ее выразительный смысл. . Рассвет на 1 Основные средства музыкальной Москве-реке. выразительности. Многообразие исторически М.П.Мусоргский сложившихся традиций. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Итого: 1 34 Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.