РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» Планируемые результаты : Личностные Учащиеся научатся: в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; Учащиеся получат возможность научится: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результаты: Регулятивные Учащиеся научатся: определять цель деятельности; обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; Учащиеся получат возможность научится: вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; Познавательные Учащиеся научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; Учащиеся получат возможность научится: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные Учащиеся научатся: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; Учащиеся получат возможность научится: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Предметные результаты Учащиеся получат возможность научиться: Правилам перехода дороги; Правилам безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира; Основным правилам поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке; Способам и средствам спасания утопающих. Ориентироваться на местности; Мерам пожарной безопасности при разведении костра. Учащиеся научатся: Правильно переходить дорогу, перекресток; Ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам; Определить расстояние по карте и по местности; Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву; Вызывать «скорую помощь», оказывать первую помощь при порезах и ссадинах. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофоркина» 1 класс - что называют опасностями : вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний. Классификация опасностей: природные, техногенного происхождения, социальные. История появления ПДД. Положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД. Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД . Опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте. 2класс- путь сообщения и элементы дороги; перекрестки; безопасное движение на улице , объективная оценка ситуации на дороге. Участники дорожного движения. 3 класс- транспортная культура поведения. Безопасность через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте.Потребность в безопасности через фиксацию внимания на железнодорожных путях, как особом объекте. 4 класс- безопасное движение на улице, объективная оценка ситуации на дороге. Правила пользования общественным транспортом. Правило, как нужно обходить автобус и автомобиль. Транспортная культура поведения. Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте. Модуль 2. Безопасность в быту 1класс- что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте. Правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники. Система обеспечения безопасности жителей города. Правила личной безопасности. 2класс- пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; понятие о пожарной профилактике. Несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Каждый должен с юных лет заботиться о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу но и вред, стать причиной травм и заболеваний.Как оказывать само- и взаимопомощь при химических ожогах и отравлении. 3 класс- причины пожара : нарушения пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов. тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка .Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Знакомство с действиями при пожаре. Правильные действия при аварии водопровода. Действия при утечке газа. 4 класс- советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.Причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Последствия таких пожаров. Правила поведения при ЧС на природе. Порядок разведения костров на природе. Средства защиты и эвакуации. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. Приёмы, которыми пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Преступность, современная криминогенная обстановка. Меры предосторожности при общении с животными.Соблюдение и выполнение определённых правил с дикими и домашними животными. Модуль 3. Твоё здоровье. 1класс- внешние части тела человека, необходимость сохранения физического здоровья, ответственность и бережное отношение к своему здоровью. 2 класс- причины и признаки болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье. Правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза. Признаки перегревания и теплового удара Какие бывают травмы: порезы, ушибы, переломы; укус насекомых; укус собаки. 3 класс- научить общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. 4 класс- почему некоторые привычки называются вредными.Научить учащихся понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить, попробовать алкогольные напитки и наркотические вещества; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Познакомить с видами различных спортивных соревнований. Сформировать разницу в понятиях «физическая культура» и «Спорт».Подвести к итогу, что занятия физкультурой и спортом доступны каждому. Модуль 4.Безопасность в природе. 1 класс- причины несчастных случаев на воде; правильность действий при случившемся несчастье на льду. Значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Правила безопасного поведения в лесу. Растения, ягоды и грибы родного края. съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Бережное отношение к природе; беречь лес, растения, животных, птиц. 2 класс- опасные животные и насекомые; правила защиты от опасных животных и насекомых. 3 класс- познакомить учащихся с явлениями природы – грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы. Безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе. 4 класс- экологическая культура, культура поведения в природе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п\ п 1 Тема занятия Колво часов Что такое безопасность? 1 Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой- Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна. Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. 2 Для чего нужны правила дорожного движения. 1 3 Выйду я на улицу и дорога в школу 1 Огонь друг или враг. 1 1 нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний. - природные опасности, - техногенного происхождения, - социальные опасности. Познакомить с историей появления ПДД. Формировать у школьников положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД. Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированнос ти практических умений ПДД Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может Знать краткую историю появления ПДД. Понимать, что ПДД- это реальная необходимость. Понять причины дорожнотранспортных происшествий. Уметь выбирать безопасный маршрут. Ориентироваться в дорожной обстановке. 2 Опасные места дома. 1 3 Если вы остались дома одни. 1 1 Забота о глазах 1 причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожност и при обращении с огнем. Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте. Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники. Система обеспечения безопасности жителей города. Правила личной безопасности. Познакомить детей с внешними органами человека, воспитывать в детях чувство Знать какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать, Запомнить номера телефонов экстренных служб: а) Пожарная охрана. в) Скорая медицинская помощь. г) Милицейская служба. Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения. необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 2 Уход за руками и ногами. Забота о коже 1 1 Правила поведения на водоёмах и в лесу 1 Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в лесу. Познакомить учащихся с Знать, как правильно надо мыть руки и лицо. Гигиена рук и ног.Знать правила ухода за кожей. Научиться соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах и в лесу в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу. растениями, ягодами и грибами родного края. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Учить бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц. 2 КЛАСС № п\ п Тема занятия Колво часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Путь сообщения и элементы дороги; перекрестки Отработка умений безопасного движения на улице , объективной оценки ситуации на дороге Кто относится к участникам дорожного движения. Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Классифицировать дорогу с различными видами движения. 1 Как устроена дорога. 1 2 Участники дорожного движения. 1 Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. 1 Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем. 1 2 Опасные места на улице, во дворе. 1 3 Запомните деткитаблетки не конфетки. 1 Пожар. Возможные Знать правила поведения причины людей при обнаружении возникновения пожара. пожара. Порядок вызова Меры пожарной пожарной помощи, безопасности. Правила оповещения людей о поведения на пожаре. пожаре и эвакуации. Использование средств Предотвращение паники. пожаротушения. Меры предосторожности от Основные причины получения ожогов, возникновения пожаров отравления дымом. в детских учреждениях Оказание первой помощи детская шалость со пострадавшим. спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; Понятие о пожарной профилактике. Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Каждый должен с юных лет заботиться о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу но и вред, стать причиной травм и заболеваний Как оказывать само- и взаимопомощь при Научиться избегать опасные места во время прогулки на улице. Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Уметь оказать самопомощь и первую медицинскую помощь.. 1 Почему мы болеем 1 2 Безопасность при любой погоде 1 3 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 1 3 Опасные насекомые и животные 1 химических ожогах и отравлении. О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье. Правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза.Признаки перегревания и теплового удара Какие бывают травмы. Научить заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни. Соблюдать правила поведения при разной погоде. Научить помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Научиться оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака. Познакомятся с группой опасных животных и насекомых. Научатся правилам защиты от опасных животных и насекомых. 3 КЛАСС № п\ п 1 Тема занятия Движение пешеходов в непогоду и темноте. Колво часов 1 Элементы содержания урока Транспортная культура поведения. Актуализировать потребность в безопасности через Требования к уровню под готовки учащихся а)Понять причины дорожно-транспортных происшествий. б) Не создавать опасные ситуации, находясь на Безопасность на железной дороге. 1 1 Как обращаться с электроприборам и. 1 2 Огонь, вода и газ. 1 1 Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным 1 2 фиксацию внимания на дороге, как особом объекте Актуализировать потребность в безопасности через фиксацию внимания на железнодорожных путях, как особом объекте Причиной пожара могут быть нарушения пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка .Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Знакомство с действиями при пожаре. Уметь правильно действовать при аварии водопровода. Действия при утечке газа. Научить общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя улице Научить правильно переходить железнодорожные пути для обеспечения безопасности Уметь предвидеть причину пожара. Знать основные правила пользования бытовыми приборами.. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим. Как правильно потушить пламя. Как прекрыть вентили подачи воды. Что делать, если почувствовал в квартире запах газа. Узнают, как воспитать в себе сдержанность. Научатся оценивать свои поступки, за которые получили наказание, быть ответственным за своё поведение. 2 Не грызи ногти, не ковыряй в носу 1 1 Как вести себя во время грозы. 1 2 Опасность схода снега с крыш. Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз. 1 3 2 в необходимой ситуации. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Познакомить учащихся с явлениями природы – грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы. Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе. Познакомятся, как отучить себя от вредных привычек. Выработают рекомендации по борьбе с вредными привычками. Научатся защитить себя во время грозы. Систематизируют знания о безопасных действиях при сильных морозах, метелях, снежных бурях и снегопадах. Научатся оказывать первую помощь при обморожении. 4 КЛАСС № п\ п 1 Тема занятия Колво часов Элементы содержания Правила перехода дороги 1-нерегулируемые переходы; 2-регуруемые переходы. 1 Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Требования к уровню подготовки учащихся Закрепить понятие дорог с односторонним и двусторонним движением, регулируемый и нерегулируемый переход. Научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части 2 1 Мы пассажиры. Профессия пожарный. Пожар в лесу и на даче. 1 1 Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль. а) Транспортная культура поведения. б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте. Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Последствия таких пожаров. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения. а) Понять причины дорожно-транспортных происшествий. б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве. Осознавать важность профессии пожарного. Знать краткую историю возникновения пожарного дела. Различать пожарную технику по её функциональным особенностям. Уметь предвидеть причины возникновения пожара. Уметь известить о пожаре службы МЧС. Знать правила разведения костра. Осознавать ответственность за шалость с огнем. Правила поведения при ЧС на природе. Порядок разведения костров на природе. Средства защиты и эвакуации. 2 Правила поведения в толпе. 2 Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. б) Усвоить несколько правил поведения если оказался заложником. В) Уметь обратиться за помощью Г)Знать как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью Презентация Практическое занятие. Избегать опасности при встречах и общении с животными. Презентация Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Преступность, современная криминогенная обстановка. 3 Правила поведения с животными. 1 Меры предосторожности при общении с животными. Соблюдение и выполнение определённых правил с дикими и домашними животными. Модуль3.Твоё здоровье.2ч 1 Злые волшебники : табак, алкоголь и наркотик. 1 Почему некоторые привычки называются вредными. Научить учащихся понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; Сделают вывод о том, что каждый несёт ответственность за себя и окружающих; Узнают почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; Презентация 2 Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества. 1 уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить, попробовать алкогольные напитки и наркотические вещества; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Познакомить с видами различных спортивных соревнований. Сформировать Развитие двигательной активности учащихся,воспитание культуры общения учащихся, укрепление дружеских связей. Презентация Практическое занятие. разницу в понятиях «физическая культура» и «Спорт». Подвести к итогу, что занятия физкультурой и спортом доступны каждому. Модуль4. Безопасность в природе. 2ч 1 Экологическая безопасность. 1 2 Обобщающее занятие. Викторина. 1 Формирование экологической культуры, культуры поведения на природе. Что узнали, чему научились. Научатся защищаться от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды, соблюдать правила экологической безопасности. Знать и соблюдать правила безопасности в природе. Перечень Интернет-ресурсов 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности Презентация Презентация Практическое занятие. 7. http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций 8. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 9. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 10. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» 11. http://www.risk-net.ru "Открытый урок" 12. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ 13. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" 14. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок» 15. http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» 16. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» 17. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности. 18. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности. Тематический план «Азбука безопасности» (III класс) Из них № п/п Название темы (разделов) I Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Защита человека в чрезвычайных ситуациях II III Итого: Всего, час. 5 3 2 Форма контроля Презентация 1 1 0 Тест 3 1 2 Викторина 9 5 4 аудиторные внеаудиторные енование разделов и дисциплин ные ситуации, возникающие в дневной жизни, правила повеучащихся асное поведение на улицах и ах — пассажиры рная безопасность и поведение при е асное поведение дома асное поведение в ситуациях ногенного характера вы медицинских знаний и ние первой медицинской помощи я медицинская помощь при лении газами та человека в чрезвычайных циях ычайные ситуации ные мероприятия гражданской ны по защите населения товка обучаемых к действиям в ЧС го и военного времени тические занятия) : УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Азбука безопасности» (III класс) Из них УУД Всего аудит внечас. орн. аудит орн. 5 3 2 регулятивные УУД - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и 1 0 1 умственной формах. - использовать речь для регуляции 1 1 0 своего действия; 1 0 1 познавательные УУД -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 1 1 0 - ставить и формулировать 1 1 0 проблемы; коммуникативные УУД 1 1 0 - определять общую цель и пути ее достижения; 1 1 0 - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное 3 1 2 поведение и поведение окружающих, 1 0 1 -оказывать в сотрудничестве 1 1 0 взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и 1 0 1 координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 9 5 4 Тематический план «Азбука безопасности» (IV класс) Форма организ. занятий викторина игра Конкурс рисунков Беседа Беседа Встреча с медработником Экскурсия в ПЧ Беседа Практическое занятие № Тема занятия Всего часов Аудито рные 1. Основы здорового образа жизни 1 1 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1 1 3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 5 4 4 Защита человека в чрезвычайных ситуациях 2 1 Итого 9 7 нование разделов и лин ы здорового образа жизни ые понятия «здоровье» и вый образ жизни» ые привычки, их влияние на ье, профилактика крепления здоровья ы медицинских знаний и ие первой медицинской и ые виды травм у детей го школьного возраста, медицинская помощь ческие занятия по отработке в оказания первой медицинмощи ые ситуации, возникающие едневной жизни, правила ния учащихся сное поведение в быту ольные задания на ение пройденного в 1—3 ) сное поведение на улицах и х сное поведение на природе сное поведение на воде Всего час. 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 человека в чрезвычайных иях 1 ычайные ситуации 2 ые мероприятия 1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Азбука безопасности» (IV класс) Из них УУД Ауди внеторн. ауд. 1 0 Личностные: Самоопределение: самостоятельность и личная ответственность за 1 0 свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в 1 0 динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир; эмпатия как 1 0 понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества в разных 1 0 ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего 4 1 доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, Общеучебные: выбирать наиболее 1 0 эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно 1 0 создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. осознанно и 0 1 произвольно строить сообщения в устной и 1 0 письменной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей 1 0 действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 1 1 Знаково-символические: использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и 1 0 Форма организ. занятий Беседа Просмотр тематиче ого видеосюж та Встреча с медработ ником Встреча с медработ ником игра экскурсия Презента ция Беседа Беседа нской обороны по защите ния овка обучаемых к действиям ирного и военного времени ческие занятия) 1 0 1 схемы для решения проблемы; Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; обработка информации; анализ информации; передача информации; оценка информации. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; Планирование учебного сотрудничества: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологичное высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника; Регулятивные: Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, Планирование: применять установленные правила в планировании способа решениясоставлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебные действия: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: предвосхищать результата; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: адекватно воспринимать предложения учителей, Беседа Встреча с сотрудни ками служ безопасно ти района товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. 9 7 2 Литература 1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2012 2. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998. 3. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000. 4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. 5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998. 6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2012. 7. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 2013- 2014. 8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994. Перечень Интернет-ресурсов 19. http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы 20. http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» 21. http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. 22. http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н. 23. http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности 24. http://0bj.ru/ 25. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций 26. http://www.ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности 27. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания 28. http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности 29. http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций 30. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 31. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 32. http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 33. http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 34. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии 35. http://www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности 36. http://www.znakcomplect.ru 37. Лига здоровья нации http://www ligazn.ru 38. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» 39. http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение 40. http://www.risk-net.ru "Открытый урок" 41. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 42. http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки. 43. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ 44. http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ 45. http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал 46. http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ 47. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" 48. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала. 49. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок» 50. http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» 51. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях). 52. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 53. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей). 54. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 55. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет 56. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» 57. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос» 58. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России 59. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях) 60. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 61. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности 62. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям 63. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения) 64. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность) 65. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1. html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности 66. info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни 67. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности. 68. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности. Онлайн –тестирование: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/ - онлайн – тесты http://easyen.ru/