Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» 1-4 класс разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе авторской программы под редакцией Р. Д. Тригер (Издательство М.: Парадигма) и является приложением к АООП НОО ОВЗ МБОУ СОШ №5 г.Невьянска В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ЗПР, что может способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца. Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности учащихся с ЗПР в процессе восприятия музыки. Общие задачи коррекционного курса «Ритмика»: - развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; - развитие выразительности движений и самовыражения; - развитие мобильности; - коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения; - развитие общей и речевой моторики; - развитие ориентировки в пространстве; - формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса «Ритмика» Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии. Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты (последовательность движений). Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень - ориентировки в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава учащихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей. К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика» относят: - восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки); - упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты); - ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); - упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.); - игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования); - танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев); - упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.); - декламация песен под музыку (выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Место курса «Ритмика» в общей системе коррекционно-развивающей работы Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у учащихся активность и воображение, координацию и выразительность движений. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Ритмико-гимнастические упражнения, способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков у учащихся с ЗПР. Необходимы задания на выработку координированных движений, основная цель которых - научить детей с ЗПР согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Место курса «Ритмика» в учебном плане Согласно учебного плана на изучение учебного курса «Ритмика» - в 1 и 1 дополнительном классе отводится по 33 часа в год, 1 час в неделю (33 учебные недели) - во 2 - 4 классах отводится по 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели) Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика" Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; выполнять дыхательные упражнения; использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре; уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями. Планируемые результаты изучения коррекционного курса «Ритмика» В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмика» позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: совершенствование двигательных умений и навыков, развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер. В области формирования двигательных умений и навыков: - умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико гимнастических и танцевальных упражнений; - умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе; - совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.); - умение выполнять простейшие построения и перестроения; - умение ходить в шеренге и разными видами шага; - овладение простейшими элементами танца; - умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх; - появление возможности выполнять танцевальные движения под музыку с одновременным использованием музыкальных инструментов или декламацией стихов и песен (появление «тройных» связей); - владение техникой элементарной мышечной релаксации. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков: - проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и участии в публичных выступлениях (концерты и праздники); - умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников, действовать в группе слаженно и сообща; - умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками; - умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность. В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций: - расширение сферы жизненной компетенции за счет совершенствования ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах, умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках; - умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений; - умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после указания на них; - умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное время под руководством взрослого и самостоятельно; - умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности; - овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей гимнастики; - умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся. Содержание учебного курса «Ритмика» Ритмико-гимнастические упражнения Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации. К ним относятся шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю. Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, так что дети постепенно осваивают их, испытывая радость от достижения успеха. Упражнения строятся на чередовании различных музыкальных сигналов, например: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или подскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п. В таких упражнениях у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развиваются быстрота реакции, совершенствуются способности дифференцировок. В этом разделе работы полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др. Детей надо приучать к организованному и бережному обращению со снарядами, добиваясь дисциплинированности при использовании названных выше предметов, предохранять детей от переутомления при возрастающей нагрузке, в случае необходимости (например, при соскоках со шведской стенки) обеспечивать страховку. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами Для этого раздела работы используются детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. Игрушечные пианино, гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки и невозможности в связи с этим использования их в детском оркестре. Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано. Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание детей, скорость реакции, развивают способность дифференцировок на слух. Вначале дети знакомятся с каждым инструментом в отдельности и с его возможностями, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т. п.). Такие упражнения многократно 3 повторяются, их сложность постепенно нарастает, развивается навык обращения с инструментами и чувство ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стуле, стоя, в движении —поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей. Пониманию сильных долей способствует освоение такого, например, инструмента, как барабан. Дети учатся правильно держать палочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения: ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание. Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и правой и левой рукой. Возможны такие упражнения, когда при исполнении одного произведения каждый ученик использует несколько инструментов. Темп исполнения в таких случаях сначала должен быть замедлен, при смене инструментов возможны остановки. Постепенно дети привыкают к тому, в какой последовательности включаются в исполнение инструменты, как они расположены вокруг них на полу, какой рукой и как их надо вовремя взять. Тогда произведение может звучать в нормальном темпе. Трудности возрастают, если затем использовать инструменты в другой последовательности. В некоторых упражнениях дети повторяют на инструменте ритмический рисунок, воспроизведенный учителем или одноклассниками, сами создают ритмические рисунки. Совместное прослушивание и передача ритма повышает внимание учащихся и чувство ответственности перед товарищами за свое участие в общем исполнении. В упражнениях со звучащими инструментами дети активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нем, участвуют в совместном исполнении произведений. Это является мощным средством эстетического воспитания школьников и формирования способности активной творческой совместной деятельности. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Прежде чем дети начинают двигаться, учитель знакомит их с музыкой, в краткой беседе помогает понять содержание песни, характер произведения в целом и отдельных его частей, тем, т. е. направляет воображение детей, оживляет их эмоциональную память, однако движения им не подсказывает. В противном случае у детей вырабатываются двигательные шаблоны, они теряют возможность двигаться, как хотят. При необходимости учитель может оказать помощь в такой примерно форме: «Двигаться так, чтобы было видно, что ты маршируешь, как солдат», или: «..., что ты тренируешься на спортплощадке», или: «..., что ты играешь роль клоуна». Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность, прилагать совместные усилия к решению задачи и доставляют им особую радость. В этих упражнениях преодолевается скованность учащихся, повышается способность приспосабливать свои действия к имеющимся условиям и ситуациям, возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами. Музыка, используемая в данном разделе работы, должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно для этого привлекать песни и произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания, полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Это способствует созданию радостной атмосферы на уроке. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком и ветром», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т.п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов. С возрастом дети приобретают способность к сценическому действию под музыку. Сначала учитель делит их на 2—3 группы, знакомит их с произведениями двух-трех частной формы или с произведением, содержащим несколько контрастных, разнохарактерных тем, и выясняет, как они понимают характер каждой части, каждой темы. Как правило, учитель выслушивает мнение двух или трех учеников о том, как они представляют себе темы, предлагает остальным высказать свои критические замечания, следя за тем, чтобы фантазия детей содержала доступные для воплощения образы. После этого каждая группа учащихся выполняет под музыку различные действия, раскрывающие ту или иную сценическую ситуацию (например, «Гуси и волки»). Наследующем этапе можно распределить роли среди учеников. Исполнение той или иной роли заставляет ребенка вживаться в образ, управлять своим поведением, подчинять себя правилам игры, что чрезвычайно важно в воспитательном отношении. В качестве примера можно назвать инсценирование песни Л.Книппера (сл. А. Коваленкова) «Почему медведь зимой спит». Дети, исполняющие роли главных действующих лиц: медведя, лисы, дятла, и все остальные ученики, изображающие деревья в лесу, поют известную школьникам песню и своими движениями стараются передать ее содержание. Учитель объединяет усилия учеников, разбирает с ними ролевое участие каждого в отдельности и всех вместе. Так же обстоит дело и со сценическим изображением хорошо знакомых детям сказок в сопровождении подобранной учителем музыки. Отработанные сценические музыкальные постановки можно исполнять на детских утренниках с использованием элементов костюма и реквизита. В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны). Несколько групп учеников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, змейкой, по кругу и т. п.), однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют. Народные пляски и современные танцевальные движения Подготовка к работе по этому разделу проводится в любой части урока. В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год). Народные пляски и танцы приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, порождают положительные эмоции. Работа по этому разделу программы всегда вызывает радость у детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используют хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у которых имеются какиелибо индивидуальные затруднения. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Следует добиваться, чтобы дети так овладевали движениями, что могли двигаться в танце свободно и непринужденно. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины: шаг польки, шаг галопа и др. Использование грамзаписи возможно лишь на некоторых этапах урока — при сопровождении отработанного танца, разученных игр и инсценировок. В остальных случаях учитель должен иметь возможность произвольно изменять темп, динамические оттенки, продолжительность звучания музыки и т. п. в соответствии с задачами и целями, педагогической целесообразностью каждого этапа урока. Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму, которую можно заменять костюмом, используемым для занятий в хореографических кружках. Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарногигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики-подстилки (многие задания полезно выполнять сидя на полу). Оборудование, необходимое для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, булавы, кегли, скакалки, гимнастические палки, погремушки, дудки, колокольчики, барабанчики, металлофоны, бубны, треугольники, трещотки, ложки, хлопушки и т. п.— в количестве по 12 предметов или инструментов, т. е. для каждого ученика. Общие требования к организации занятий. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму. Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе. Способ определения результативности освоения программы Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. Форма подведения итогов Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах . УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс Всего № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 2 2.Ходьба и бег. Разновидности ходьбы 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 4 4. Ритмико-гимнастические упражнения. 5 5. Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча в заданном ритме под музыку. 6 6.Упражнение с препятствиями и на координацию движений 7 7. Строевые упражнения. Перестроения. 8 8.Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Теория Практика 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 9 Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление мышц 1 13 4. Упражнение на координацию движений 1 14 5. Импровизация движений с колокольчиками на 1 музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в движении характера 1 музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений на музыкальные темы. 1 18 2. Упражнения, развивающие темп и ритм. 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4.Подвижные игры с пением и речевым 1 сопровождением 21 22 23 24 5. Упражнения в передаче игровых образов под музыку 6. Русские народные игры. 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки 8. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и движения 1 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Танцевальные упражнения и движения с 1 предметами. 29 4.Элементы русских народных плясок. 2 30 5. Упражнения на развитие танцевального 2 творчества 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 Содержание программы № Тема Основные узловые моменты п\п 1 Вводный Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. 2 Ходьба и бег. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Разновидности ходьбы. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. 3 Танцевальный шаг на Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный полупальцах шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. 4 Ритмико-гимнастические Ритмико-гимнастические упражнения. упражнения Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. 1 1 1 1 2 2 1 33 Форма Практика Практика Практика Практика 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Упражнение на релаксацию. Подбрасывание малого Подбрасывание, перекатывание малого мяча, мяча, обруча в малом обруча под счет из положения стоя, сидя, с ритме изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Перестроения. Разновидности ходьбы с препятствиями и на преодолением препятствий с изменением координацию движений ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. Строевые упражнения. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Перестроения. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с обручем, Упражнение в движении с обручем, скакалкой, скакалкой, гимнастической палкой под гимнастической палкой изменяющийся темп музыки. Итоговое занятие Участие в классном «Празднике осени» Вводный Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнения на внимание Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Знакомство с колокольчиком, его звучанием. расслабление мышц Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Основная стойка. Разновидности шага. координацию движений Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. Импровизация движений ОРУ. Движение руками и ногами под с колокольчиками на динамические акценты музыки. Подвижная музыкальные темы игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на передачу Разновидности бега, учитывая характер в движении характера музыки. Ритмико-гимнастические музыки, на развитие упражнения с мячами. ОРУ в движении. двигательной активности Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Итоговое занятие Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» Импровизация движений Движение руками и ногами под на музыкальные темы. динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнения, Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика развивающие темп и ритм 19 Индивидуальное творчество 20 Подвижные игры с пением и речевым сопровождением Упражнения в передаче игровых образов под музыку 21 22 Русские народные игры. 23 Упражнение на передачу в движении характера музыки 24 Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 25 26 Итоговое занятие Танцевальные упражнения и движения 27 Соединение движения с музыкой 28 Танцевальные упражнения и движения с предметами Упражнение на развитие танцевального творчества 29 30 Элементы русских народных плясок 31 Итоговое занятие ОРУ. Подвижные игры. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Упражнение на релаксацию. Использование различных пособий, атрибутов для развития двигательной активности. Подражание животным в движении. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмико-гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Разучивание танцевальных упражнений и движений с предметами . Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Участие в школьном празднике «Последний звонок» Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс Всего Теория № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, 1 обруча в малом ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание 1 малого мяча под музыку 7 7. Упражнение с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнение с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление 1 мышц 13 4. Упражнение на координацию 1 движений 14 5. Импровизация движений с 1 колокольчиками на музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4. Упражнения с гимнастическими 1 палками 21 5. Упражнения с обручем 1 22 6. Упражнения для развития ритма 1 23 7. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки 24 8. Упражнение на умение сочетать 1 движение с музыкой, упражнения на внимание 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и 1 - Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 движения 2. Соединение движения с музыкой 3. Русские народные игры 4. Упражнение на развитие танцевального творчества 5. Элементы русских народных плясок 6. Итоговое занятие Всего Содержание программы № Тема п\п 1 Вводный 2 Разновидности ходьбы 3 Танцевальный полупальцах 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме 6 Перекатывание, бросание малого музыку 7 Упражнение с препятствиями и на координацию движений 8 9 Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Итоговое занятие 10 Вводный шаг на катание, мяча под 1 1 2 - 1 1 2 2 - 2 1 33 0 1 33 Основные узловые моменты Форма Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки. Участие в классном «Празднике осени» Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 11 Упражнения на внимание 12 Упражнение на расслабление мышц 13 Упражнение на координацию движений 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения с гимнастическими Упражнения развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. Чередование ходьбы и бега. ОРУ с Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика палками 21 Упражнения с обручем 22 Упражнения ритма 23 Упражнение на передачу движении характера музыки 24 Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 25 Итоговое занятие 26 Танцевальные движения упражнения и 27 Соединение музыкой движения с 28 Русские народные игры 29 Упражнение на развитие танцевального творчества 30 Элементы русских народных плясок для развития в гимнастическими палками. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию. Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 31 Итоговое занятие Участие в школьном празднике Практика «Последний звонок» УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс Тема занятия Всего Теория Практика № п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3.Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в 1 заданном ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание малого 1 мяча, обруча под музыку 7 7. Упражнения с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнения с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3.Упражнение на расслабление мышц 1 13 4.Упражнение на координацию движений и 1 на развитие двигательной активности 14 5.Импровизация движений с 1 колокольчиками на музыкальные темы 15 6.Упражнение на передачу в движении 1 характера музыки 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4.Упражнения с гимнастическими палками и 1 с обручем 21 5. Упражнения для развития ритма 1 22 6. Упражнения на передачу в движении 1 характера музыки 23 7. Упражнения на умение сочетать движение 1 с музыкой 24 8. Упражнения на внимание 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения 1 27 2. Танцевальные движения 1 28 3. Соединение движения с музыкой 1 29 4. Упражнения на развитие танцевального 2 творчества 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 30 5. Элементы русских народных плясок 2 2 31 6. Итоговое занятие 1 1 Всего 33 0 33 Содержание программы № Тема Основные узловые моменты Форма п\п 1 Вводный Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под Практика счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. 2 Разновидности ходьбы Разновидности ходьбы и бега в зависимости Практика от характера музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. 3 Танцевальный шаг на Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Практика полупальцах Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей 4 Перестроения Разновидности прыжков с изменением Практика ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости 5 Подбрасывание малого Подбрасывание малого мяча, обруча под Практика мяча, обруча в заданном счет из положения стоя, сидя с изменением ритме темпа счета, под музыку. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы 6 Перекатывание, катание, Перекатывание, катание малого мяча, Практика бросание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в обруча под музыку движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки 7 Упражнения с Перестроения. Разновидности ходьбы и с Практика препятствиями и на преодолением препятствий, изменением координацию движений ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины 8 Упражнения с обручем, Упражнение в движении с гимнастическими Практика скакалкой, палками, скакалками, обручем под гимнастической палкой изменяющийся темп музыки. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса 9 Итоговое занятие Участие в школьных и классных праздниках Практика и концертах 10 Вводный Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. Практика развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания 11 Упражнения на внимание 12 Упражнение расслабление мышц 13 Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения гимнастическими палками и с обручем 21 Упражнения для развития ритма 22 Упражнения на передачу в движении характера музыки на с Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей Участие в школьных и классных праздниках и концертах Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для развития быстроты реакции Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Подвижные игры. Упр. на развитие координационных способностей Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Упражнения на умение сочетать движение с музыкой Упражнения на внимание Ритмико-гимнастические упр. с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление Итоговое занятие Участие в школьных и классных праздниках и концертах Танцевальные Танцевальные упражнения. ОРУ в упражнения движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма Танцевальные движения Обучение танцевальным движениям. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы Соединение движения с Изучение танцевального шага «Галоп» под музыкой различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления Упражнения на развитие Танцевальные упр. «русский хоровод», танцевального творчества «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Кружение. Танцы «Русская плясовая», «Хороводный». Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Элементы русских Танцевальные упр. «русский хоровод», народных плясок «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление Итоговое занятие Участие в школьных и классных праздниках и концертах УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс Всего Теория № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, 1 обруча в малом ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание 1 малого мяча под музыку 7 7. Упражнение с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнение с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 - Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2. Упражнения на внимание 1 3. Упражнение на расслабление мышц 1 4. Упражнение на координацию 1 движений 14 5. Импровизация движений с 1 колокольчиками на музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4. Упражнения с гимнастическими 1 палками 21 5. Упражнения с обручем 1 22 6. Упражнения для развития ритма 1 23 7. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки 24 8. Упражнение на умение сочетать 1 движение с музыкой, упражнения на внимание 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и 1 движения 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Русские народные игры 1 29 4. Упражнение на развитие 2 танцевального творчества 30 5. Элементы русских народных 2 плясок 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 Содержание программы № Тема Основные узловые моменты п\п 1 Вводный Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. 2 Разновидности ходьбы Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения. Отражение разными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. 3 Танцевальный шаг на Разновидности прыжков под счет. ОРУ. 11 12 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 33 Форма Практика Практика Практика полупальцах 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме 6 Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку 7 Упражнения с препятствиями и на координацию движений 8 Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой 9 Итоговое занятие 10 Вводный 11 Упражнения на внимание Танцевальный шаг на полупальцах. Отражение хлопками ритмического рисунка мелодии. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса Участие в школьных и классных праздниках и концертах Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. Исполнение различных ритмов на барабане в медленном и быстром темпе. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 12 Упражнение расслабление мышц на 13 Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения гимнастическими и с обручем с палками ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Исполнение различных ритмов колокольчиками в медленном и быстром темпе. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей Участие в школьных и классных праздниках и концертах Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. Упр. для развития быстроты реакции Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ с Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 21 Упражнения для развития ритма 22 Упражнения на передачу в движении характера музыки Упражнения на умение сочетать движение с музыкой 23 24 Упражнения на внимание 25 Итоговое занятие 26 Танцевальные упражнения 27 Танцевальные движения 28 Соединение музыкой 29 Упражнения на развитие танцевального творчества. Вальс. 30 Элементы народных плясок 31 Итоговое занятие движения с русских гимнастическими палками и с обручами. Игра с пением . Упр. на развитие координационных способностей Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Подражательные движения. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Ритмико-гимнастические упр. с флажками. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. Подражательные движения. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление Участие в школьных и классных праздниках и концертах Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка, полуприсядка на месте и с продвижением. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления Знакомство с новыми элементами танца: шаг вальса прямой и с поворотом. Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление Участие в школьных и классных праздниках и концертах Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Методическое обеспечение программы Название раздела Основные формы Основные программы работы с детьми методы работы Ритмико-гимнастические - урок; -показательный; упражнения -учебно-организации практическое учебнозанятие; практической, -фронтальная; спортивной, -групповая; игровой -парная (учитель деятельности ученик, ученик- обучающихся; ученик); -стимулирования -игра; и мотивации деятельности и Ритмические упражнения с поведения детскими звучащими обучающихся; инструментами -контроля и самоконтроля деятельности и поведения Импровизация движений на обучающихся музыкальные темы, игры под музыку Народные пляски и современные танцевальные движения Оборудование Малые мячи, обручи, флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья, кегли, музыкальный инструмент Детские барабаны, колокольчики по количеству детей в классе; музыкальный инструмент Флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья; музыкальный инструмент Флажки, платочки; музыкальный инструмент