1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА» Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в первом классе классе В результате изучения данного курса в первом классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов: Получат возможность научиться: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: Научатся: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); Получат возможность: учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: Получат возможность научиться: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: Получат возможность: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; 2 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметные результаты: Научатся: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе. В результате изучения данного курса во втором классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов: учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: Получат возможность: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Научатся: овладевать логическими отнесения к известным понятиям; операциями сравнения, анализа, 3 перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Получат возможность: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятным. Предметными результатами являются формирование следующих умений: Научатся: применять правила сравнения; задавать вопросы, знать правила их построения; делить на классы, классифицировать; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; уметь рассуждать, обобщать; делать умозаключения. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в третьем классе. В результате изучения данного курса в третьем классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: Получат возможность научиться: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с постановленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: 4 Получат возможность научиться: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовитым признакам; устанавливать причинноследственные связи. Коммуникативные УДД: Получат возможность: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. Предметными результатами изучения курса в третьем классе являются формирование следующих умений: Научатся: выделять свойства предметов, множеств обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; упорядочивать понятия по родовым отношениям; строить определения, находить ошибки; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе. В результате изучения данного курса «Логика» в четвертом классе обучающие получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир; Метапредметные результаты. Регулятивные УДД: Научатся: 5 осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные УДД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Регулятивные УДД: Получат возможность: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса Предметными результатами курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: Научатся: определять виды отношений между понятиями, множествами; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; проводить аналогию между предметами; устанавливать ситуативную связь между понятиями; выстраивать доказательства; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если…, то». Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики. Формы проведения итогов реализации программы: - проведение диагностических, контрольных срезов, тестов, олимпиад; - участие в КВНах, в конкурсах, олимпиадах, викторинах школьного, муниципального, областного, российского уровне. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1 класс (14 занятий) 1. Свойства, признаки и составные части предметов (2занятий). Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. 2. Действия предметов (2занятий). Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. 3. Элементы логики (2 занятий). Высказывания. Истинные и ложные высказывания. 4. Сравнение (2 занятий). Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. 5. Комбинаторика (2 занятия). Хаотичный и систематический перебор вариантов. 6. Развитие творческого воображения (1 занятие). Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. 7. Практический материал (3 занятий). Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № Тема урока КК Элементы Приме олич содержания чание еств о часо в 1 Выделение 1 Свойства предметов. Входна признаков: цвет, Множества предметов, я диагностика форма, размер обладающие указанным предметов. свойством. Целое и часть. Признаки предметов. 7 Закономерности в значении признаков у серии предметов. 5 2 Основные типы геометрических фигур. Задачи на поиск закономерностей в размещении геометрических фигур. 3 Логические задачи математического характера. 1 Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. 1 Последовательность Проме действий, заданная устно и жуточная графически. Порядок диагностика действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. 4 Понятие «истина» и «ложь» 2 Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Хаотичный и систематический перебор вариантов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Решение 6 логических задач. 7 2 8 Правила сравнения. 1 9 Значение сравнения. 1 1 Комбинаторика 0 . Решение задач. 1 2 8 1 1 Решение 2 логических задач - разного типа. 1 3 1 Головоломки. 4 2 Логические Итогов упражнения. Логические ая задачи. диагностика 1 Задачи-шутки. Логические игры. Содержание программы 2 класс (18 занятий) 1. Свойства, признаки и составные части предметов (2 занятия). Закономерность в цифрах, буквах и словах. Вопросы. Их виды и правила их построения. 2. Сравнение (2 занятий). Классы, правила классификации. 3. Элементы логики (2 занятий). Логические приемы, понятие «отрицание», ограничение и обобщение, суждения, умозаключения. 4. Комбинаторика (3 занятия). Размещение геометрических фигур. Композиции. 5. Действия предметов (2занятий). Конструирование из геометрических фигур. Расположение в пространстве. 6. Развитие воображения (2 занятия). Головоломки. 7. Практический материал (5занятий). Решение логических задач. Викторины. 2 класс № -3 Тема урока Количество Элемент часов ы содержания ние 1 Правила 1 Закономе классификации. рность в цифрах, буквах и словах. Вопросы. Их виды и правила их построения. 2 Конструиро 2 Виды и вание из правила их Примеча 9 -6 геометрических фигур. 4 Основные логические приемы. Анализ. Синтез. 5 Расположен ие предметов в пространстве. 7 Вопросы. построения. 1 Классы, правила классификации. 2 Правила классификации. 2 Логическ ие приемы, понятие «отрицание», ограничение и обобщение, суждения, умозаключения. Размещен Тест ие «Классификация» геометрических фигур. Композиции. Конструирование из геометрических фигур. Расположение в пространстве. Головоло мки. -8 9 Решение -11 задач. Комбинаторика. 2 315 6 718 3 1 Суждения. Слова «все», «некоторые», «ни один». 1 Решение логических задач. 1 1 Умозаключ ения. Умозаключения по аналогии. 1 Решение ребусов, кроссвордов, анаграмм. 1 3 2 Решение логических задач. Викторин ы. Решение логических задач. 10 Содержание программы 3 класс (18 занятий) 1. Свойства, признаки и ставные части предметов (2занятий). Определения. Ошибки в построении определений. 2. Сравнение (2 занятия). Решение задач на сравнение и обобщение. 3. Элементы логики( 2 занятий). Множества, отображения, пересечения, объединение множеств, причинно-следственные цепочки. 4. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (1 занятий). Формирование понятий, виды отношений между понятиями, отношения «ро-вид» между понятиями. 5. Действия предметов (1 занятия). Логические задачи со словами. Игры. 6. Развитие воображения (1 занятие). Ребусы, язык и логика. 7. Практический материал (4занятий). Решение логических задач. 8. Комбинаторика (5занятия). Решение задач. 3 класс № Тема урока 3 Причинноследственные цепочки. 5 Отношения «родвид» между понятиями. Кол ичество часов 2 1 Элеме Приме нты чание содержания Опреде ления. Ошибки в построении определений. Форми рование понятий, виды отношений между понятиями, отношения «ро-вид» между понятиями. 11 819 1 829 132 3 4 1 Определения. Ошибки в построении определений 2 2 Решение логических задач. Задачи шутки. 1 2 Логические задачи на сравнение, обобщение. 2 3 Решение логических задач разных типов. 3 Ребусы. Кроссворды. Задачи. Язык и логика. 3 Решение комбинаторных задач. 4 1 5 Множе ства, отображения, пересечения, объединение множеств, причинноследственные цепочки. Логиче ские задачи со словами. Игры. Решени е задач на сравнение и обобщение. Решени е логических задач. Ребусы , язык и логика. Решени Итого е задач. вая диагностика Содержание программы 4 класс ( 18занятий) 1. Сравнение (2 занятия). Повторение понятий. 2. Комбинаторика (3занятия). Аналогии, решение задач. 3. Элементы логики (3занятий). Законы тождества, доказательства и их виды. 4. Развитие творческого воображения (6 занятий). Логика вокруг нас, логические задачи . 5. Практический материал (4 занятий). Логика в мире слов, в юморе. Логические игры и т. д. 4 класс 12 № -2 -5 Тема урока 1 Повторение. Основные понятия формальной логики. 3 Способы решения логических задач. Придумывание по аналогии. Решение логических задач. Использование аналогии в обучении 6 Закон тождества. -8 7 Структура доказательства. доказательства. -10 9 Решение логических (экономика). 114 1 Решение логических математического характера. 1 518 Кол ичество часов 2 ты содержания Повтор ение понятий. 3 ии, задач. 1 2 Виды 2 задач 4 задач Логические игры. Элемен 4 Прим ечание Аналог решение Законы тождества. Доказат ельства законов тождеств и их виды. Логика вокруг нас, логические задачи . Логика вокруг нас, логические задачи. Логика в мире слов, в юморе. Логические игры и т. д. Итогова я диагностика СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). 2. Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897). 13 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010г.-223с. – (Стандарты второго поколения). 4. Оценка достижения планиремых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г. – 215с. – (стандарты второго поколения). 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152с. – (Стандарты второго поколения). 6. С.И. Гин «Мир логики», Москва, «Вита Пресс», 2001г. 7. И.Г. Сухин «Занимательные материалы», Москва «Вако», 2004г. 8. Смекалка для малышей, Москва, Омега, 1994г. 9. А.Д. Гетманова «Занимательная логика», Москва, «Владос»1998г. 10. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьиков», Ярославль «Академия развития» - 2000г. 11. Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль «Академия развития»- 1997г. 12. М.В. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике», Москва, «ВАКО», 2005г. 13. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», Москва, «Наука», 1987г. 14. О.Н. Пупышева, Олимпиадные задания, Москва, «ВАКО», 2008г. 14