ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. когнитивный компонент У выпускника будут сформированы: историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социальнополитического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Яконцепции; компетентности в реализации основ гражданскойидентично сти в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. ценностный и эмоциональный компонент и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социальнокритического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичнос-ти; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; деятельностный (поведенческий) компонент потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Регулятивные УУД Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые Коммуникативные УУД Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую Познавательные строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник научится: информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать моральноэтическим и психологическимпринци пам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Выпускник получит УУД основам реализации проектноисследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между вероисповеданий, возрастов и социальных групп; людьми различных национальностей и 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Человек в социальном измерении Выпускник научится: • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. Выпускник получит возможность научиться: • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное жизнедеятельности; поведение в соответствии с требованиями безопасности • использовать элементы причинно-следственного анализа при характе-ристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Ближайшее социальное окружение Выпускник научится: • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать • выполнять основные роли членов семьи, включая свою; несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Общество — большой «дом» человечества Выпускник научится: • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Общество, в котором мы живём Выпускник научится: • характеризовать • раскрывать • называть глобальные проблемы современности; духовные ценности и достижения народов нашей страны; и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантиро-ванные Конституцией Российской Федерации; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Регулирование поведения людей в обществе Выпускник научится: • использовать общественных накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравствен-ного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализа-ции, самоконтролю. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Основы российского законодательства Выпускник научится: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. Мир экономики Выпускник научится: • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять механизм рыночного регулирования государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; экономики и характе-ризовать роль • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономи-ческие явления и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на общество-ведческие знания и личный социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Человек в экономических отношениях Выпускник научится: • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • использовать • получать статистические данные, отражающие экономические измене-ния в обществе; социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведчес-кие знания и социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать • анализировать тенденции экономических изменений в нашем обществе; с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Мир социальных отношений Выпускник научится: • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характери-зовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать • давать ведущие направления социальной политики российс-кого государства; оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социаль-ных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; • характеризовать • объяснять собственные основные социальные роли; на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информа-цию, преобразовывать её и использовать для решения задач; • использовать социальную информацию, представленную совокуп-ностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества; • проводить несложные социологические исследования. Выпускник получит возможность научиться: • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. Политическая жизнь общества Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Культурно-информационная среда общественной жизни Выпускник научится: • характеризовать • распознавать развитие отдельных областей и форм культуры; и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение. Выпускник получит возможность научиться: • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. Человек в меняющемся обществе Выпускник научится: • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать • извлекать роль молодёжи в развитии современного общества; социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем. Выпускник получит возможность научиться: • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Социальная сущность личности Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Современное общество Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. Социальные нормы Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность. Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них. Правоохранительные органы. Судебная система. Экономика и социальные отношения Мир экономики Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в современной России. Понятие толерантности. Политика. Культура Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. власти. Органы Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность. Патриотизм. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5 КЛАСС № Тема урока Человек в социальном измерении (4ч) 1-2 Загадка человека 3-4 Отрочество - особая пора в жизни Ближайшее социальное окружение (11ч) 5-6 Семья и семейные отношения 7 Защита прав и интересов детей 8-9 Семейное хозяйство 10-11 Свободное время 12 13 14 15 Образование в жизни человека Образование и самообразование. Самооценка. Одноклассники, сверстники, друзья. 16 17 Я и мое окружение: урок-практикум Человек в социальном измерении: зачет Содержание Природа человека. Деятельность и поведение Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Кол-во часов 2 2 Роли в семье. Семейные 2 ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Семьяхранитель духовных ценностей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Экономика. Экономика и её роль в 2 жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Здоровый образ жизни. 2 Безопасность жизни. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. 1 1 1 Гендер как «социальный пол». 1 Различия в поведении мальчиков и девочек. 1 1 Труд (4ч) 18-19 Труд-основа жизни 20-21 Труд и творчество Родина (7ч) 22-24 Наша Родина- Россия 25-26 Гражданин России 27-28 Мы - многонациональный народ Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Труд в современной экономике. Заработная плата Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Люди труда. 2 2 Наше государство — Российская 3 Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. . , Что значит сегодня быть 2 гражданином своего Отечества. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Многонациональный состав 2 населения. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности Величие многонациональной российской культуры Духовные традиции многонационального народа России. Духовные традиции России. Роль религий в становлении России 29 30 31 32-34 Гражданин России – это звучит гордо: урок-практикум Мир вокруг меня: обобщение Мир вокруг меня: зачет Резервное время 1 1 1 3 6 КЛАСС № Тема урока Человек в социальном измерении (13) 1-2 Человек- личность 3-4 Человек познает мир 5-7 Человек и его деятельность 8-9 Потребности человека Содержание Кол-во часов Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Как человек познаёт мир и самого себя. Твой духовный мир Природа человека. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Интересы и потребности. Здоровый образ жизни. 2 2 3 2 Безопасность жизни. 10 11-12 Человек и его деятельность: практическая работа На пути к жизненному успеху 1 Человек в социальном измерении: зачет Человек среди людей (9ч) 14-15 Межличностные отношения 16-17 Человек в малой группе. 13 Можно ли предвидеть 2 будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. 1 2 Многообразие социальных 2 общностей и групп в обществе. Ученический коллектив, группа сверстников 18-19 Общение 2 20-21 Межличностные конфликты и пути 2 их разрешения. 22 Человек среди людей; урок1 практикум Нравственные основы жизни (8ч) 23-24 Мораль .Мораль, её основные 2 принципы. Добро и зло Моральные нормы и моральный выбор. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни общества. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях. Религия и мораль 25 Человек славен добрыми делами Законы и правила нравственности. 1 Влияние моральных устоев на развитие общества и человека Твой духовный мир 26-27 Будь смелым Гражданская активность. 2 Патриотизм. 28-29 Человек и человечность Нравственные чувства и 2 самоконтроль. Общественное сознание и ценности. 30 Нравственные основы жизни: 1 практическая работа 31 Рубежная контрольная работа 1 32-34 Резервное время 3 7 КЛАСС № Тема Содержание урока Регулирование поведения людей в обществе (14ч) 1-2 Что значит жить по правилам Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни общества. 3-4 Права и обязанности граждан Понятие прав, свобод и обязанностей. Как защищаются права человека в России. Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. 5 Почему важно соблюдать законы Основы российского законодательства 6-7 Защита Отечества Гражданственность и патриотизм. Защита Отечества— долг и обязанность. Жизнь ратными подвигами полна. Любовь и уважение к отечеству. патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 8 Для чего нужна дисциплина Защита Отечества— обязанность. 9-10 Виновен - отвечай Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. 11-12 Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы. Судебная система Как защищаются права человека в России.. 13 Могут ли существовать права без обязанностей: урок практикум 14 Регулирование поведения людей в обществе: зачет Человек в экономических отношениях (13ч) 15-16 Что такое экономика Экономика Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. 17 Мастерство работника Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Люди труда. 18-19 Производство Современное производство. Факторы производства. Новые Кол-во часов 2 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 20-21 Предпринимательство 22-23 Обмен. Торговля. Реклама. 24 25 Деньги и их функции. Экономика семьи. Человек в экономических отношениях: обобщение 27 Человек в экономических отношениях: зачет Человек и природа (4ч) 28-29 Человек и природа 26 30 Охрана природы 31 Закон на страже природы 32 33-34 Рубежная контрольная работа Резервное время технологии и их возможности. Предприниматель. Этика 2 предпринимательства. Предприятия и их современные формы. Нравственные традиции предпринимательства. что значит быть нравственным в наше время? Товары и услуги Права 2 потребителя. 1 Прожиточный минимум. Семейное 1 потребление. 1 1 Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Бережное отношение к природе. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. 2 1 1 1 2 8 КЛАСС № Тема Содержание урока Общество — большой «дом» человечества (12ч) 1 Что делает человека человеком? Природа человека. Интересы и потребности. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями 2-3 Как стать личностью Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». 4 Человек, общество, природа Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу Долг, свобода, ответственность, Понятия «свобода», труд. «долг», Кол-во часов 1 2 1 «ответственность», «труд» в разных религиях. Что связывает людей в общество. 2 Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. 7 Основные типы обществ. 1 8 Развитие общества Устойчивость и изменчивость в 1 развитии общества. Общественный прогресс. Российское общество в начале XXI в. 9-10 Глобальные проблемы человечества 2 11 Глобализация и ее противоречия 1 12 Человек и общество: зачет 1 Культурно-информационная среда общественной жизни (11ч) 13-14 Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог 2 культур как черта современного мира. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. 15 Образование Непрерывное образование. 1 Образование и карьера. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. образование как нравственная норма. методы нравственного самосовершенствования. 16 Наука в современном обществе 1 17-18 Религия Роль религии в культурном 2 развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Праздники в религиях мира Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. 19 Искусство. Религиозные ритуалы в искусстве. 1 20-21 СМИ. Интернет. Информация и способы её 2 распространения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. 22 Культура Российской Федерации. Духовные ценности российского 1 народа. Культурные достижения 5-6 Общество как форма жизнедеятельности людей народов России: как их сохранить и приумножить. Величие многонациональной российской культуры Забота государства о сохранении духовных ценностей. Культура Российской Федерации: практическая работа Мир социальных отношений (14ч) 24-25 Социальная структура общества 23 26-27 Социальные статусы и роли 28-29 Нации и межнациональные отношения 30-31 Семья и семейные отношения. Социальный конфликт Социальный контроль. Отклоняющее поведение 36 Социализация индивида 37 Социальная сфера жизни общества: зачет Мир экономики (26ч) 32-33 34-35 1 Социальные различия в обществе: 2 причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Положение личности в обществе: от 2 чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Национальная принадлежность: 2 влияет ли она на социальное положение личности? Место России среди других государств мира. Многонациональный состав населения. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. Войны и вооружённые конфликты. Роли в семье. Семейные 2 ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Семьяхранитель духовных ценностей. Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. 2 Социальные нормы и правила 2 общественной жизни. 1 1 38-39 Экономика и её роль в жизни общества Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги Роль человеческого фактора в развитии экономики 40 41 42-43 Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночная экономика 44-45 Производство 46 47 Обмен, торговля Предпринимательская деятельность 48-49 50 51 52-53 54 55-56 Роль государства в рыночной экономике. Налоги Государственный бюджет Деньги и их функции Инфляция. Роль банков в экономике Занятость и безработица 1 1 Рыночное регулирование 2 экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Основные участники экономики — производители и потребители. Цикличность экономического 2 развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. 1 Предприниматель. Этика 1 предпринимательства. 2 57-58 Экономика семьи. 59-60 Особенности развития России. Мировое хозяйство и международная торговля Экономическая сфера: обобщение 61 62 2 1 1 2 1 Труд в современной экономике. 2 Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Люди труда. Прожиточный минимум. Семейное 1 потребление. экономического 2 63 64 Экономическая сфера: зачет Общество как форма жизнедеятельности людей 65 Рубежная контрольная работа 1 Влияние экономики на социальный 1 состав общества. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. 1 Изменения социальной структуры 1 общества с переходом в постиндустриальное общество. 1 66-68 Резервное время 3 9 КЛАСС № урока 1 Тема Общество как сложная динамичная система Политическая жизнь общества (23ч) 2-3 Политика и власть 4-5 Государство 6-7 8 9 10 Форма правления Политические режимы Демократия Правовое государство 11 Гражданское общество и правовое государство Государственное устройство России 12 13-14 15 16-17 Участие граждан в политической жизни Политические партии и движения Организация власти в РФ 19-20 Организация власти в РФ: урокпрактикум Гражданство Российской Федерации 21 22 Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. 23 Политическая жизнь общества: обобщение 18 Содержание Кол-во часов 1 Государственная власть, её роль в 2 управлении общественной жизнью. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. 2 Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Национальная безопасность. Сепаратизм. Республика. 2 1 1 Правовое государство. 1 Верховенство права. Разделение властей. 1 Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Выборы и избирательные системы 1 Парламентаризм. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Судебная система 1 2 2 1 Гражданско-правовое положение 2 личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. 1 Международные политические 1 организации. Человек и политика. Политические 1 события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Политическая жизнь общества: зачет Право. Основы российского законодательства 25-26 Право, его роль в жизни человека, Основные признаки права. Нормы общества и государства. права. 27 Правоотношения, субъекты права. Дееспособность и правоспособность человека. 28-29 Правонарушение и юридическая ответственность 30-31 Правоохранительные органы Как защищаются права человека в России. 32 Судебная система 33-34 Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. 35 Основы конституционного строя Российской Федерации. 36-37 Права и свободы человека и Конституция Российской гражданина. Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества— долг и обязанность. 38-39 Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. 40 Гражданские правоотношения: урокпрактикум 41-42 Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. 43 Трудовые правоотношения: урокпрактикум 44-45 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. 46 Брачный договор 47-48 Административные правоотношения. Административное правонарушение. 49 Административные правоотношения: урок-практикум 50-51 Уголовно-правовые отношения Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. 24 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 52 53-54 55 56 57 58-59 60-61 62 63-64 65-68 Уголовно-правовые отношения: урок-практикум Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Правовое регулирование в сфере образования Право. Основы российского законодательства: обобщение Право. Основы российского законодательства: зачет Выборы: деловая игра Встать! Суд идёт. Слушается дело… деловая игра Рубежная контрольная работа Правовой статус несовершеннолетних: проектная деятельность Резервное время 1 2 1 1 1 2 2 1 2 4