ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5-9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

взрослые

и

социальные

сообщества;

участие

в

школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
когнитивный
компонент

У
выпускника
будут
сформированы:
 историко-географический
образ,
включая
представление о территории
и границах России, её
географических
особенностях,
знание
основных
исторических
событий
развития
государственности
и
общества; знание истории и
географии
края,
его
достижений и культурных
традиций;
 образ
социальнополитического устройства —
представление
о
государственной
организации России, знание
государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание
государственных
праздников;
 знание
положений
Конституции РФ, основных
прав
и
обязанностей
гражданина, ориентация в
правовом
пространстве
государственнообщественных отношений;
 знание о своей этнической
принадлежности, освоение
национальных
ценностей,
традиций, культуры, знание
о народах и этнических
группах России;
 освоение общекультурного
наследия
России
и
общемирового культурного
наследия;
 ориентация
в
системе
моральных норм и ценностей

Выпускник
получит
возможность
для
формирования:
 выраженной
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации и интереса к
учению;
 готовности
к
самообразованию
и
самовоспитанию;
 адекватной позитивной
самооценки
и
Яконцепции;
 компетентности
в
реализации
основ
гражданскойидентично
сти в поступках и
деятельности;
 морального
сознания
на конвенциональном
уровне, способности к
решению
моральных
дилемм
на
основе
учёта позиций
участников дилеммы,
 ориентации
на
их
мотивыи
чувства;
устойчивое следование
в
поведении
моральным нормам и
этическим
требованиям;
 эмпатии
как
осознанного
понимания
и
сопереживания
чувствам
других,
выражающейся
в
поступках,
направленных
на
помощь и обеспечение
благополучия.





ценностный
и
эмоциональный
компонент













и
их
иерархизация,
понимание
конвенционального
характера морали;
основы
социальнокритического
мышления,
ориентация в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи
между общественными и
политическими событиями;
экологическое
сознание,
признание высокой ценности
жизни
во
всех
её
проявлениях;
знание
основных
принципов
и
правил
отношения
к
природе;
знание
основ
здорового образа жизни и
здоровьесберегающих
технологий;
правил
поведения в чрезвычайных
ситуациях
гражданский
патриотизм,
любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну;
уважение
к
истории,
культурным и историческим
памятникам;
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической
идентичнос-ти;
уважение к другим народам
России и мира и принятие
их,
межэтническая
толерантность, готовность к
равноправному
сотрудничеству;
уважение к личности и её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к окружающим,
нетерпимость
к
любым
видам насилия и готовность
противостоять им;
уважение к ценностям семьи,
любовь
к
природе,
признание
ценности
здоровья, своего и других
людей,
оптимизм
в
восприятии мира;





деятельностный
(поведенческий)
компонент

















потребность
в
самовыражении
и
самореализации, социальном
признании;
позитивная
моральная
самооценка и моральные
чувства — чувство гордости
при следовании моральным
нормам, переживание стыда
и вины при их нарушении
готовность и способность к
участию
в
школьном
самоуправлении в пределах
возрастных
компетенций
(дежурство в школе и классе,
участие
в
детских
и
молодёжных общественных
организациях, школьных и
внешкольных
мероприятиях);
готовность и способность к
выполнению
норм
и
требований
школьной
жизни, прав и обязанностей
ученика;
умение вести диалог на
основе
равноправных
отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно
разрешать конфликты;
готовность и способность к
выполнению
моральных
норм в отношении взрослых
и сверстников в школе, дома,
во
внеучебных
видах
деятельности;
потребность в участии в
общественной
жизни
ближайшего
социального
окружения,
общественно
полезной деятельности;
умение строить жизненные
планы с учётом конкретных
социально-исторических,
политических
и
экономических условий;
устойчивый познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность
к
выбору
профильного образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные
УУД

Выпускник научится:
 целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей,
преобразование
практической задачи в
познавательную;
 самостоятельно
анализировать условия
достижения цели на
основе
учёта
выделенных учителем
ориентиров действия в
новом
учебном
материале;
 планировать
пути
достижения целей;
 устанавливать целевые
приоритеты;
 уметь
самостоятельно
контролировать
своё
время и управлять им;
 принимать решения в
проблемной ситуации
на основе переговоров;
 осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий
контроль по результату
и по способу действия;
актуальный контроль на
уровне произвольного
внимания;
 адекватно
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить необходимые
коррективы
в
исполнение как в конце
действия, так и по ходу
его реализации;
 основам
прогнозирования
как
предвидения будущих
событий и развития
процесса

Выпускник
получит
возможность научиться:
 самостоятельно ставить
новые учебные цели и
задачи;
 построению жизненных
планов во временной
перспективе;
 при
планировании
достижения
целей
самостоятельно и
адекватно
учитывать
условия и средства их
достижения;
 выделять альтернативные
способы
достижения
цели и
выбирать
наиболее эффективный
способ;
 основам саморегуляции в
учебной
и
познавательной
деятельности в форме
осознанного управления
своим поведением и
деятельностью,
направленной
на
достижение
поставленных целей;
 осуществлять
познавательную
рефлексию в отношении
действий по решению
учебных
и
познавательных задач;
 адекватно
оценивать
объективную
трудность как
меру
фактического
или
предполагаемого расхода
ресурсов на решение
задачи;
 адекватно оценивать свои
возможности
достиженияцели
определённой сложности
в
различных
сферах
самостоятельной
деятельности;
 основам саморегуляции
эмоциональных
состояний;
 прилагать
волевые

Коммуникативные
УУД

Выпускник научится:
 учитывать
разные
мнения и стремиться к
координации различных
позиций
в
сотрудничестве;
 формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать
и
координировать её с
позициями партнёров в
сотрудничестве
при
выработке
общего
решения в совместной
деятельности;
 устанавливать
и
сравнивать
разные
точки зрения, прежде
чем принимать решения
и делать выбор;
 аргументировать свою
точку зрения, спорить и
отстаивать
свою
позицию
не
враждебным
для
оппонентов образом;
 задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнёром;
 осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать
речь для планирования
и
регуляции
своей
деятельности;
 адекватно использовать
речевые средства для
решения
различных
коммуникативных
задач; владеть устной и
письменной
речью;

усилия и преодолевать
трудности и препятствия
на
пути
достижения
целей
Выпускник
получит
возможность научиться:
 учитывать
и
координировать
отличные от собственной
позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения
и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
 понимать
относительность мнений
и подходов к решению
проблемы;
 продуктивно разрешать
конфликты на основе
учётаинтересов
и
позиций всех участников,
поиска
и
оценки
альтернативных способов
разрешения конфликтов;
договариваться
и
приходить к общему
решению
в
совместной деятельности
, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
 брать на себя инициативу
в
организации
совместногодействия
(деловое лидерство);
 оказывать поддержку и
содействие тем, от кого
зависит достижение цели
в
совместной
деятельности;
 осуществлять
коммуникативную
рефлексию как осознание
оснований собственных
действий и действий
партнёра;
 в
процессе
коммуникации
достаточно
точно,
последовательно и полно
передавать
партнёру
необходимую













Познавательные

строить
монологическое
контекстное
высказывание;
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками,
определять
цели
и
функции
участников,
способы
взаимодействия;
планировать
общие
способы работы;
осуществлять контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра,
уметь убеждать;
работать в группе —
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться
в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками
и
взрослыми;
основам
коммуникативной
рефлексии;
использовать
адекватные языковые
средства
для
отображения
своих
чувств,
мыслей,
мотивов
и
потребностей;
отображать
в
речи
(описание, объяснение)
содержание
совершаемых действий
как в форме громкой
социализированной
речи, так и в форме
внутренней речи.

Выпускник научится:

информацию
как
ориентир для построения
действия;
 вступать в диалог, а
также
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
участвовать
в
дискуссии и
аргументировать
свою
позицию,
владеть
монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного языка;
 следовать
моральноэтическим
и
психологическимпринци
пам
общения
и
сотрудничества на основе
уважительного
отношения к партнёрам,
внимания к личности
другого,адекватного
межличностного
восприятия, готовности
адекватно реагировать на
нужды
других,
в
частности
оказывать помощь
и
эмоциональную
поддержку партнёрам в
процесседостижения
общей цели совместной
деятельности;
 устраивать эффективные
групповые обсуждения и
обеспечивать
обмен
знаниями между членами
группы для принятия
эффективных
совместных решений;
 в
совместной
деятельности
чётко
формулировать цели
группы и позволять её
участникам
проявлять
собственную
энергию
для достижения этих
целей.
Выпускник
получит

УУД






















основам
реализации
проектноисследовательской
деятельности;
проводить наблюдение
и эксперимент под
руководством учителя;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать
и
преобразовывать
модели и схемы для
решения задач;
осуществлять
выбор
наиболее эффективных
способов решения задач
в
зависимости
от
конкретных условий;
давать
определение
понятиям;
устанавливать
причинно-следственные
связи;
осуществлять
логическую операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;
обобщать понятия —
осуществлять
логическую операцию
перехода от видовых
признаков к родовому
понятию, от понятия с
меньшим объёмом к
понятию с большим
объёмом;
осуществлять
сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и
критерии для указанных
логических операций;
строить классификацию
на
основе
дихотомического
деления (на основе

возможность научиться:
 основам рефлексивного
чтения;
 ставить
проблему,
аргументировать
её
актуальность;

самостоятельно
проводить исследование
на основе применения
методов наблюдения и
эксперимента;
 выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях
событий,
процессов,
объектов;
 организовывать
исследование с целью
проверки гипотез;
 делать
умозаключения
(индуктивное
и
по
аналогии) и выводы на
основе аргументации.











отрицания);
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей;
объяснять
явления,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые
в ходе исследования;
основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;
структурировать
тексты, включая умение
выделять главное и
второстепенное,
главную идею текста,
выстраивать
последовательность
описываемых событий;
работать с метафорами
—
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и
употреблять
обороты
речи, построенные на
скрытом уподоблении,
образном
сближении
слов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового

самосознания,

толерантности,

приверженности

ценностям,

закрепленным

в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений,

включая

отношения

между

вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

людьми

различных

национальностей

и

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми

способами и средствами,

умений

реализовывать основные

социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать

знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его

природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать

основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные

критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных
привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать

и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни

человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять

в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды

деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать

собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и

конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать

гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также

различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать

на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и

отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать

понимание

особенностей

и

практическое

владение

способами

коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать

положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;

корректировать собственное
жизнедеятельности;

поведение

в

соответствии

с

требованиями

безопасности

• использовать

элементы причинно-следственного анализа при характе-ристике социальных

параметров личности;
• описывать

реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать

семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных

традиций и обычаев;
• характеризовать
• выполнять

основные роли членов семьи, включая свою;

несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными

способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать

несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,

оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о
государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и
знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать

элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных

конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать

на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать

направленность развития общества, его движение от одних форм

общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать

экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы

общественной жизни;
• применять

знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных

суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять

несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях

жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать

и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах

общественной жизни;
• объяснять

взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять

причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные

направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать
• раскрывать
• называть

глобальные проблемы современности;

духовные ценности и достижения народов нашей страны;

и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской

Федерации, основные права и свободы граждан, гарантиро-ванные Конституцией Российской
Федерации;
• формулировать

собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина

страны;
• находить

и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из

адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать

и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в

современном обществе;
• показывать

влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать

общественных

накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования
отношений,

усвоенные

способы

познавательной,

коммуникативной

и

практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на

основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных

ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически

осмысливать информацию правового и морально-нравствен-ного характера,

полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по
отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать

знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в

системе морали и важнейших отраслей права, самореализа-ции, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать

элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных

устоев на развитие общества и человека;
• моделировать

несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и

обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать

сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их

становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на

основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных

ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать

и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;

права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность
работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации
механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать

несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,

трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять

на конкретных примерах особенности правового положения и юридической

ответственности несовершеннолетних;
• находить,

извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из

доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать

сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в

их становление и развитие;
• осознанно

содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и

средствами;
• использовать

знания и умения для формирования способности к личному самоопределению,

самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать

и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать

на

основе

привёденных

данных

основные

экономические

системы,

экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять

механизм

рыночного

регулирования

государства в регулировании экономики;
• характеризовать

функции денег в экономике;

экономики

и

характе-ризовать

роль

• анализировать

несложные статистические данные, отражающие экономи-ческие явления и

процессы;
• получать

социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных

источников различного типа;
• формулировать

и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов

экономической жизни и опирающиеся на общество-ведческие знания и личный социальный
опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать

тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать

с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,

получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять

несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с

описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать

на основе приведённых данных основные экономические системы и

экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать

поведение производителя и потребителя как основных

участников

экономической деятельности;
• применять

полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать
• получать

статистические данные, отражающие экономические измене-ния в обществе;

социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных

источников различного типа;
• формулировать

и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов

экономической жизни и опирающиеся на обществоведчес-кие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать

и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с

опорой на экономические знания;
• характеризовать
• анализировать

тенденции экономических изменений в нашем обществе;

с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения

потребителя;
• решать

познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные

ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять

несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с

описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений

Выпускник научится:
• описывать

социальную структуру в обществах разного типа, характери-зовать основные

социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать
основные социальные общности и группы;
• характеризовать

основные социальные группы российского общества, распознавать их

сущностные признаки;
• характеризовать
• давать

ведущие направления социальной политики российс-кого государства;

оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социаль-ных изменений в

нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать
• объяснять

собственные основные социальные роли;

на примере своей семьи основные функции этого социального института в

обществе;
• извлекать

из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных

публикаций по вопросам социологии, необходимую информа-цию, преобразовывать её и
использовать для решения задач;
• использовать

социальную информацию, представленную совокуп-ностью статистических

данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить

несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать

понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться

в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и

социальных отношений в современном обществе;
• адекватно

понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из

различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать

государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и

компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно

определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для

разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать

различные

типы

политических

режимов,

обосновывать

преимущества

демократического политического устройства;
• описывать

основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах

прошлого и современности;
• характеризовать

базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные

проявления роли избирателя;

• различать

факты и мнения в потоке информации.

Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать

значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего

государства;
• соотносить

различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные

выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать
• распознавать

развитие отдельных областей и форм культуры;

и различать явления духовной культуры;

• описывать

различные средства массовой информации;

• находить

и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития

культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть

различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной

сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать

процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать

основные направления развития отечественной культуры в современных

условиях;
• осуществлять

рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать

явление ускорения социального развития;

• объяснять

необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать

многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать
• извлекать

роль молодёжи в развитии современного общества;

социальную информацию из доступных источников;

• применять

полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:
• критически

воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях

массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать

роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной

жизни;
• выражать

и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Социальная сущность личности
Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность
жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными
возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в
семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права
человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание,
сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном
мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной
экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей
страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего
Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их
сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные
нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев
на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы
права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской
Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические
права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и
обязанность.
Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и
услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной
экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.
Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора
в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая
этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие
индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество.
Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная
справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика
Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в
современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство
Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

власти.

Органы

Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность.
Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной
жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
5 КЛАСС
№
Тема
урока
Человек в социальном измерении (4ч)
1-2
Загадка человека
3-4

Отрочество - особая пора в жизни

Ближайшее социальное окружение (11ч)
5-6
Семья и семейные отношения

7

Защита прав и интересов детей

8-9

Семейное хозяйство

10-11

Свободное время

12
13
14
15

Образование в жизни человека
Образование и самообразование.
Самооценка.
Одноклассники, сверстники, друзья.

16
17

Я и мое окружение: урок-практикум
Человек в социальном измерении:
зачет

Содержание
Природа человека. Деятельность и
поведение
Возраст человека и социальные
отношения. Особенности
подросткового возраста.

Кол-во
часов
2
2

Роли в семье. Семейные 2
ценности и традиции. Забота и
воспитание
в
семье.
Семьяхранитель духовных ценностей.
Защита прав и интересов детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Экономика. Экономика и её роль в 2
жизни общества. Экономические
ресурсы и потребности. Экономика
семьи. Прожиточный минимум.
Семейное потребление.
Здоровый
образ
жизни. 2
Безопасность жизни. Мода и спорт.
Будущее создаётся молодыми.
1
1
1
Гендер как «социальный пол». 1
Различия в поведении мальчиков и
девочек.
1
1

Труд (4ч)
18-19
Труд-основа жизни

20-21

Труд и творчество

Родина (7ч)
22-24
Наша Родина- Россия

25-26

Гражданин России

27-28

Мы - многонациональный народ

Труд и образ жизни людей: как
создаются материальные блага.
Труд в современной экономике.
Заработная плата
Профессионализм и
профессиональная успешность.
Трудовая этика. Люди труда.

2

2

Наше государство — Российская 3
Федерация.
Государственное
устройство России. Гражданство
Российской Федерации. . ,
Что
значит
сегодня
быть 2
гражданином своего Отечества.
Гражданско-правовое
положение
личности в обществе. Юные
граждане России: какие права
человек получает от рождения.
Многонациональный
состав 2
населения.
Национальная
принадлежность: влияет ли она на
социальное положение личности

Величие
многонациональной
российской культуры Духовные
традиции
многонационального
народа России. Духовные традиции
России. Роль религий в становлении
России
29
30
31
32-34

Гражданин России – это звучит
гордо: урок-практикум
Мир вокруг меня: обобщение
Мир вокруг меня: зачет
Резервное время

1
1
1
3
6 КЛАСС

№
Тема
урока
Человек в социальном измерении (13)
1-2
Человек- личность

3-4

Человек познает мир

5-7

Человек и его деятельность

8-9

Потребности человека

Содержание

Кол-во
часов

Социальное
становление
человека:
как
усваиваются
социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Как человек познаёт мир и самого
себя. Твой духовный мир
Природа человека. Деятельность и
поведение. Мотивы деятельности.
Виды деятельности.
Интересы
и
потребности.
Здоровый
образ
жизни.

2

2
3

2

Безопасность жизни.
10
11-12

Человек и его деятельность:
практическая работа
На пути к жизненному успеху

1

Человек в социальном измерении:
зачет
Человек среди людей (9ч)
14-15
Межличностные отношения
16-17
Человек в малой группе.
13

Можно
ли
предвидеть 2
будущее? Как приспособиться к
быстрым переменам? Непрерывное
образование.
Образование
и
карьера.
Мир
современных
профессий.
Образ
жизни
и
здоровье. Мода и спорт. Будущее
создаётся молодыми.
1

2
Многообразие
социальных 2
общностей и групп в обществе.
Ученический коллектив, группа
сверстников
18-19
Общение
2
20-21
Межличностные конфликты и пути
2
их разрешения.
22
Человек
среди
людей;
урок1
практикум
Нравственные основы жизни (8ч)
23-24
Мораль
.Мораль,
её
основные 2
принципы. Добро и зло Моральные
нормы
и
моральный
выбор.
Духовные ценности и нравственные
идеалы
в
жизни
общества.
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь. Милосердие, забота
о
слабых,
взаимопомощь
в
различных религиях. Религия и
мораль
25
Человек славен добрыми делами
Законы и правила нравственности. 1
Влияние моральных устоев на
развитие общества и человека
Твой духовный мир
26-27
Будь смелым
Гражданская
активность. 2
Патриотизм.
28-29
Человек и человечность
Нравственные чувства и
2
самоконтроль. Общественное
сознание и ценности.
30
Нравственные основы жизни:
1
практическая работа
31
Рубежная контрольная работа
1
32-34
Резервное время
3

7 КЛАСС

№
Тема
Содержание
урока
Регулирование поведения людей в обществе (14ч)
1-2
Что значит жить по правилам
Социальные нормы и правила
общественной
жизни.
Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности.
Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни общества.
3-4
Права и обязанности граждан
Понятие прав, свобод и
обязанностей. Как защищаются
права человека в России. Долг,
свобода, ответственность, труд.
Понятия
«свобода»,
«долг»,
«ответственность», «труд» в
разных религиях.
5
Почему важно соблюдать законы
Основы
российского
законодательства
6-7
Защита Отечества
Гражданственность
и
патриотизм. Защита Отечества—
долг
и
обязанность.
Жизнь
ратными подвигами полна. Любовь
и
уважение
к
отечеству.
патриотизм многонационального и
многоконфессионального
народа
России.
8
Для чего нужна дисциплина
Защита Отечества— обязанность.
9-10
Виновен - отвечай
Преступление и наказание.
Правовая
ответственность
несовершеннолетних.
11-12
Кто стоит на страже закона
Правоохранительные
органы.
Судебная система Как защищаются
права человека в России..
13
Могут ли существовать права без
обязанностей: урок практикум
14
Регулирование поведения людей в
обществе: зачет
Человек в экономических отношениях (13ч)
15-16
Что такое экономика
Экономика Основные участники
экономики — производители и
потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
Экономические
ресурсы
и
потребности. Товары и услуги.
17
Мастерство работника
Труд в современной экономике.
Профессионализм и
профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Труд и образ жизни людей: как
создаются материальные блага.
Люди труда.
18-19
Производство
Современное
производство.
Факторы
производства.
Новые

Кол-во
часов
2

2

1
2

1
2

2

1
1

2

1

2

20-21

Предпринимательство

22-23

Обмен. Торговля. Реклама.

24
25

Деньги и их функции.
Экономика семьи.

Человек в экономических
отношениях: обобщение
27
Человек в экономических
отношениях: зачет
Человек и природа (4ч)
28-29
Человек и природа
26

30

Охрана природы

31

Закон на страже природы

32
33-34

Рубежная контрольная работа
Резервное время

технологии и их возможности.
Предприниматель.
Этика 2
предпринимательства. Предприятия
и
их
современные
формы.
Нравственные
традиции
предпринимательства. что значит
быть нравственным в наше время?
Товары
и
услуги
Права 2
потребителя.
1
Прожиточный минимум. Семейное 1
потребление.
1
1
Глобальные проблемы
современности.
Экологическая ситуация в
современном глобальном мире: как
спасти природу. Бережное
отношение к природе.
Обязанность бережно относиться к
природным богатствам.

2
1

1
1
2

8 КЛАСС
№
Тема
Содержание
урока
Общество — большой «дом» человечества (12ч)
1
Что делает человека человеком?
Природа человека. Интересы и
потребности.
Деятельность
и
поведение. Мотивы деятельности.
Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и
особыми потребностями
2-3
Как стать личностью
Социальное становление человека:
как усваиваются социальные
нормы. Социальные «параметры
личности».
4
Человек, общество, природа
Глобальные
проблемы
современности.
Экологическая
ситуация
в
современном
глобальном мире: как спасти
природу
Долг,
свобода,

ответственность,
Понятия «свобода»,

труд.
«долг»,

Кол-во
часов
1

2

1

«ответственность», «труд» в
разных религиях.
Что связывает людей в общество.
2
Сферы общественной жизни, их
взаимосвязь.
Мир как единое целое. Ускорение
мирового общественного развития.
7
Основные типы обществ.
1
8
Развитие общества
Устойчивость и изменчивость в 1
развитии общества. Общественный
прогресс. Российское общество в
начале XXI в.
9-10
Глобальные проблемы человечества
2
11
Глобализация и ее противоречия
1
12
Человек и общество: зачет
1
Культурно-информационная среда общественной жизни (11ч)
13-14
Культура, её многообразие и формы.
Культурные различия. Диалог 2
культур как черта современного
мира.
Из
чего
складывается
духовная
культура
общества.
Духовные богатства общества:
создание,
сохранение,
распространение, усвоение.
15
Образование
Непрерывное образование.
1
Образование и карьера. Методика
создания морального кодекса в
школе. Нормы морали. Этикет.
образование как нравственная
норма. методы нравственного
самосовершенствования.
16
Наука в современном обществе
1
17-18
Религия
Роль религии в культурном 2
развитии. Религиозные нормы.
Мировые религии. Веротерпимость.
Возрождение религиозной жизни в
нашей стране. Обычаи и обряды.
Традиционные обычаи и обряды в
религиях
мира.
Значение
религиозных ритуалов в искусстве в
традиционных религиях. Праздники
в религиях мира Религиозные
ритуалы. Что такое ритуалы
(обряды),
история
их
возникновения.
19
Искусство.
Религиозные ритуалы в искусстве.
1
20-21
СМИ. Интернет.
Информация
и
способы
её 2
распространения.
Современные
средства связи и коммуникации, их
влияние на нашу жизнь.
22
Культура Российской Федерации.
Духовные ценности российского
1
народа. Культурные достижения
5-6

Общество как форма
жизнедеятельности людей

народов России: как их сохранить и
приумножить. Величие
многонациональной российской
культуры Забота государства о
сохранении духовных ценностей.
Культура Российской Федерации:
практическая работа
Мир социальных отношений (14ч)
24-25
Социальная структура общества
23

26-27

Социальные статусы и роли

28-29

Нации и межнациональные
отношения

30-31

Семья и семейные отношения.

Социальный конфликт
Социальный контроль. Отклоняющее
поведение
36
Социализация индивида
37
Социальная сфера жизни общества:
зачет
Мир экономики (26ч)
32-33
34-35

1
Социальные различия в обществе: 2
причины их возникновения и
проявления. Социальные общности
и
группы
Социальная
неоднородность общества: причины
и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп.
Многообразие
социальных
общностей и групп в обществе
Историзм понятий «социальная
справедливость» и «равенство».
Средний класс и его место в
современном обществе. Основные
социальные группы современного
российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Положение личности в обществе: от 2
чего оно зависит. Статус. Типичные
социальные роли.
Национальная
принадлежность: 2
влияет ли она на социальное
положение личности? Место России
среди других государств мира.
Многонациональный
состав
населения.
Нации
и
межнациональные
отношения.
Характеристика межнациональных
отношений в современной России.
Понятие толерантности. Войны и
вооружённые конфликты.
Роли в семье. Семейные 2
ценности и традиции. Забота и
воспитание
в
семье.
Семьяхранитель духовных ценностей.
Семья, семейные ценности. Роль
семьи в жизни каждого человека.
Отношение традиционных религий
России к семье.
2
Социальные нормы и правила
2
общественной жизни.
1
1

38-39

Экономика и её роль в жизни
общества

Экономические ресурсы и
потребности. Товары и услуги Роль
человеческого фактора в развитии
экономики

40
41
42-43

Типы экономических систем.
Собственность и её формы.
Рыночная экономика

44-45

Производство

46
47

Обмен, торговля
Предпринимательская деятельность

48-49
50
51
52-53
54
55-56

Роль государства в рыночной
экономике.
Налоги
Государственный бюджет
Деньги и их функции Инфляция.
Роль банков в экономике
Занятость и безработица

1
1
Рыночное
регулирование 2
экономики:
возможности
и
границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики. Основные
участники
экономики
—
производители и потребители.
Цикличность
экономического 2
развития.
Современное
производство.
Факторы
производства. Новые технологии и
их возможности. Предприятия и их
современные формы.
1
Предприниматель.
Этика 1
предпринимательства.
2

57-58

Экономика семьи.

59-60

Особенности
развития России.
Мировое хозяйство и международная
торговля
Экономическая сфера: обобщение

61
62

2

1
1
2
1
Труд в современной экономике. 2
Профессионализм
и
профессиональная
успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Занятость и безработица: какие
профессии востребованы на рынке
труда в начале XXI в. Причины
безработицы. Роль государства в
обеспечении
занятости.
Люди
труда.
Прожиточный минимум. Семейное 1
потребление.
экономического
2

63
64

Экономическая сфера: зачет
Общество как форма
жизнедеятельности людей

65

Рубежная контрольная работа

1
Влияние экономики на социальный 1
состав
общества.
Ресурсы
и
возможности
развития
нашей
страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
1
Изменения социальной структуры
1
общества с переходом в постиндустриальное общество.
1

66-68

Резервное время

3
9 КЛАСС

№
урока
1

Тема

Общество как сложная динамичная
система
Политическая жизнь общества (23ч)
2-3
Политика и власть

4-5

Государство

6-7
8
9
10

Форма правления
Политические режимы
Демократия
Правовое государство

11

Гражданское общество и правовое
государство
Государственное устройство России

12

13-14
15
16-17

Участие граждан в политической
жизни
Политические партии и движения
Организация власти в РФ

19-20

Организация власти в РФ: урокпрактикум
Гражданство Российской Федерации

21
22

Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения.

23

Политическая жизнь общества:
обобщение

18

Содержание

Кол-во
часов
1

Государственная власть, её роль в 2
управлении общественной жизнью.
Власть.
Властные
отношения.
Политика. Внутренняя и внешняя
политика.
Сущность
государства. 2
Суверенитет.
Государственное
управление. Формы государства.
Функции
государства.
Национальная
безопасность.
Сепаратизм.
Республика.
2
1
1
Правовое государство.
1
Верховенство права. Разделение
властей.
1
Наше государство — Российская
Федерация. Государственное
устройство России.
Выборы и избирательные системы

1

Парламентаризм.
Органы власти Российской
Федерации. Органы
законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Судебная
система

1
2

2

1
Гражданско-правовое
положение 2
личности в обществе. Юные
граждане России: какие права
человек получает от рождения.
1
Международные
политические 1
организации.
Человек и политика. Политические 1
события
и
судьбы
людей.
Гражданская
активность.
Патриотизм.

Политическая жизнь общества: зачет
Право. Основы российского законодательства
25-26
Право, его роль в жизни человека,
Основные признаки права. Нормы
общества и государства.
права.
27
Правоотношения, субъекты права.
Дееспособность и
правоспособность человека.
28-29
Правонарушение и юридическая
ответственность
30-31
Правоохранительные органы
Как защищаются права человека в
России.
32
Судебная система
33-34
Конституция Российской Федерации
— Основной закон государства.
35
Основы конституционного строя
Российской Федерации.
36-37
Права и свободы человека и
Конституция
Российской
гражданина.
Федерации о правах и свободах
человека и гражданина. Понятие
прав, свобод и обязанностей.
Личные
(гражданские)
права,
социально-экономические
и
культурные права, политические
права и свободы российских
граждан.
Конституционные
обязанности
российского
гражданина. Обязанность платить
налоги.
Обязанность
бережно
относиться
к
природным
богатствам. Защита Отечества—
долг и обязанность.
38-39 Гражданские правоотношения.
Гражданско-правовые
споры.
Судебное разбирательство.
40
Гражданские правоотношения: урокпрактикум
41-42
Трудовые правоотношения.
Права,
обязанности
и
ответственность
работника
и
работодателя.
Особенности
положения несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях.
43
Трудовые правоотношения: урокпрактикум
44-45 Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей
и детей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без родителей.
46
Брачный договор
47-48
Административные правоотношения. Административное
правонарушение.
49
Административные правоотношения:
урок-практикум
50-51
Уголовно-правовые отношения
Преступление и наказание.
Правовая
ответственность
несовершеннолетних.
24

1
2
1
2
2
1
2
1
2

2
1
2

1
2

1
2
1
2

52
53-54
55
56
57
58-59
60-61
62
63-64

65-68

Уголовно-правовые отношения:
урок-практикум
Международно-правовая
защита
жертв вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование в сфере
образования
Право. Основы российского
законодательства: обобщение
Право. Основы российского
законодательства: зачет
Выборы: деловая игра
Встать! Суд идёт. Слушается дело…
деловая игра
Рубежная контрольная работа
Правовой статус
несовершеннолетних: проектная
деятельность
Резервное время

1
2
1
1
1
2
2
1
2

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».