ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных Регулятивные УУД Ученик научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД Ученик научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. В результате работы по программе курса Учащиеся узнают: основы методологии исследовательской и проектной деятельности; • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Учащиеся получат возможность научиться: • формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность; • составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы; • выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы; • определять цель и задачи проектной и исследовательской работы; • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; • оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы; • рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу; • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты; • проводить измерения с помощью различных поборов; • выполнять инструкции по технике безопасности; • оформлять результаты исследования. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1. Введение (1 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. 2. Проект (11 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практикоориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта 3. Исследовательская работа (16 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). . Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. 4. Способы получения и переработки информации (4 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. 5. Публичное выступление (2 ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Основные виды внеучебной деятельности Формы организации обучающихся учебных занятий Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность Понимать учебную задачу и стремиться её Открытие новых знаний выполнить. Определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах. Проект Осуществляют: анализ ресурсов и поиск Проблемные беседы, оптимального способа достижения цели проекта; сообщение личностное присвоение проблемы. Формулируют дополнительного (индивидуально или в результате обсуждения в материала; группе) цель проекта работа со схемами. Практикумы. Исследовательская работа Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют Познавательные беседы, запланированные действия самостоятельно, в исследовательская паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют практика обучающихся. промежуточные обсуждения полученных данных Практикумы. в результате исследования. Способы получения и переработки информации Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и Беседа. анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. Публичное выступление Осуществляют защиту проекта. Обобщение Демонстрируют: понимание проблемы, цели и презентация работ. задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение. и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема занятий I. Введение 4 часа Виды исследовательских работ: доклад, реферат Виды исследовательских работ: проект, рецензия Формы представления исследовательских работ Требования к оформлению реферата II. Методология научного творчества (12 часов) Проектная деятельность Структура проекта Виды проектов Последовательность работы над проектом Основные понятия научно-исследовательской работы Выбор темы. Работа с источниками информации Работа с научной информацией Представление цели, задач, гипотезы Объект и предмет исследования Выбор методов и методики проведения исследования Описание процесса исследования, III. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов) Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа. IV. Оформление исследовательской работы (7 часов) Структура содержания исследовательской работы Введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы Общие правила оформления текста Требования к докладу. Формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки Сноски и примечания, приложения Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Психологический аспект готовности к выступлению Представление результатов научно-исследовательской работы Культура выступления и ведения дискуссии Итого 1 1 1 34