ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. когнит ивный компон ент У выпускника будут сформированы: Выпускник получит историко-географический образ, возможность для формирования: включая представление о территории и выраженной устойчивой границах России, её географических учебно-познавательной особенностях, знание основных мотивации и интереса к исторических событий развития учению; государственности и общества; знание готовности к истории и географии края, его достижений самообразованию и и культурных традиций; самовоспитанию; образ социально-политического адекватной позитивной устройства — представление о самооценки и Я-концепции; государственной организации России, компетентности в знание государственной символики (герб, реализации основ гражданской флаг, гимн), знание государственных идентичности в поступках и праздников; деятельности; знание положений Конституции морального сознания на РФ, основных прав и обязанностей конвенциональном уровне, гражданина, ориентация в правовом способности к решению пространстве государственноморальных дилемм на основе общественных отношений; учёта позиций участников знание о своей этнической дилеммы, принадлежности, освоение национальных ориентации на их мотивы и ценностей, традиций, культуры, знание о чувства; устойчивое народах и этнических группах России; следование в поведении освоение общекультурного моральным нормам и наследия России и общемирового этическим требованиям; культурного наследия; эмпатии как осознанного ориентация в системе моральных понимания и сопереживания норм и ценностей и их иерархизация, чувствам других, понимание конвенционального характера выражающейся в поступках, морали; направленных на помощь и обеспечение благополучия. основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях ценнос тный и эмоцио нальны й компон ент деятел ьностн ый (повед енческ ий) компо нент гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Регуляти вные УУД Выпускник научится: Выпускник получит целеполаганию, включая возможность научиться: постановку новых целей, самостоятельно ставить преобразование практической задачи новые учебные цели и задачи; в познавательную; построению жизненных планов во временной самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе перспективе; учёта выделенных учителем при планировании достижения ориентиров действия в новом целей самостоятельно и учебном материале; адекватно учитывать условия и планировать пути достижения средства их достижения; целей; выделять альтернативные способы достижения цели и устанавливать целевые приоритеты; выбирать наиболее эффективный способ; уметь самостоятельно контролировать своё время и основам саморегуляции в управлять им; учебной и познавательной деятельности в форме принимать решения в осознанного управления своим проблемной ситуации на основе поведением и деятельностью, переговоров; направленной на достижение осуществлять констатирующий поставленных целей; и предвосхищающий контроль по осуществлять результату и по способу действия; познавательную рефлексию в актуальный контроль на уровне отношении действий по решению произвольного внимания; учебных и познавательных задач; адекватно самостоятельно адекватно оценивать оценивать правильность выполнения объективную трудность как действия и вносить необходимые меру фактического или коррективы в исполнение как в конце предполагаемого расхода действия, так и по ходу его ресурсов на решение задачи; реализации; адекватно оценивать свои основам прогнозирования как возможности достижения цели предвидения будущих событий и определённой сложности в развития процесса Коммуни кативны е УУД Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать моральноэтическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познава тельные УУД Выпускник научится: Выпускник получит основам реализации проектно- возможность научиться: исследовательской деятельности; основам рефлексивного чтения; проводить наблюдение и эксперимент под руководством ставить проблему, учителя; аргументировать её актуальность; осуществлять расширенный поиск информации с использованием самостоятельно проводить ресурсов библиотек и Интернета; исследование на основе применения методов наблюдения создавать и преобразовывать и эксперимента; модели и схемы для решения задач; выдвигать гипотезы о связях и осуществлять выбор наиболее закономерностях событий, эффективных способов решения процессов, объектов; задач в зависимости от конкретных условий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; давать определение понятиям; делать умозаключения устанавливать причинно(индуктивное и по аналогии) и следственные связи; выводы на основе аргументации. осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать: Родная литература обеспечивает получение следующих предметных результатов: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Учащийся научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Устное народное творчество Учащийся научится: видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения. Древнерусская литература Учащийся научится: характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. Русская литература XIX—XX вв. Учащийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения; формулировать вопросы для размышления; участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их; выразительно читать произведения лирики; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Своеобразие родной литературы Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни Русский фольклор Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений Древнерусская литература Образное отражение жизни в древнерусской литературе Литература XIX века Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. Литература XX века Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказаВыразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № Наименование разделов Тема Кол ич. Элементы содержания часо в 1 Своеобразие родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность народа 1 Своеобразие родной литературы. 2 Русский фольклор. «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». 1 «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» 1 Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках 3 Древнерусская литература. М.А. Никитин Из «Хождения за три моря». 1 Традиции и особенности духовной литературы. Афанасий Никитин «Хождения за три моря». 4 Из литературы XVIII века М. В.Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». 1 Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. 5 Из литературы XIX века. Л.Н.Толстой Басни 1 Толстой Л.Н. Басни«Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. 6 7 Поэтический образ Родины Литература XX века Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». 1 Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейнохудожественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». 1 Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов. Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: 1 Проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». 1 Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». 1 Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей. Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». 1 Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Пришвин М.М. «Остров спасения 1 Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». 1 Самойлов Д. «Сказка». 1 Стихи о прекрасном и неведомом. Берестов В. «Почему-то в детстве…» Всего 17 часов 7 КЛАСС № 1 Раздел Русский фольклор Тема Героические былины 2 Древнерусская «Сказание о Борисе и Глебе» литература 4 Литература XVIII века Г.Р.Державин «Река времен» 1 5 Литература XIХ века А.С.Пушкин «Повести Белкина» 2 «Маленькие трагедии» 2 2 2 Элементы содержания «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь». Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». Теория литературы. Трагедия. Проблематика. Конфликт. Композиция (развитие представлений). 6 Литература XХ века 17 И.С.Тургенев. «Два богача» А.П.Чехов Рассказ «Тоска» 1 А.Аверченко. «Вечером» 1 Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Теория литературы. Композиция. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. М.Зощенко «История болезни» 1 Средства создания комического в рассказе. Теория литературы. Сатира. Юмор (развитие представлений). Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». 1 В.Шукшин «Миль пардон, мадам» 1 Е.Носов. «Трудный хлеб». 1 Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). Теория литературы. Композиция. Идея. Выразительные средства языка (развитие представлений). Проблема «маленького человека» Теория литературы Рассказсудьба. Уроки нравственности в рассказе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Подведение итогов 1 всего 17 часов 9 КЛАСС 1 Влияние крепостного права на людей. «Смех сквозь слезы». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. № Раздел 1 Древнерусская литература 2 Из литературы XVIII в 3 Из литературы XIX в. 4 Из литературы XX в. Название раздела и темы урока КолЭлементы содержания во часов «Задонщина». Тема единения 1 Особенности развития Русской земли древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли Н.М.Карамзин «История 1 «Уважение к минувшему» государства Российского» в исторической хронике (фрагмент). Н.М.Карамзина. Н.М.Карамзина. Русские баснописцы 18 века. 1 Русские баснописцы 18 Басня «Ворона и лиса» века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Образ родной природы в 1 Апухтин А.Н. стихах поэтов XIX в. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина 1 Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». А.Толстой. Рассказ «Русский характер» 1 Солженицын «Крохотки» Цикл 1 Ю. Бондарев. «Простите нас!» Рассказ 1 Юрий хлеба». «Запах 1 А.И. Казаков К.Г.Паустовский. «Телеграмма». 1 Рассказ «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. 1 А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». 1 Б.П.Екимов 1 «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Т.Н Толстая «Соня». 1 Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на 1 Насти к матери. Смысл названия рассказа) Что нужно человеку для счастья. Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» Проблема отсутствия понимания между людьми. озеро» Захар Прилепин. квадрат». Всего 17 уроков «Белый 1 Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя