ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. когнит ивный компон ент У выпускника будут сформированы: Выпускник получит возможность историко-географический образ, для формирования: включая представление о территории и выраженной устойчивой учебнограницах России, её географических познавательной мотивации и особенностях, знание основных интереса к учению; исторических событий развития готовности к самообразованию государственности и общества; знание и самовоспитанию; истории и географии края, его ценнос тный и эмоцио нальны й компон ент достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. деятел ьностн ый (повед енческ ий) компо нент к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Регуляти вные УУД Выпускник научится: Выпускник получит возможность целеполаганию, включая научиться: постановку новых целей, самостоятельно ставить новые преобразование практической учебные цели и задачи; задачи в познавательную; построению жизненных планов во временной перспективе; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе при планировании достижения учёта выделенных учителем целей самостоятельнои адекватно ориентиров действия в новом учитывать условия и средства их учебном материале; достижения; планировать пути достижения выделять альтернативные способы целей; достижения целии выбирать наиболее устанавливать целевые эффективный способ; приоритеты; основам саморегуляции в учебной и уметь самостоятельно познавательной деятельности в контролировать своё время и форме осознанного управления своим управлять им; поведением и деятельностью, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Коммуни кативны е УУД Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Познава тельные УУД Выпускник научится: основам реализации проектноисследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения условий; давать определение понятиям; устанавливать причинноследственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. Музыка как вид искусства Выпускник научится: • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественнотворческой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. Музыкальный образ и музыкальная драматургия Выпускник научится: • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием. Выпускник получит возможность научиться: • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов, театров и др.; • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. Музыка в современном мире: традиции и инновации Выпускник научится: • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета. Выпускник получит возможность научиться: • высказывать личностно-оценочные суждения о ролии месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкальногоискусства прошлого и современности, обосновывать своипредпочтения в ситуации выбора; • структурировать и систематизировать на основеэстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации.Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема Количество часов ТЕМА 1 МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА 1 Что роднит музыку с литературой ? 2 Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Оркестр народных инструментов 3 Русская народная музыка: образы традиционных обрядов. Музыкальная культура своего региона. 4 Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей. 5 Фольклор в музыке русских композиторов. Интонационно – образная музыка. Музыкальная форма: вариации 6 Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» 7 Жанры инструментальной и вокальной музыки. 16 часов 1час 1час Народно – песенные истоки русского профессионального творчества. Народный хор. 9 Взаимодействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. 10 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. 1час 8 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 11 Творчество выдающихся зарубежных композиторов 1час 12 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1час 13 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1час 14 Музыка в театре, кино и на телевидении 1час 15 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл 1час 16 Обобщающий урок « Музыка и литература» ТЕМА № 2 МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 18 часов 17 Что роднит музыку с изобразительным искусством. 1 час 18 Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. стилевая. Всеобщность музыкального языка 1 час 19 Звать через прошлое к настоящему. Оркестр духовой. 1 час 20 Творчество выдающихся отечественных Музыкальные формы: двухчастные и трехчастные. 1 час 21 Музыкальная живопись и живописная музыка 1 час 22 Жизненное содержание музыкальных образов 1 час 23 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 1 час 24 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 1 час 25 Волшебная палочка дирижера. Симфоническая музыка 26 Образы борьбы и победы в искусстве. Симфоническая музыка 1 час 27 Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов 1 час 28 Полифония в музыке и живописи. Стилевые направления. 1 час 29 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством 1 час 30 Импрессионизм в музыке и живописи. Камерный оркестр 1 час 31 Драматические и героические образы 32 Отечественная музыка композиторов ХХвека и ее стилевое многообразие. Мир композитора.Искусство исполнительской интерпретации в музыке. 33 34 композиторов. 1 час 1 час Обобщающий урок «Музыка и изобразительное искусство» Итого 6 КЛАСС 1 час 1 час 1 час 34 урока № Тема Количество часов Тема № 1 «МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ» 1 Лирические и романтические музыкальные образы 2 Русская музыкальная культура XIXвека. Основные стили, жанры и характерные черты 1 час 3 4 Общие закономерности развития музыки: сходства и контрасты Жизненное содержание музыкальных образов. Певческие голоса. 5 Русская народная музыка: песенное творчество Музыкальный образ и мастерство аккомпанемент, a capella. 6 и инструментальное исполнителя. 1 час 1час 1час 1час Дуэт, 9 10 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Музыкальный фольклор. Интонационное своеобразие Народное искусство Древней Руси. Истоки 11 Русская духовная музыка 12 Западноевропейская и русская музыка XVII–XVIIIв.в. 13 Творчество выдающихся зарубежных композиторов 14 15 Этническая музыка. Жизненное содержание музыкальных образов. Музыкальное творчество академических композиторов 16 Современная популярная музыка. Авторская песня 17 Джаз и симфоджаз – искусство XX века.Эстрадно-джазовый оркестр. 7 8 16 ЧАС 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 18 Вечные темы искусства и жизни.Мюзикл 19 Национальные школы и их традиции в творчестве зарубежных композиторов 1час 20 21 Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов. Инструментальный концерт. Виды оркестров. 1час 1час 22 23 Космос. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Образы симфонической музыки 1 час 1час 24 Отечественная музыка композиторов ХХвека 25 Симфоническое развитие музыкальных образов. 1час 1час 1час 27 28 29 Взаимодействие музыкальных образов от Средневековья до рубежа XIX – XXвв Разнообразие музыкальных форм: сонатно – симфонический цикл Воплощение единства содержания и художественной формы Мир музыкального театра. Музыка вокальная и театральная. 30 Образы киномузыки. 31 Интонационное развитие музыкальных образов. Мюзикл 32 Современная популярная музыка: рок - музыка электронная музыка, рок – опера Современная музыкальная жизнь. Музыка вокальноинструментальная 26 33 34 1час 1час 1час 1час 1час Мир образов камерной и симфонической музыки 1час 1час 1час 1час 7 КЛАСС Кол-во часов Тема урока, раздела № п/п ТЕМА № 1 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙМУЗЫКИ. 16 ч 1 Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы 1 2 В музыкальном театре. Опера. Художественный образ 1 3 Музыкальный образы, взаимосвязь и развитие построение, 1 4 Творчество выдающихся русских композиторов. Соло, ансамбль, хор. Певческие голоса. Хор академический 1 5 Интерпретация в инструментальной музыке. 1 6 В музыкальном театре. Балет.. 1 7 Современная музыкальная жизнь. Музыкальные инструкменты: современные электронные. 1 8 Героическая тема в музыке 1 9 В музыкальном театре. Музыкальные инструменты. 1 10 Музыкальное творчество зарубежных композиторов. 1 11 Развитие традиций оперного спектакля 1 12 Рок-опера. История создания их характеристика и 13,14 Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве 2 зарубежных композиторов 15 Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве отечественных композиторов 1 16 Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России и моего региона. 1 Тема № 2 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 18 17 Музыка к драматическому спектаклю 1 18 Музыкальная драматургия - развитие музыки 1 19 Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка 1 20 Камерно- инструментальная музыка 1 21 Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальная форма: сюита. 1 22,23 Циклические формы инструментальной музыки. Музыкальная 2 форма: рондо. Соната. Принципы музыкального развития 1 Особенности драматургии в музыке. Разнообразие музыкальных форм 1 26 Симфоническая музыка Моцарта 1 27 Симфоническая музыка Бетховена 1 28 Симфоническая музыка В. Калинникова 1 29 Симфоническая музыка Д.Б. Шостакович 1 30 Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. 1 24 25 31,32 Музыка народов мира. Всеобщность музыкального языка 2 33 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. 1 34 Информационно – коммуникационные технологии в музыке 1 Итого 34 8 КЛАСС № п/п Тема урока Кол-во часов Содержание Раздел: "Классика и современность" 16 ч 1 Классика в нашей жизни 1 Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. 2 В музыкальном театре. Опера. 1 Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. 3 В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь" Русская эпическая опера . 1 Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных композиторов. 4 Балет «Ярославна». 1 Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. 5 В музыкальном театре.Мюзикл. Рок-опера. 1 6 Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви" 1 Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: 7 Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. 1 Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. 8 Из музыки к спектаклю. Образы Гоголь -сюиты. 1 Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки 9 Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена" Пер Гюнт". 1 Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. 10 Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка 1 Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое к кинофильмам многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм) 11 В концертном зале. Симфония: 1 Музыкальное творчество композиторов академического направления. 12 Симфония № 8 ("Неоконченная") 1 Зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевоемногообразиеМузыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический 13 Симфония № 5 П. И. Чайковского 1 14 Симфония № 1 («Классическая») С. 1 Русская музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический 15 Музыка 1 Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Преобразующая сила музыки прошлое и настоящее. Ф. Шуберта» Прокофьева -это огромный мир,окружающий человека... контрольная работа 16 "Классика и современность". как вид искусства. 1 Всеобщность музыкального языка. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Радел: Традиции и новаторство в музыке (18 часов) 17 Музыканты -извечные маги. 1 Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. 18 . И снова в музыкальном театре... Развитие традиций оперного спектакля. 1 Воплощение единства содержания и художественной формы. 1920 Опера «Кармен» 2 Выдающиеся зарубежные исполнители. Пение: соло, дуэт, хор 21 Портреты великих исполнителей.(опера) 1 Современная музыкальная жизнь. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. 22 Портреты великих исполнителей. (балет) 1 Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки.западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв. 23 Современный музыкальный театр. 1 Зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). 2425 Великие мюзиклы мира 2 Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность выразительных средств искусства.Современная музыка: мюзикл. и различия разных видов популярная 26 «Традиции и новаторство в музыке» (урок-викторина) обобщающий 1 27 Классика в современной обработке 1 Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). 28 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович. 1 29 В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Литературные страницы. 1 Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки западноевропейская и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). 30 Музыка в храмовом синтезе 1 искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов. 31 Неизвестный Свиридов."О России 1 петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы".(фрагменты) 32 Свет фресок Дионисия 1 миру("Фрески Дионисия" р.Щедрин ) Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Духовная музыка(знаменный распев и григорианский хорал) 33 Музыкальные завещания потомкамконтрольная работа 1 34 Пусть музыка звучит. Традиции и новаторство в музыке. Итоговый 1 Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).