1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ....................................................................... 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 7.1)………………………………………............................................. 17 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования .................................................................. 22 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................ 26 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования………………………………………..…… 2.2 Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области (вариант 7.1)…………………………………………………………………………………………… 2.2.1 Содержание курсов коррекционно-развивающей области……………………….. 2.3 Рабочая программа воспитания…………………………………………………………… 2.4 Программа формирования экологический культуры, здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………… 2.5 Программа коррекционной работы. Программа внеурочной деятельности……………………………………..……………………………………………….. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план………………………………………………………………………………… Система специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 7.1)………………………………… 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г.Невьянска (далее – АООП ООО обучающихся с ОВЗ), - это образовательная программа, адаптированная для обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - с задержкой психического развития (далее - ЗПР), - с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Данная программа разработана на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; - Уставамуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№ 5Невьянского городского округа. Цель, задачи, принципы и подходы реализации адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнениятребований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий длямаксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся сЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующихосновных задач: • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитиеличности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и общественравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися сЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальныхособенностей и возможностей; • создание благоприятных условий потребностей обучающихся с ЗПР; для удовлетворения • минимизация негативного влияния особенностей обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО; особыхобразовательных познавательнойдеятельности • обеспечение доступности получения начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общегообразования; • использование в образовательном процессе современных образовательныхтехнологий деятельностного типа; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. сиспользованием системы клубов, секций, студий и кружков (включаяорганизационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведенииспортивных, творческих и др. соревнований; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законныхпредставителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольнойсоциальной среды. В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НООобучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей,которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержанияобразования. Это обуславливает необходимость создания и реализации разныхвариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуальногоучебногоплана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются всоответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НООобучающихся с ОВЗ к: структуре АООП НОО; условиям реализации АООП НОО; результатам освоения АООП НОО. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООПНОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПРвозможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положенияхотечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерностипроцесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательнойдеятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным инарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, чторазвитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяетсяхарактером организации доступной им деятельности (предметно - практической иучебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образованииявляется обучение как процесс организации познавательнойи предметно-практическойдеятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержаниемобразования. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализациядеятельностного подхода обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно значимогохарактера; • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразнойдеятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения визучаемых образовательныхобластях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению,приобретению нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития наоснове формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают нетолько успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующейступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положеныследующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства натерритории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступностьобразования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития иподготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательныхпотребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса,ориентирующий егона развитиеличности обучающегося ирасширение его«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательныхпотребностей; • онтогенетический принцип; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООПначального общего образования ориентировку на программу основного общегообразования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкойпсихического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структурысодержания образования положено не понятие предмета, а —«образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечиваетвозможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всемивидами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемамипознавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности инормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, чтообеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активнойдеятельности в реальноммире; • принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи. Психологшо-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. АООП НОО – адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования. Структура АООП НОО (в том числе соотношение обязательной части и части , формируемой участниками образовательных отношений и их объем) и результаты ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования. АООП НОО включает программу коррекционной работы, ориентированную на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, требования к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО (психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующих программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР). Определение варианта АОП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендацийПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством РФ. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПРопределяет необходимость многообразия специальной поддержки в полученииобразования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образованияобучающихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО представлены следующим образом: - АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения ,и признаки общей социально- эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительномоторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: -получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; -получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; -психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: - адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) сформированности социальной психофизического развития; мониторинг компетенции результативности образования и обучающихся, уровня и динамики обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Результаты освоения обучающимися с адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной программы начального общего образования должны отражать: основной образовательной 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 9) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования, которые отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве в сети Интернет) 7) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 13) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные знания обучающихся с ЗПР являются необходимой базой для овладения личностными и метапредметными результатами и не рассматриваются как критериальная основа для перехода обучающимися с одного уровня образования на другой. Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы представлены в рабочей программе учебной дисциплины. Филология Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве имногообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основенационального самосознания; 2) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями,необходимыми для совершенствования их речевойпрактики; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка(орфоэпических, лексических и грамматических) и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формированиепредставлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этическихпредставлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всемучебным предметам; 3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами сиспользованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать оценку поступков героев; 5) достижение необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникойчтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа ипреобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; 6) формирование потребности в систематическом чтении; 7)выбор с помощью взрослого интересующей литературы. Иностранный язык Иностранный язык: 1) приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной иписьменной речи на иностранном языке на основе своих речевых возможностей ипотребностей; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых длявосприятия на элементарном уровне устной и письменной речи на иностранном языке, 3) сформированность основ дружелюбного отношения и толерантности кносителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в другихстранах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественнойлитературы. Математика и информатика Математика: 1) использование начальных математических знаний о числах, мерах,величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающихпредметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных ипространственных отношений; 2) приобретение начального опыта применения математических знаний длярешения учебно-познавательных и учебно-практическихзадач; 3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия счислами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать всоответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрическиефигуры; Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своейсемье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явленияхокружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основэкологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в миреприроды и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миромживой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящимиизменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи вокружающем мире,умение прогнозировать простые последствия собственных действий идействий, совершаемых другими людьми; Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светскойэтики: 1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье иобществе; 2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека иобщества; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, отрадиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 4) осознание ценности человеческой жизни. Искусство Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительногоискусства в жизни человека, его роли в духовно - нравственном развитии человека; 2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения опроизведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетическогоотношения к произведениямискусства; 3) овладение элементарными практическими умениями и навыками различныхвидах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного инародного искусства, скульптуры, дизайна и др.); 4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так ив социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к нимсобственное эмоционально-оценочное отношение; 5) овладение практическими умениями самовыражения средствамиизобразительного искусства. Музыка: 1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизничеловека, ее роли в духовно-нравственном развитиичеловека; 2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетическихсуждений; 3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессеактивной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальныхпроизведений; 4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальныхпроизведений различных жанров; 5) использование музыкальных образов при создании театрализованных имузыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, вимпровизации. Технология Технология): 1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторымитехнологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техникибезопасности; 2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой,тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы ихобработки в зависимости от их свойств; 3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагатьматериалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы исанитарногигиенические требования ит.д.) 4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивнойдеятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 5) использование приобретенных знаний и умений для решения практическихзадач. Физическая культура Физическая культура 1) формирование первоначальных представлений о значениифизической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития,повышения работоспособности. 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающуюжизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,подвижные игры и т. д.); 3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величинойфизических нагрузок. Результаты освоения коррекционно-развивающей областиадаптированной общеобразовательной программыначального общего образования основной Результаты освоения коррекционной работы отражает сформированность социальных компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных средах: в развитие адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходимапосторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решениеможно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильновыбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулироватьвозникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни,разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначенияокружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, приниматьпосильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенныхобязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себяответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии вповседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другимидетьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи вслучае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома ив школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуаламисоциального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем идальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийсяможет использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используякоммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить своинамерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, еепространственновременной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействияобучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зренияопасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранностиокружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных местза пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских изагородных достопримечательностей и других. - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениямиокружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком иходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и укладасобственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечатьновое, задавать вопросы; - в развитии активности во взаимодействии с миром, пониманиисобственной результативности; - в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий ипутешествий; - в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,чтобы быть понятым другим человеком; - в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опытдругих людей; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делитьсясвоими воспоминаниями, впечатлениями и планами. способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьмиразного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; сознакомыми и незнакомыми людьми; - в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватноиспользовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт иобщаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусомсобеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться отнежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать иограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, бытьблагодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственноситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают: - способность усваивать новый учебный материал, адекватно включатьсяв классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; - способность использовать речевые возможности на уроках при ответах ив других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задаватьвопросы; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; - овладение эффективными способами учебно-познавательной ипредметно-практической деятельности; - стремление к активности и самостоятельности в разных видахпредметно-практической деятельности; - умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всехэтапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатахдеятельности; оценивать процесс и результат деятельности; - сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоенияАООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; - сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебныедействия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работыконкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР всоответствии с его потенциальными возможностями и особымиобразовательными потребностями. 1.3. Система оценки достижения обучающимисяс задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности всоответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования в школе и в целом в образовании. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемыхрезультатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достиженияобучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии стребованиями ФГОС НОО. Оценка достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов осуществляется при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой(по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе,индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей ииндивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организациидеятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательныхпотребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическомуоформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее накороткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, принеобходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух вмедленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особыхобразовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическомуоформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи:стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение иразъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) принарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемыхрезультатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программыкоррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО,осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НООобучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатовосвоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работыцелесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических ииндивидуальных особенностей развития и особых образовательныхпотребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучениеизменений психического и социального развития, индивидуальныхспособностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достиженийв освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективностьоценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатовосвоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программыкоррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговыхпроцедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга втечение всего времени обучения обучающегося на начальном уровне образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояниекоторых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальном уровне школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимисяпрограммы коррекционной работы. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программыкоррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группыспециалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимися. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; рабочая программа воспитания; программа формирования экологический культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствуют ФГОС НОО и реализуется в рамках соответствующей программы ООП НОО школы. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы. 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ЗПР. Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - создание адекватных условий для реализации особых образовательныхпотребностей обучающихся с ЗПР; - осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особыхобразовательных потребностей и индивидуальных возможностей (всоответствии с рекомендациями ТПМПК); - разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организациюиндивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР (Раздел III ФГОС НОО) с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; - оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и ихинтеграции в образовательном учреждении; - возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПРконсультативной и методической помощи по медицинским, социальным,правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Цель коррекционной работы Создание системы комплексного психолого-педагогическогосопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР,позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основеосуществления индивидуального и дифференцированного подхода вобразовательном процессе. Задачи коррекционной работы - определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; - повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО иинтегрировании в образовательный процесс; - своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации вобразовательновоспитательном процессе; АООП НОО ОВЗ вариант 7.1. - создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психологомедико-педагогической коррекции; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПРконсультативной и методической помощи по медицинским, социальным,психологическим, правовым и другим вопросам. Принципы коррекционной работы Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение сотрудников школы, оказывающих каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программкоррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательныхпотребностей и возможностей психофизического развития. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,обеспечивающий взаимодействие всех специалистов в работе по комплексному решению задач. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Основными разделами коррекционной работы являются: - коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; - коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: - Диагностическое. - Коррекционно-развивающее. - Консультативное. - Информационно-просветительское. Диагностическое направление обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,интервьюирование), - психолого-педагогический эксперимент, - наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, - беседы с учащимися, учителями и родителями, - изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) проведениенепосредственно диагностического обследования. Психологи проводят на данном направлении: - комплексную диагностику в 1 классе, с целью определения уровнясформированности адаптации к школе и выявления особых образовательныхпотребностей обучающихся: - развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладениисодержанием образования и потенциальных возможностей по методикам«Изучение переключения внимания», «Определение типа памяти», «Простые аналогии», «Исключение лишнего»; - развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностейобучающихся; - мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоенииАООП НОО проводится по всем классам в течение года (социометрия,психологические акции, направленные на исследование эмоциональнойкомфортности «Радуга чувств», «Цвет моего настроения»)» - анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. Социальный педагог определяет социальную ситуацию развития и условий семейного воспитания обучающихся. Логопеды проводят в классах с 1 по 4: - диагностику состояния устной и письменной речи учащихся сиспользованием нейропсихологических методов, при которой изучаются ианализируются все стороны устной речи: сенсомоторный уровень речи,лексико-грамматический строй речи, навыки языкового анализа и синтеза,владение словарем, владение связной речью; - мониторинг динамики развития речевых и неречевых психических функций в начале и в конце учебного года; анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировкикоррекционных мероприятий; - ежегодно в сентябре, январе и мае проводится проверка сформированностинавыка чтения у всех обучающихся по следующим параметрам: скоростьчтения и понимание прочитанного. Итоговые результаты проверкианализируются всеми специалистами и вырабатываются соответствующиерекомендации. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает организациюмероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекциинедостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержанияобразования. В процессе коррекционно-развивающей работы используютсяследующие формы и методы работы: - занятия индивидуальные и групповые, - игры, упражнения, этюды, - психокоррекционные методики, - беседы с учащимися, - психогимнастика, - социоигровые технологии, - ИКТ –технологии, - игра, труд, изобразительная, конструирование и др. В рамках данного направления психологи составляют индивидуальныепрограммы психологического сопровождения обучающихся (совместно спедагогами); осуществляют организацию и проведение индивидуальных игрупповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; проводят занятия со всеми обучающимися начальной школы по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся и коррекцию их поведения. Основная цель данных занятий - помочь младшим школьникам научиться понимать себя, правильно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Для обучающихся проводятся регулярные занятия по программе коррекции психоэмоционального состояния, связанного с тревожностью инеуверенностью. Задачами данной программы является обучение навыкамобщения, отработка новых форм поведения, создание условий дляотреагирования чувств у детей. Педагоги обеспечивают формирование в классе психологического климата, комфортного для всех обучающихся. Этодостигается путём проведения совместных с родителями праздников,педагогических мастерских, экскурсий; разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Данные программы составляются на основе комплексной диагностики; проведение индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности, способствующих восполнению у обучающихся имеющихся пробелов в усвоении учебной программы, чему способствует создание ситуации успеха; проведение групповых занятий по коррекции высших психических функций с использованием игровых и ИКТ технологий; организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие. Это активное участие в соревнованиях и конкурсах, проводимых как среди коррекционных школ, так и среди массовых на уровне муниципального округа, района, города, России. Социальный педагог обеспечивает социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, помогая родителям и педагогам. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по программам формирования устной и письменной речи, которые включают в себя развитие положительной мотивации речевого общения, психологических предпосылок к обучению, коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации речевой деятельности; развитие звуковой стороны речи, фонематического восприятия, всех видов анализа и синтеза, грамматического строя языка, формирование навыка чтения, развитие высших психических функций. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. Для этой цели собирается школьный психолого-педагогический консилиум (ППк). В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, с целью выработки рекомендаций по егодальнейшему обучению. Консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. Сюда входит: психологопедагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и обучения. Для этой цели специалистами службы сопровождения проводится еженедельный приём родителей. Педагогамшколы даются консультации по мере необходимости. Информационно-просветительское направление предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процессаобучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Этонаправление включает: - проведение тематических выступлений на педагогических советах дляпедагогов и на родительских собраниях для родителей по разъяснениюиндивидуально-типологических особенностей различных категорийобучающихся; - оформление информационных стендов, печатных и других материалов; -психологическое просвещение педагогов с целью повышения ихпсихологической компетентности проводится на заседаниях методическихобъединений, при проведении мастер-классов, «круглых столов»; - психологическое просвещение родителей с целью формирования у нихэлементарной психолого-психологической компетентности. Информационно-просветительская работа предусматривает: осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанными с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействие с педагогами и сверстниками, их родителями. а) организацию родительских собраний, бесед, конференций; б) проведение тематических выступлений для педагогов и родителей поразъяснению индивидуально-типологических особенностей различныхкатегорий детей с ограниченными возможностями здоровья; в) наглядная агитация (оформление информационных стендов, буклетов); г) психологическое просвещение родителей с целью формирования у нихэлементарной психолого-педагогической компетентности. Содержание и перечень коррекционных программ Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) Логопедическая программа формирования устной речи: Обследование речи.Формирование фонематического восприятия. Развитие дыхания. Развитиепросодической стороны речи. Постановка звуков. Автоматизация звуков.Дифференциация оппозиционных звуков. Развитие связной речи. Развитиеграмматической стороны речи. Логопедическая программа по профилактикенарушений письменной речи для 1 класса: Обследование речи. Невербальныепсихические функции и познавательные процессы. Предметный гнозис.Пространственный гнозис и праксис. Развитие временных представлений.Гласные звуки. Согласные звуки. Буквы. Слог. Фонематический анализзвукового ряда, состоящего из гласных звуков. Фонематический анализ слога-слияния. Слоговой анализ слова. Фонематический анализ слов. Лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) При разработке программы учитывался контингент детей школы. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается черезиспользование в образовательном процессе специальных методов и приемов,создание специальных условий. Программа решает задачи, направленные на всестороннее развитиепсихических функций, повышение познавательной активности и эффективности целенаправленной деятельности, формирование представлений и умений, необходимых для успешного усвоения знаний. система коррекционной работы реализуется поэтапно. 1. На первом этапе проводится диагностика познавательной сферы обучающихся с ЗПР, определяется уровень интеллектуального развития. 2. Второй этап включает в себя проведение коррекционных занятий по разработанной программе. 3. На третьем этапе проводится сравнительный анализ психодиагностических данных, полученных до начала и после проведения психокоррекционных занятий, для определения степени достижения поставленных задач. В плане внеурочной деятельности предусмотрена индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с обучающимися. В учебном плане отводится: - 2 часа в неделю для индивидуальных и групповых занятий с учителями начальных классов. Занятия направлены на коррекцию предметных результатов и формирования учебно-логических умений. - 2 часа в неделю коррекционно-развивающие логопедические занятия (групповые и индивидуальные). - 1 час в неделю психокоррекционные занятия с педагогом-психологом. Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. При получении начального общего образования разработаны и реализуются по утвержденному графику программы внеурочной деятельности по следующим направлениям: духовно-нравственное общекультурное спортивно-оздоровительное социальное общеинтеллектуальное. Разработаны критерии оценивания результатов внеурочной деятельности, осуществляется мониторинг личностных результатов учащихся. Психолого-педагогическое обеспечение включает: психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий); - специализированные условия (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное обучение); - здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); - участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, спортивнооздоровительных и иных мероприятиях. Программно- методические обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие коррекционно- развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среду МБОУ СОШ №5 г.Невьянска, в том числе надлежащие материально- технические условия, обеспечивающие возможности беспрепятственного доступа детей с недостатками физического или психического развития в здания и помещения школы и организацию их пребывания и обучения. Мониторинг результатов коррекционной работы: Достижения каждого обучающегося оцениваются по нижеперечисленным показателям в соответствии с данными критериями, результаты заносятся в сводную мониторинговую таблицу. в качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться: - мониторинг динамики индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР по освоению предметных программ, сформированности УУД и результатов коррекционной работы; - увеличение доли педагогических работников образовательной организации, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ; - количество специалистов привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с обучающимися с ЗПР. Программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС НОО и реализуется в рамках программы внеурочной деятельности ООП НОО школы. 3. Организационный раздел Учебный план Учебные планы МБОУ СОШ №5 г.Невьянска составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, обеспечивают исполнение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основываются на следующих нормативных документах: - «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями - приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Невьянска (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом директора от 31.08.2012 г. № 109-Д. - Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ЗПР определяются адаптированной основной общеобразовательной программой. Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Невьянского городского округа на 2021 -2022 учебный год Предметные области Количество часов в год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс всего 99 102 102 136 439 99 102 102 102 405 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 - 68 68 68 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 - - - 34 34 Изобразительное искусство 33 34 34 Музыка 33 34 34 Технология Физическая культура 33 34 34 34 34 34 135 135 135 99 102 102 660 748 748 102 816 405 2972 33 34 34 34 135 33 34 34 Учебные предметы обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Русский язык Литературное чтение Родной язык (русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и литературное чтение Русский язык 101 Математика и Информатика информатика Максимально допустимая годовая нагрузка Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционые занятия Коррекционные занятия - - - 34 34 693 782 782 850 3107 68 34 68 68 34 68 68 34 68 68 34 68 272 136 272 Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Невьянского городского округа на 2021-2022 учебный год Количество часов в неделю Предметные Учебные всего 1 2 3 4 области предметы класс класс класс класс обязательная часть Русский язык Русский язык и 3 3 3 4 13 литературное Литературное чтение чтение 3 3 3 3 12 Родной язык Родной язык и (русский) 1 1 1 1 4 литературное Литературное чтение на родном чтение на родном языке языке (русском) 1 1 1 1 4 Иностранный Иностранный язык язык (английский) 2 2 2 6 Математика и Математика информатика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий (окружающий мир мир) 2 2 2 2 8 Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской этики светской этики 1 1 Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и литературное Русский язык чтение Математика и Информатика информатика Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционые занятия Коррекционные занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 3 20 3 22 3 22 3 24 12 88 1 1 1 1 4 1 1 1 - - - 1 1 21 23 23 25 92 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 3 Календарный учебный график, план внеурочной деятельности, календарный план воспитательной работы, предусмотренные адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с ЗПР полностью соответствуют календарному учебному графику, плану внеурочной деятельности, календарному плану воспитательной работы МБОУ СОШ №5 г.Невьянска. 3.3. Система условий реализации АООП НОО (вариант 7.1) Нормативные условия В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагог- психолог совместно с учителями начальных классов). Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области. Организационно-содержательные условия В рамках кафедры учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно-воспитательной деятельности. Проводятся семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностноориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий. Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области. Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям Школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы. Кадровые условия Педагогический коллектив школы прошел обучение с целью формирования нового педагогического профессионализма: овладения новыми методами работы в рамках перехода на новые ФГОС. Уровень квалификации работников МБОУ СОШ №5 г. Невьянска, реализующей АООП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории. МБОУ СОШ №5 г.Невьянска обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты: - педагогов-психологов – 1 - социальных педагогов – 1 - учитель-логопед- 1 Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о кадровой обеспеченности учебного процесса для обучения. Все специалисты обязательно проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы проходят переподготовку либо получают образование в области коррекционной педагогики, подтвержденные документом соответствующего образца. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ППк, в постоянный состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК. Материально-технического условия Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения школы, организацию их пребывания, обучения, также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды школы: НАЛИЧИЕ КАБИНЕТА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ (1); НАЛИЧИЕ КАБИНЕТА ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1); Реализация АООП НОО (вариант 7.1) требует обеспечение оснащенности учебной деятельности и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебной деятельности и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986). Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационнообразовательных ресурсов. Информационные условия Особенности организации учебной деятельности в классах АООП НОО (вариант 7.1) размещаются на сайте Школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.