Аннотация к рабочей программе учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
5 – 6 классы
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование в
общеобразовательной организации средней общеобразовательной школе с 5
по 6 общеобразовательный класс на базовом уровне.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
31.05.2021г. № 287 (для 5-7 классов)
- Федеральная образовательная программа основного общего
образования, утвержденная приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370,
- Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»,
- Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (утв. приказом директора от 31
августа 2023 года № 85-Д).
Рабочая программа разработана с учетом: Федеральной рабочей
программы основного общего образования Основы духовно-нравственной
культуры народов России (базовый уровень) (для 5-6 классов
образовательных организаций), Москва, 2023г., учебного плана и рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска на 2023 - 2024
учебный год с учетом федерального учебного плана, федерального
календарного учебного графика, федеральной рабочей программы
воспитания, федерального календарного плана воспитательной работы.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска для
изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» на уровне основного общего образования отводится не
менее 68 часов из расчёта 1 час в неделю в 5 - 6 классах. Рабочая
программа рассчитана на 34 учебные недели, что составляет 34 часа в 5 - 6
классах.
Ведущие принципы организации обучения в 5-6 классах:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого
ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором,
декоративно-прикладным
искусством,
архитектурой,
особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в
курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет
обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать
важнейшие нравственные качества гражданина многонационального
государства – толератность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему
миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В
этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную
реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую
сторону
явления.
Выявить
зависимость
культурно-традиционных
особенностей от природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия
для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и
проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и
группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность
социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт,
традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура
региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что
малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из
элементов общероссийской культуры.
Принцип
поступательности обеспечивает
постепенность,
последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей
идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип
обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней
школой.
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа
России, её нравственных и моральных норм.
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального
народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и
нормам нравственного поведения народов России.
Общая характеристика курса
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на
формирование представлений о морали и духовности, традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в
том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием
ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение
курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его
эмоциональному развитию.
В качестве основного средства учебной деятельности учащихся будет
использоваться учебники, допущенные Министерством просвещения РФ и
вошедшие в Федеральный перечень учебников:
Виноградова Н.Ф
Основы духовнонравственной культуры
народов России.
5
АО "Издательство
«Просвещение»
Для реализации рабочей программы определены следующие формы и
виды организации образовательной деятельности: учебное и внеурочное
занятия, мастерская, групповая работа, самостоятельная познавательная
деятельность, практическая работа, выполнение проектов и др.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
организуется
в
соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации
обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МБОУ
СОШ №5 г. Невьянска.
Промежуточная аттестация обучающихся организуется в следующих
формах: контрольная работа по заданиям, тестовая работа, творческая
работа, практическая работа, защита проекта, защита коллективного проекта,
результаты текущего контроля.