АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИСТОРИИ»
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование в
общеобразовательной организации средней общеобразовательной школе в 10
- 11 общеобразовательных классах гуманитарного профиля на углубленном
уровне.
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего общего образования (с изменениями и дополнениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 г. № 413;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
Федеральная образовательная программа среднего общего
образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 371;
- Федеральная рабочая программа по учебному предмету «История»,
Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (утв. приказом директора от 31 августа 2023
года № 85-Д).
Рабочая программа разработана с учетом: Федеральной рабочей
программы среднего общего образования История (углубленный уровень)
(для 10-11 классов образовательных организаций), Москва, 2023г., учебного
плана и рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска на
2023 - 2024 учебный год с учетом федерального учебного плана,
федерального календарного учебного графика, федеральной рабочей
программы воспитания, федерального календарного плана воспитательной
работы.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска для изучения
учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования на
углубленном уровне отводится не менее 272 часа за два года обучения из
расчёта 4 часа в неделю в 10 и 11 классах. Рабочая программа рассчитана на
34 учебные недели, что составляет 136 часов в 10 классе этого учебного года.
Цель
рабочей программы: создание комплекса
условий для
достижения
учащимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по истории для
формирования способности обучающихся к саморазвитию, непрерывному
образованию и становления личностных характеристик.
Реализация данной цели направлена на формирование у учащихся
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся.
В качестве основного средства учебной деятельности учащихся будет
использоваться учебники, допущенные Министерством просвещения РФ и
вошедшие в Федеральный перечень учебников:
Горинов М.М., Данилов
А.А., Моркунов М.Ю. и
др. /Под ред. Торкунова
А.В.
История. История России
(базовый и углубленный
уровни)(в 3-х частях)
10
АО
"Издательство"
Просвещение"
Данилов А.А., Торкунов
А.В., Хлевнюк О.В. Под
ред.Торкунова А.В.
История. История России .
1946г. - начало XXI в. В 2-х
частях. Базовый уровень
11
АО "Издательство"
Просвещение"
Загладин Н.В.,Белоусов
Л.С. /Под ред. Карпова
С.П.
История. Всеобщая
10
история. Новейшая
история. 1914 г.-начало
XXI в. (базовый и
углубленный уровни) 10-11
кл.
История (базовый и
10углубленный уровень). В 2- 11
х частях
ООО "Русское
словоучебник"
Сахаров А.Н., Загладин
Н.В., Петров Ю.А.
ООО "Русское
словоучебник"
Рабочая программа учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории.
Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя
расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, включая учебные
курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода
1914–2012 гг. — («История России»), а также повторительно-обобщающий
курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой
аттестации и вступительным испытаниям в вузы.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного
исторического образования является формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места
и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
основным этапам развития российского государства и общества, а также
современного образа России.
Задачами реализации рабочей программы учебного предмета
«История» (углубленный уровень) являются:
1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе
научных дисциплин, представлений об историографии;
2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли
России в мировой истории;
3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями
самостоятельно анализировать документальную базу по исторической
тематике;
4) формирование умений оценивать различные исторические версии.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории Российского исторического общества базовыми
принципами школьного исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности
процессов становления и развития российской государственности,
формирования государственной территории и единого многонационального
российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в
мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная
солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный
потенциал
исторического
образования,
его
исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности
и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие
взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного
исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе
базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц
основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной,
региональной,
отечественной
и
мировой
истории,
рассмотрение
исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов
и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни
государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и
межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социальногуманитарного цикла;
историко-культурологический подход, формирующий способности к
межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к
культурному наследию.
Для реализации рабочей программы определены следующие формы и
виды организации образовательной деятельности: учебное и внеурочное
занятия, лекция, групповая работа, самостоятельная познавательная
деятельность, практическая работа, выполнение проектов, семинары и др.
Промежуточная аттестация обучающихся организуется в соответствии
с Положением о проведении промежуточной аттестации обучающихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости в МБОУ СОШ №5 г.
Невьянска.
Промежуточная аттестация обучающихся организуется в следующих
формах: контрольная работа по заданиям, тестовая работа, защита проекта,
защита коллективного проекта, письменная работа в форматах ЕГЭ, зачетные
занятия, результаты текущего контроля.