Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «ДЮП» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ДЮП» (далее программа) ориентирована на использование в общеобразовательной организации средней общеобразовательной школе. Программа рассчитана на обучение членов дружины юных пожарных основам пожарного дела с целью получения и закрепления знаний пожарной безопасности школьников и привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров, пожарнопрофилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров. Данная программа направлена на: профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной куль Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р; Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.); Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий». Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 1618 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30-40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Новизна и современность данной программы в том, что обучающиеся получают не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности, но воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина. Также в процессе обучения идёт и физическое самосовершенствование – обучающиеся знакомятся и осваивают новый вид спорта – пожарно- прикладной спорт (ППС). Актуальность. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей. ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; создание основы для осознанного выбора профессии; обучение школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. ЗАДАЧИ: 1. Воспитательные: воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2. Образовательные: дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях при возникновении пожаров; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки пожарно-прикладного спорта; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. 3. Развивающие: физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации Содержательный раздел Основное предназначение дополнительного образования удовлетворение индивидуальных, творческих, социокультурных, образовательных потребностей обучающихся. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает его собственную самооценку и его статус среди сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Развитие системы дополнительного образования создает дополнительные условия для формирования коммуникативной, информационной, социальной компетентностей. Настоящая программа предназначена для работы с учащимися 6 класса. Количество часов: 1 час в неделю, что составляет 34 занятия в течение учебного года. Данная программа является рабочей и в зависимости от условий, в содержание тем, занятий могут вноситься необходимые изменения. Количество участников – 10-15 человек. При изучении программы по темам «Противопожарный режим в образовательном учреждении и в жилых домах», «Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях» целесообразно проводить практические занятия. В ходе этих занятий юные пожарные наряду с теоретическими знаниями должны приобрести практические навыки обнаружения противопожарных недочетов помещений образовательных учреждений и жилых домах. по теме «Первичные средства пожаротушения» занятия целесообразно провести на базе местного отделения ВДПО и по возможности показать на практике способы заправки огнетушителей, а также их применение при тушении «условного очага пожара». по темам «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование», «Боевая одежда пожарного и пожарная техника, состоящие на вооружение пожарной охраны», «Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны» необходимо проводить занятия на базе территориальных подразделений ГПС. Содержание и планируемые результаты: Работа кружка включает в себя 3 этапа: 1. Теоретический этап накопления знаний; 2. Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре); 3. Пропаганда знаний по противопожарной безопасности. 1 ЭТАП Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, права и обязанности юных пожарных. Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров, оказание помощи подразделениям Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) и ВДПО в проведении профилактической работы. Цели и задачи ДЮП. Порядок создания и организация ДЮП. Условия и порядок вступления и утраты членства в ДЮП. Права и обязанности юных пожарных. Руководство работой ДЮП. Тема 2. История развития пожарной охраны и Всероссийского добровольного пожарного общества Пожарная охрана России, история ее развития. Цели и задачи. Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее - ВДПО), история его развития. Цели и задачи. Тема 3. Пожар. Причины возникновения Понятие о пожаре. Анализ обстановки с пожарами на территории Свердловской области. Основные причины возникновения пожаров. Понятие о пожарной профилактике. Тема 4. Противопожарный режим в образовательном учреждении, в жилых домах Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства. Противопожарный режим в кабинете химии, физики и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Противопожарный режим в жилых домах. Противопожарный режим в домах повышенной этажности. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении. Тема 5. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности Понятие о первичных средствах тушения пожаров. Противопожарный щит. Виды огнетушителей, их устройство и порядок применения на пожаре. Места установки огнетушителей. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места установки. Тема 6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование Виды пожарных автомобилей и их назначение. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Тема 7. Действия в случае пожара Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара. Порядок сообщения о пожаре. Тема 8. Практическое занятие Правила техники безопасности на тренировках. Значение занятий пожарноприкладным видом спорта. Перечень и название инвентаря. Вред курения, алкоголя и наркотиков для здоровья. Специальная физическая и техническая подготовка: Полоса препятствий. Бег по гимнастическим скамейкам и буму. Преодоление забора с помощью гимнастического мостика. Работа у разветвления. Работа со стволом. Полоса препятствий в спортивном зале: бег по гимнастическим скамейкам, соединение полугаек между собой, движение к разветвлению и работа с ним, движение и работа со стволом, прокладка рукавной линии, финиширование. Планируемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать: 1. Цель и задачи ДЮП. Историю пожарной охраны России. 2. Основные причины пожаров. 3. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 4. Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 5. Действия в случае пожара в школе. 6. Знаки пожарной безопасности. 7. Технику безопасности во время занятий ППС. Воспитанник будет уметь: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться подсобными средствами тушения пожара. 4. Преодолевать препятствия пожарной эстафеты 2 ЭТАП Тема 9. Пожарная охрана, история ее развития История развития пожарной охраны на территории Вологодской области в разные периоды развития общества. История развития территориального подразделения ГПС. Посещение пожарно-технической выставки, пожарной части города. Организация встречи с ветеранами пожарной охраны. Тема 10. Пожар. Развитие пожара Очаг пожара. Пожар, классы и формы его развития. Зоны: горения, теплового воздействия, задымления. Тема 11. Алгоритм действия во время обнаружения возгорания, пожара «Стресс-факторы» пожара. Самоконтроль за внешним проявлением эмоций. Действия юных пожарных при обнаружении возгорания, пожара. Тема 12. Боевая одежда пожарного и пожарная техника, состоящие на вооружении пожарной охраны Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда пожарных, ее виды и назначение. Мотопомпа как средство подачи воды на пожаре. Тема 13. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей История возникновения и развития огнетушащих веществ. Выбор, эксплуатация и техническое обслуживание огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений. Тема 14. Первая доврачебная помощь при пожаре Сердечнососудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Целесообразно провести практическое занятие. Тема 15. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. Противопожарное водоснабжение Содержание зданий и помещений. Виды и назначение путей эвакуации. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Целесообразно совместить с практической отработкой действий персонала, обучающихся и юных пожарных в случае пожара в образовательном учреждении (учебная эвакуация). Пожарный водоем, пожарный гидрант, пожарный кран и их назначение. Пожарные рукава и рукавная арматура. Тема 16. Лесные и торфяные пожары Виды природных пожаров и их параметры. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Пожарная безопасность в лесу. Действия в случае лесных (торфяных) пожаров. Тема 17. Практическое занятие Техника безопасности на занятиях. Специальная физическая и техническая подготовка: Полоса препятствий. Бег по гимнастическим скамейкам после кувырка вперед. Работа у разветвления. Бег от разветвления до финиша. Преодоление полосы на время в зале. Преодоление полосы на время на стадионе. Планируемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать: 1. Историю пожарной охраны и этапы её развития. 2. Пожары. Этапы развития пожаров. 3. Виды природных пожаров. 4. Алгоритм действия во время обнаружения возгорания, пожара. 5. Виды пожарной техники, алгоритм одевания боевой одежды пожарного. 6. Виды и назначение огнетушителей 7. Первая доврачебная помощь при пожаре 8. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. 9. Технику безопасности во время занятий ППС. Воспитанник будет уметь: 1. Правильно сообщать о возгорании по телефону. 2. Одевать боевую одежду пожарного (по нормативу) 3. Эвакуироваться из здания школы. 4. Пользоваться огнетушителями. 5. Оказывать ПМП при ожогах и сердечной недостаточности (стрессах) 6. Преодолевать препятствия пожарной эстафеты 7. Техника безопасности на занятиях ППС. Правила соревнований на учебной башне. 3 ЭТАП Тема 18. ВДПО, история его развития. История развития общественной организации на территории Вологодской области в разные периоды развития общества. История развития местного отделения ВДПО. Посещение местного отделения ВДПО в форме экскурсии. Организация встречи с ветеранами ВДПО. Тема 19. Процесс горения и способы прекращения горения. Тушение пожара Процесс горения. Условия его возникновения и прекращения. Самовоспламенение и самовозгорание. Способы прекращения горения. Основы тушения, занятия по решению практических задач. Обстановка на пожаре. Условия локализации и ликвидации пожаров. Тема 20. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны Изучение материально-технической части, технических характеристик пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Широкое использование наглядных пособий. Содержание пожарной техники и пожарнотехнического вооружения. Тема 21. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей Классификация огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ. Практическое занятие по использованию огнетушителей. Тема 22. Первая доврачебная помощь на пожаре Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Отравления продуктами горения, первая помощь. Целесообразно провести практическое занятие. Тема 23. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях Причины, затрудняющие эвакуацию людей и успешное тушение пожара: опасные факторы пожара, сложность планировки зданий, наличие оборудования, выступающего из плоскости стен, отсутствие освещения, оповещающих знаков безопасности, неподготовленность обслуживающего персонала и граждан к действиям в аварийной обстановке и недостаточность средств пожаротушения. Желательно совместно с инспектором ГПН провести занятие по обследованию противопожарного состояния жилых и общественных зданий. Тема 24. Противопожарное водоснабжение Виды водопроводов и их технические характеристики. Практическое занятие по использованию макета пожарного крана, скатки и скрутка пожарных рукавов. Тема 25. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, поровые и порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятие о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации. Тема 26. Практическое занятие Упражнения по пожарно-строевой подготовке. Планируемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать: 1. Историю ВДПО. 2. Пожары. Способы тушения пожаров. 3. Виды пожарной техники и виды вооружения пожарно-технической охраны. 4. Причины пожаров в общественных зданиях, опасности при эвакуации; виды водопроводов 5. Виды автоматической противопожарной сигнализации. 6. Виды и назначение огнетушителей 7. Первую доврачебную помощь при отравлении продуктами горения, при поражении органов дыхания при пожаре. 8. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. 9. Техника безопасности на занятиях ППС. Правила соревнований на учебной башне. Воспитанник будет уметь: 1. Пользоваться первичными средствами пожаротушения. 2. Оказывать ПМП при поражении органов дыхания и при отравлении продуктами горения. 3. Эвакуироваться из здания школы. 4. Выбирать огнетушитель, пользоваться огнетушителями разных видов, пользоваться пожарными кранами 5. Преодолевать препятствия пожарной эстафеты 6. Штурмовать учебную башню. 4 ЭТАП Тема 27. Техника безопасности при обращении с огнем Порядок отключения электрических сетей, газовых коммуникаций при пожарах. Ликвидация горения. Индивидуальные средства защиты. Тушение пожаров на верхних этажах зданий, сооружений, страхующие приспособления. Тема 28. Основные способы спасения людей. Эвакуация. Разведка пожара, установление очага пожара и отыскивание людей в задымленных зонах. Эвакуационно-спасательные работы. Переноска пострадавших в безопасные места. Тема 29. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны. Спасательные средства, применяемые для спасения людей Тактико-технические характеристики и классификация пожарных автомобилей. Классификация, назначение и применение пожарно-технического вооружения. Виды спасательных средств, их назначение и применение. Тема 30. Пожар на транспортном средстве Пожар в автомобиле. Пожар в автобусе (троллейбусе, трамвае). Пожар в метро. Пожар в поезде. Пожар на теплоходе. Пожар в самолете. Тема 31. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Тема 32. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности Понятие о противопожарной пропаганде. Виды противопожарной пропаганды. Формы и методы обучения населения мерам пожарной безопасности. Тема 33-34. Практическое занятие Основы профессиональной подготовки. Упражнения по пожарно-строевой подготовке. Планируемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать: 1. Технику безопасности при обращении с огнём 2. Пожары, виды пожаров. Способы тушения пожаров. 3. Причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами; Виды пожарной техники, спасательные средства и виды вооружения пожарно-технической охраны. 4. Причины пожаров в транспорте, опасности при эвакуации. 5. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Основные способы спасения людей, правила поиска людей в задымлённых помещениях. 6. Основы эвакуационно- спасательных работ 7. Техника безопасности на занятиях ППС. Правила соревнований на учебной башне. Воспитанник будет уметь: 1. Пользоваться первичными средствами пожаротушения. 2. Пользоваться спасательными средствами и осуществлять простейшие эвакуационно-спасательные работы. 3. Оказывать ПМП при пожаре. 4. Эвакуироваться из здания школы и др. общественных мест. 5. Выбирать огнетушитель, пользоваться огнетушителями разных видов, пользоваться пожарными кранами 6. Оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности. 7. Предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия. Форма и порядок проведения аттестации Аттестация обучающихся рассматривается педагогическим коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Задачи аттестации: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательнойо бласти; выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; полноты реализации образовательной программы детского объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная аттестации. Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы по результатам учебного года. Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы, практические работы, контрольный опрос, контрольные задания, интеллектуальные состязания, конкурсы, турниры. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. Текущий контроль успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание материала текущего контроля определяется педагогом на основании содержания образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год. Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств обучающихся. Промежуточная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в период с15 по 30 апреля. Учебный план Учебный план объединения дополнительного образования разработан на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план включает общую сетку часов с указанием наименования объединения, направленности, количества часов, возраст обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения Наименование объединения дополнительного образования Педагог ДЮП Миронова Н.М. направленность Физкультурнооздоровительная количество часов в неделю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема 1 этап Цели и задачи дружин юных пожарных, права и обязанности юных пожарных. История развития пожарной охраны и Всероссийского добровольного пожарного общества. Пожар. Причины возникновения. Противопожарный режим в образовательном учреждении и в жилых домах. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Действия в случае пожара. Практическое занятие 2 этап Пожарная охрана, история ее развития Пожар. Развитие пожара. Алгоритм действия при обнаружении возгорания, пожара. Боевая одежда пожарного и пожарная техника, состоящие на вооружении пожарной охраны. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей. Первая доврачебная помощь при пожаре. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. Противопожарное водоснабжение. Лесные и торфяные пожары. Практическое занятие 3 этап ВДПО, история его развития. Процесс горения и способы прекращения горения. Тушение пожара. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей. Первая доврачебная помощь при пожаре. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях. Противопожарное водоснабжение. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Упражнение по пожарно-строевой подготовке. 4 этап Техника безопасности при обращении с огнем. Основные способы спасения людей. Эвакуация. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение пожарной охраны. Спасательные средства, применяемые для спасения людей. Пожар на транспортном средстве. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности. Практические занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Условия реализации программы 1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; Плакаты/презентации 2. Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, актовый зал, территория школы. Календарный учебный график Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далее календарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год». Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного взаимодействия в общеобразовательных организациях. Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации о переносе праздничных дней. Календарный учебный график дополнительного образования составлен в формате пятидневной учебной недели. В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных. Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели составлен, исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 27 мая 2024 года. 2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 29 календарных дней. 4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее одной недели (9 дней) для учащихся 1-х классов. № Учебное время 1. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Продолжительность учебного времени (включая праздничные дни) 01.09.2023 27.10.2023 07.11.2023 29.12.2023 09.01.2024 22.03.2024 01.04.2024 27.05.2024 Всего недель (за вычетом праздничных дней) 8 недель и 2 дня 8 недель 10 недель и 2 дня 7 недель и 1 день 34 недели Всего учебных дней (за вычетом праздничных дней) 41 39 52 37 170 Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) Сентябрь 21 Октябрь 20 Январь 17 Ноябрь 18 Февраль 20 Апрель 22 Декабрь 21 Март 15 Май 15 Учебный год Каникулярное время 2. Время каникул 28.10.2023 06.11.2023 30.12.2023 08.01.2024 23.03.2024 30.03.2024 Всего каникулярных дней 10 10 9 3. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства 1-8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций 23.10.2023 26.10.2023 26.12.2023 28.12.2023 18.03.2024 24.03.2024 26.05.2024 31.08.2024 29 1 мая – 14 нерабочих Праздник праздничных Весны и дней (9 дней Труда, 9 мая приходится на – День каникулярное Победы, 10 время и 5 - на мая перенос с учебные дни) 6 января 20.05.2024 24.05.2024