РП решение задач по физике 10-11 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
Решение задач в курсе изучения физики является основой образовательного, политехнического и воспитательного процесса. Учебный предмет
«Решение задач по физике» обеспечивает реализацию практической направленности и прикладной характер физического образования в средней
школе, что необходимо для качественного усвоения физики.
В МБОУ СОШ №5 г. Невьянска физика изучается на углубленном уровне в классах технологического профиля.
Учебный план МБОУ СОШ №5 предусматривает 1 час в неделю по предмету «Решение задач по физике» в 10 и в 11 классе, таким образом за два
года обучения – 68 часов.
планируемые результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне среднего общего образования обучающийся:
1) осознает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, сформировано уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) имеет гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готов к служению Отечеству, его защите;
4) имеет мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) владеет основами саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов и
способен к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) имеет толерантное сознание и умеет вести себя в поликультурном мире, готов и способен вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям ;
7) владеет навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) имеет нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готов и способен к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое относится к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принимает и реализует ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережно, ответственно и компетентно относится к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанно выбирает будущую профессию и возможности реализации собственных жизненных планов; относится к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) имеет экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
владеет опытом эколого-направленной деятельности;
15) ответственно относится к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

в сфере
отношенийобу
чающихся к
себе, к своему
здоровью, к
познанию
себя:

 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность
и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное
и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
в сфере
отношений
обучающихся
к России как к
Родине
(Отечеству):

 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб,
флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.

в сфере
отношений
обучающихся
к закону,
государству и
к
гражданскому
обществу:

 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;

 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;

в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими
людьми:

 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания
и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему
миру, живой
природе,
художественно
й культуре:

 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к
научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;

 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
в сфере
отношений
обучающихся
к семье и
родителям, в
том числе
подготовка к
семейной
жизни:

 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

в сфере
отношения
обучающихся
к труду, в
сфере
социальноэкономически
х отношений:

 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей

 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей

в сфере
физического,
психологическ
ого,
социального и
академическог
о
благополучия
обучающихся:

 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На уровне среднего общего образования обучающийся:
1) умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способен и готов
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готов и способен к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеет навыками получения необходимой информации
из словарей разных типов, умеет ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умеет использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умеет определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умеет самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владеет языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Регулятивные
УУД

Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения

поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательн
ые УУД

Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;

Коммуникати
вные УУД

 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса по выбору на уровне среднего общего образования будет наблюдаться:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их
мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и
способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в
практической деятельности людей;

понимать и объяснять целостность физической
теории, различать границы ее

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;

применимости и место в ряду других физических
теорий;
владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и

использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение
гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы,
теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом
погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и
проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для
решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического

процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических закономерностей
и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие
перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, и роль физики в решении этих
проблем;
решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих
известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики
изученных машин, приборов и технических
устройств;
объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе
имеющихся знаний, так и при помощи методов
оценки.

поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного материала разбито на основные разделы: «Физическая задача», «Правила и приемы решения физических задач», «Физика как
наука», «Решение задач по механике», «Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества», «Особенности решения задач по
термодинамике», «Основные подходы к решению задач по электростатике и законам постоянного тока», «Физическая задача. Правила и приемы
решения физических задач» (Повторение), «Электромагнитные колебания и волны», «Решение задач по квантовой физике и атомной физике»,
«Решение задач. Подготовка к ГИА 11 (ЕГЭ).
В первых двух разделах обобщенно рассматривается подход к систематизации и классификации задач, методам их решения. В остальных разделах
на конкретных темах изучения физики отрабатываются различные методы и приемы работы над решением задач.
Раздел I. Физическая задача. Методы физического познания. Физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Различия в подходах к решению теста и
классической физической задачи, практической задачи и исследовательской работы.
Раздел II. Правила и приемы решения физических задач Физическая задача. Общее требование при решении физических задач. Этапы решения
физических задач. Работа с текстом задач. Анализ физического явления; план решения. Выполнение плана решение задач. Единицы измерения и
размерность физических величин. Анализ решения и его значение. Аналитическое и графическое решение задач.
В разделе III «Физика как наука» рассматриваются методы научного познания природы. Роль эксперимента в процессе познания. Моделирование
явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип
соответствия. Физическая картина мира.
В разделе IV «Решение задач по механике» основное внимание уделяется математическому подходу в описании механических явлений при решении
задач. Оговариваются границы применимости физических законов и формул. Изучение классической механики в рамках элективного предмета дает
возможность подготовить учащихся к пониманию широкого круга природных явлений через решение качественных, количественных 8 задач,
графических задач. Содержание раздела позволяет дать представление о пространственно-временных формах существования материи.
Использование идеальных физико-математических объектов (материальная точка, инерциальная система отсчета), рассмотрение вопроса о
соотношении теории и опыта, границ применимости механики Ньютона способствует формированию некоторых гносеологических представлений.
На примере поступательного движения тел выстраивается последовательность математических приемов, с помощью которых (от простого к более
сложному) можно совершенствовать способности в решении основной задачи механики. Обосновывается выбор инерциальных системах отсчета.
Решаются задачи на законы Ньютона. Рассматриваются методы решения качественных, количественных, практических, графических задач с
использованием формул для расчета силы тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения, веса тела. Задачи, в условиях которых в
качестве основных мер движения выступают импульс тела и кинетическая энергия, мерами взаимодействия выступают сила и потенциальная
энергия тела,

предлагается отбирать в соответствии с программным материалом по физике на профильном уровне. Рассматриваются математические подходы для
решения задач с использованием соотношений между мерами движения и мерами взаимодействия, выражаемые законами Ньютона, законами
сохранения энергии и импульса. На основе понятия «момент силы» подтверждаются условия равновесия твердого тела. При решении задач по
теории механических колебаний отрабатываются основные понятия: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Решаются задачи с
использованием уравнения гармонических колебаний, условий явления резонанса. Решаются разноуровневые задачи на свойства механических
волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. При изучении механических волн отрабатываются понятия: длина волны, период
колебаний частиц в волне, частота колебаний.
В разделе V «Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества» в рамках элективного предмета по физике при решении разноуровневых
количественных, качественных, графических задач отрабатывается понятийный аппарат, рассматриваются границы применимости законов на
основе модели - идеальный газ. Решаются задачи с использованием основного уравнения МКТ, уравнения состояния идеального газа, уравнений
изопроцессов. Усваивается понятие абсолютная температура и ее физический смысл. Решаются задачи с использованием связи между давлением
идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Анализируется строение и свойства агрегатных состояний
вещества, изменение агрегатных состояний веществ. Решаются практические, качественные, количественные задачи с использованием модели
строения жидкостей, свойств поверхностного слоя жидкостей, понятий насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, механические
свойства твердых тел. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас
прочности, сила упругости. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
В разделе VI «Особенности решения задач по термодинамике» решаются комбинированные задачи на первый закон термодинамики, задачи на
расчет КПД тепловых машин. Возможно проведение экскурсии с целью сбора данных для составления задач. Рассматриваются конструкторские
задачи и задачи проектного содержания: модель газового термометра; модель тепловой машины; исследовательские задачи на определения радиуса
тонких капилляров. Решаются графические задачи на определение работы в термодинамике и расчет количества теплоты. Возможны проектные
задания по проблемам энергетики и охраны окружающей среды.
Раздел VII «Основные подходы к решению задач по электростатике и законам постоянного тока» в 10-м и 11-м классах рассматриваются
особенности решения задач по электродинамике, примеры и приемы их решения. Применяются различные способы решения графических,
качественных, количественных задач на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на расчет напряженности, разности потенциалов,
энергии электрического поля. Анализируются подходы к решению задач на расчет основных характеристик конденсаторов, систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия, на определение магнитной индукции и магнитного потока. Решение
исследовательских, качественных и расчетных задач на определение силы Ампера, расчет силы Лоренца. Решение качественных
экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и лабораторного оборудования по теме. Задачи на различные приемы
расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Алгоритм решения
задач с использованием правил Кирхгофа. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение основных характеристик
электрических цепей, Решение экспериментальных, расчетных задач на закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи. Качественные,
экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи на описание цепей постоянного

электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Решение конструкторских задач по желанию: установка для нагревания
жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и
усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Решение задач в разделе VIII «Электромагнитные колебания и волны» предваряется решением задач по теме ―Механические колебания и волны‖.
Используются возможности математического описания механических колебаний, анализируются решения основного уравнения колебательного
движения. Решаются задачи на закрепление основных понятий колебательного движения, основные характеристики механических волн. Проводится
аналогия между описанием механических и электромагнитных колебаний. Решаются задачи на нахождение основных характеристик в
колебательном контуре. Решаются качественные, количественные, экспериментальные, исследовательские задачи разных видов на определение
индукции магнитного поля, расчет силы Ампера, силы Лоренца. Решаются задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции:
закон электромагнитной индукции, правило Ленца, на определение индуктивности, энергии магнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитное поле. Задачи на расчет цепей переменного тока, трансформатор. Задачи на описание различных характеристик и свойств
электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Классификация задач по СТО и примеры их
решения. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
8

Тема
Физическая задача
.Правила и приемы решения физических задач
Физика как наука
Решение задач по механике
Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества
Особенности решения задач по термодинамике
Основные подходы к решению задач
по электростатике и законам постоянного тока
Электромагнитные колебания и волны.
Резерв:

Количество
часов
2
2
1
19
13
10
21
6
1

Итого: 68 уроков за два года обучения

Учебно-методическое обесчпечение

1. Учебник: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреж¬дений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. -11-е изд. –М.: Просвещение, 2009.
2. Учебник: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреж¬дений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев,, В.М. Чаругин.-11-е изд.-М.:
Просвещение, 2009. — 399 с.
3. Гольфарб И.И. Физика. Задачник 10 – 11 классы - М.: Дрофа, 2009.
4. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.
5. Задачи по физике для поступающих в вузы.- М.: Наука, 1976.
6. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1992.
7.
Электронные пособия: Методические разработки по физике базового и профильного уровня 7-11 классов. Я. Х. Скаржинский 2005-2012 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».