РП БИОЛОГИЯ 10-11 (базовый уровень)

БИОЛОГИЯ(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Науровнесреднегообщегообразованияобучающийся:
1) осознает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, сформировано уважение
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) имеет гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовкслужениюОтечеству,егозащите;
4) имеет мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) владеетосновамисаморазвитияисамовоспитаниявсоответствиисобщечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готов и способен к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) имеет толерантное сознание и умеет вести себя в поликультурном мире, готов и
способен вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) владеет навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) имеет нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готов и способен к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое относится к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принимает и реализует ценности здорового и безопасного образа жизни, потребностив
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережно, ответственно и компетентно относится к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанно выбирает будущую профессию и возможности реализации собственных
жизненных планов; относится к профессиональной деятельности как возможностиучастия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональныхпроблем;
14) имеет экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; владеет опытом экологонаправленной деятельности;

15) ответственно относится к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
всфере
отношений
обучающихся
к себе,к
своему
здоровью,к
познанию
себя:

всфере
отношений
обучающихся
кРоссии какк
Родине
(Отечеству):

всфере
отношений
обучающихся
кзакону,
государствуи
к
гражданскому
обществу:


ориентацияобучающихсянадостижениеличногосчастья,
реализациюпозитивныхжизненныхперспектив,инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к личностному
самоопределению,способностьставитьцелиистроитьжизненные
планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию
личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способностьвырабатыватьсобственнуюпозициюпоотношениюк
общественно-политическимсобытиямпрошлогоинастоящегона
основеосознанияиосмысленияистории,духовныхценностейи
достиженийнашейстраны;

готовностьиспособностьобучающихсяксаморазвитиюи
самовоспитаниювсоответствиисобщечеловеческимиценностямии
идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;

принятиеиреализацияценностейздоровогоибезопасного
образажизни,бережное,ответственноеикомпетентноеотношениек
собственномуфизическомуи психологическомуздоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя,наркотиков.

российская
идентичность,
способность
к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастностикисторико-культурнойобщностироссийскогонародаи
судьбеРоссии,патриотизм,готовностькслужениюОтечеству,его
защите;

уважениексвоемународу,чувствоответственностиперед
Родиной,гордостизасвойкрай,своюРодину,прошлоеинастоящее
многонациональногонародаРоссии,уважениекгосударственным
символам(герб,флаг, гимн);

формирование
уважения
к
русскому
языку
как
государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой
российской
идентичности
и главным
фактором
национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и
обычаямнародов,проживающихвРоссийскойФедерации.

гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственногочленароссийскогообщества,осознающегосвои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократическиеценности,готовогокучастиювобщественной
жизни;

признаниенеотчуждаемостиосновныхправисвободчеловека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к

осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,осознание
своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной
солидарности, готовность к договорному регулированию отношенийв
группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы,равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;

готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,национализма,ксенофобии;коррупции; дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
в сфере
отношений
обучающихсяс
окружающими
людьми:


нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находитьобщие
цели и сотрудничать для их достижения;

принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственнойпозиции,
в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками,детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественнополезной,учебно-исследовательской,проектнойи
другихвидахдеятельности.

в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему


мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовыхдостиженияхиоткрытияхмировойиотечественной

миру, живой
природе,
художественно
й культуре:

в сфере
отношений
обучающихся
к семье и
родителям, в
том числе
подготовка к
семейной
жизни:

науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;

готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияниясоциальноэкономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственность за состояние природныхресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.

ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей

в сфере
отношения
обучающихся
к труду, в
сфере
социальноэкономически
х отношений:


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите
своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей

в сфере
физического,
психологическ
ого,
социального и
академическог
о
благополучия
обучающихся:


физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Науровнесреднегообщегообразованияобучающийся:

1) умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умеетпродуктивнообщатьсяивзаимодействоватьвпроцессесовместнойдеятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способен и готов к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готов и способен к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владеет навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умеет
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умеетиспользоватьсредстваинформационныхикоммуникационныхтехнологий(далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умеетопределятьназначениеифункцииразличныхсоциальныхинститутов;
7) умеет самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владеет языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Регулятивные
УУД

Выпускникнаучится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающихлюдей,
основываясь на соображениях этики и морали;

ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать
ресурсы,
в
том
числе
время
и
другиенематериальныересурсы,необходимыедлядостиженияпоставле
нной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;

сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.

Познавательн
ые УУД

Выпускникнаучится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с
разныхпозиций,распознаватьификсироватьпротиворечияв
информационныхисточниках;


использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей дляширокого переноса
средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности
Коммуникати
вные УУД

Выпускникнаучится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками,так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так иза ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

приосуществлениигрупповойработыбытькакруководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательнуюкоммуникацию,избегаяличностныхоценочных
суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Науровнесреднегообщегообразованиянабазовомуровнеобучающийся:
1) имеет представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
2) владеет основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
3) владеет основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) умеет объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные
биологические задачи;
5) имеет собственную позицию по отношению к биологической информации, получаемой
из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Выпускникнаучится:
на
базовом
уровне

– раскрывать на примерах роль биологии в
формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между
естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений;
– понимать смысл, различать и описывать
системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм,
вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного
познания
в
учебных
биологических
исследованиях, проводить эксперименты по
изучению биологических объектов и явлений,
объяснять
результаты
экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании
предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между
собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой
природы, родство живых организмов,взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных
групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать
клетки
(прокариот
и
эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать
связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический
вид по основным признакам;
– описывать
фенотип
многоклеточных
растений и животных по морфологическому
критерию;
– объяснять
многообразие
организмов,
применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты
на
основании
одного
или
нескольких
существенныхпризнаков(типыпитания, способы
дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять
причины
наследственных
заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов;
объяснять проявление видов изменчивости,

Выпускникполучит
возможность научиться
– давать
научное
объяснениебиологическим
фактам,
процессам,
явлениям,
закономерностям,
используя биологические
теории
(клеточную,
эволюционную),учениео
биосфере,
законы
наследственности,
закономерности
изменчивости;
– характеризовать
современныенаправления в
развитии биологии;
описыватьихвозможное
использование
в
практической
деятельности;
– сравниватьспособы
деленияклетки (митоз и
мейоз);
– решатьзадачина
построение
фрагмента
второй цепи ДНК по
предложенному
фрагментупервой,иРНК
(мРНК) по участку ДНК;
– решатьзадачина
определение количества
хромосомвсоматических и
половых клетках, а
такжевклеткахперед
началомделения(мейоза
или митоза) и по его
окончании
(для
многоклеточных
организмов);
– решать
генетические задачи на
моногибридное
скрещивание,составлять
схемы
моногибридного
скрещивания,
применяя
законынаследственности
ииспользуябиологическую
терминологию
и
символику;
– устанавливать
тип
наследования
и

используя
закономерности
изменчивости;
сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
– выявлять
морфологические,
физиологические,
поведенческие
адаптации
организмов к среде обитания и действию
экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости
сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической
информации, полученной из разных источников,
выделять
необходимую
информацию
для
использования ее в учебной деятельности и
решении практических задач;
– представлять биологическую информацию
в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных
данных;
– оценивать роль достижений генетики,
селекции,
биотехнологии
в
практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ
(алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
– объяснятьпоследствиявлияниямутагенов;
– объяснять
возможные
причины
наследственных заболеваний

характер
проявления
признака по заданной
схеме
родословной,
применяя
законы
наследственности;
– оценивать
результаты
взаимодействия
человекаи
окружающей среды,
прогнозировать
возможные последствия
деятельности
человека
для
существования
отдельныхбиологических
объектов
и
целыхприродных
сообществ

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Базовыйуровень
Биологиякаккомплекснаукоживойприроде
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологическиесистемыкакпредметизучениябиологии.
Структурныеифункциональныеосновы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в
биологии.
Цитология,
методы
цитологии.
Роль
клеточной
теории
в
становлениисовременнойестественнонаучнойкартинымира.Клеткипрокариотиэукариот.Основные части и органоиды клетки, их
функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельностьклетки.Пластическийобмен.Фотосинтез,хемосинтез.
Биосинтезбелка.Энергетическийобмен.Хранение,передачаиреализация

наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном.Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматическиеиполовыеклетки.
Организм
Организм— единоецелое.
Жизнедеятельностьорганизма.Регуляцияфункцийорганизма,гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения урастений
и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя,
никотина,наркотическихвеществна эмбриональное развитие человека. Жизненныециклы
разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г.Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетикачеловека.Наследственныезаболеваниячеловекаиихпредупреждение.
Этическиеаспекты вобластимедицинскойгенетики.
Генотиписреда.Ненаследственнаяизменчивость.Наследственнаяизменчивость.
Мутагены,ихвлияниеназдоровьечеловека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теорияэволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитиежизнина Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмыиокружающая среда
Приспособленияорганизмовкдействиюэкологическихфакторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективыразвитиябиологическихнаук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор
учителя):

Использованиеразличныхметодовприизучениибиологическихобъектов. Техника
микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
Приготовление,рассматриваниеиописание микропрепаратовклетокрастений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучениедвижения цитоплазмы.
Изучениеплазмолизаидеплазмолизавклеткахкожицылука.
Изучениеферментативногорасщепленияпероксидаводородаврастительныхи животных
клетках.
Обнаружениебелков,углеводов,липидовспомощьюкачественныхреакций.
Выделение ДНК.
Изучениекаталитическойактивностиферментов(напримереамилазыили каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучениестадиймейозанаготовыхмикропрепаратах.
Изучениестроенияполовыхклетокнаготовыхмикропрепаратах. Решение
элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявлениепризнаковсходствазародышейчеловекаидругихпозвоночных животных
как доказательство их родства.
Составлениеэлементарныхсхемскрещивания. Решение
генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у
дрозофилы.
Составлениеианализродословныхчеловека.
Изучениеизменчивости,построениевариационногорядаивариационнойкривой. Описание
фенотипа.
Сравнениевидовпоморфологическомукритерию.
Описаниеприспособленностиорганизмаи ееотносительногохарактера.
Выявлениеприспособленийорганизмовквлияниюразличныхэкологическихфакторо
в.
Сравнениеанатомическогостроениярастенийразныхместобитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучениеэкологическихадаптацийчеловека.
Составление пищевых цепей.
Изучениеиописаниеэкосистемсвоейместности.
Моделированиеструктурипроцессов,происходящихвэкосистемах. Оценка
антропогенных изменений в природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
1ЧАСВ НЕДЕЛЮ
№
п/п

1

Тема

Элементысодержания

Кол
– во
часов

Биология
как Биология как комплексная наука, методы 1час
комплекс наук о научногопознания,используемыевбиологии.
живойприроде
Современные направления в биологии. Роль

биологиивформированиисовременнойнаучной
картины
мира,
практическое
значение
биологических знаний.
2

Биологические
системы
как
предмет
изучения
биологии.
Структурные
и
функциональные
основы
жизни.
Молекулярные
основыжизни.
Органические
вещества
Органические
вещества
Другие органические
вещества клетки.

3

4
5
6

1час

Неорганическиевещества,ихзначение.

1час

Биополимеры.Углеводы,липиды,белкииих
значение
Нуклеиновыекислотыиихзначение.

1час

АТФ и ее значение
Нанотехнологиивбиологии

1час

1час

7
Зачетпотеме«Молекулярныеосновыжизни»
Цитология,
методы Роль
клеточной
теории
в
становлении 1час
цитологии.
современной
естественно-научной картины
мира.Клетки прокариот и эукариотПрактическая
работа
«Техника
микрокопирования»
Строениеклетки.
Основныечастииорганоидыклетки,ихфункции.
1час

8

9
10

Вирусы

11
12

Зачетпотеме«Основыцитологии»
1час
Жизнедеятельность
Пластическийобмен.Фотосинтез,хемосинтез.
1час
клетки.
Жизнедеятельность
Биосинтез белка
клетки
Жизнедеятельность
Хранение, передача и реализация наследственной 1час
клетки
информации в клетке. Генетический код. Ген,
геном.Геномика.Влияниенаркогенныхвеществ
на процессыв клетке.
Клеточноедыхание
Энергетическийобмен.
1час
Деление клетки
Клеточный
цикл:
интерфаза
и деление. 1час
Соматические и половые клетки. Митоз и.

13
14

15
16
17

Деление клетки

18

Жизнедеятельность
организма.

19

Индивидуальное
развитиеорганизма

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры 1час
профилактики вирусных заболеваний.

Мейоз,егозначение
1час
Организм.Организм—единое целое.Регуляция
функций организма, гомеостаз. Размножение
организмов (бесполое и половое). Способы
размножения у растений и животных.
Индивидуальное
развитие
организма 1час
(онтогенез). Причины нарушений развития.

20
21
22
23
24
25,
26
27
28

Репродуктивноездоровьечеловека;последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществнаэмбриональноеразвитиечеловека.
Жизненныециклыразныхгрупп организмов.
Зачетпотеме«Жизнедеятельностьорганизма»
1час
Генетика,
методы
генетики.
Генетическая 1час
Основы генетики
терминология исимволика.
Основные
ЗаконынаследственностиГ.Менделя.
1час
генетические законы
Г. Менделя
Хромосомнаятеориянаследственности.
1час
Сцепленное
наследование.
Т.
Морган.
Генетикапола
Определение пола. Сцепленное с полом 1час
наследование
2час
Решениегенетическихзадач.
Практическая
Изучение результатов моногибридного и
работа
Решение задач по дигибридного скрещивания у дрозофилы.
генетике
Составлениеианализродословныхчеловека.
Генетикачеловека
Наследственные заболевания человека и их 1час
предупреждение.Этическиеаспектывобласти
медицинской генетики.
Генотиписреда.
Ненаследственнаяизменчивость
1час
Практическая
работа
«Изучение
изменчивости,построениевариационного ряда
и вариационной кривой.
Описаниефенотипа.

29

Генотиписреда.

30
31.

Основыселекции

32

Основы селекции

3334

Наследственная изменчивость.
влияние на здоровье человека.

их

1час

Методы

1час
1час

Мутагены,

Зачет«Основыгенетики»
Доместикация
и
селекция.
селекции.

Биотехнология,еенаправленияиперспективы
развития.Биобезопасность.
РЕЗЕРВНОЕВРЕМЯ

1час
2
часа

11 КЛАСС

№
п/п
1
2
3

Тема
Теорияэволюции

Элемнты содержания
Развитиеэволюционныхидей

Дарвинизм
ЭволюционнаятеорияЧ. Дарвина
Механизмыэволюции. Виды борьбы за существование, представления
Борьба
за Дарвина об отборе.
существование
и
естественный отбор.

1час
1час
1час

4

Адаптация
как Видыадаптаций,механизмадаптации
результат эволюции

1час

5

Макроэволюция
6.Зачет«ОсновыэволюционногоученияДарвина
Предпосылки
СТЭ. Синтетическаятеорияэволюции
Логическаяструктура
СТЭ
Вид,егокритерии.
Вид,
его
критерии.Принципы

1час

7.
8

классификации, систематика.
П/Р
Сравнение
видов
морфологическому критерию.
9.
10.
11.
12
13
14

1час

по

Популяция
элементарнаяединица
эволюции
Генетика популяций. П/РРешениезадачна генетикупопуляций
Закон
Харди
Вайнберга
Элементарные
эволюционные
факторы
Движущие
силы Движущиесилыэволюции,ихвлияние на
эволюции по СТЭ
генофонд популяции.

1час

Видообразование.
Изолирующие
механизмы
Доказательства
эволюции

Многообразиеорганизмовкакрезультат
эволюции.

1час

Свидетельстваэволюцииживойприроды

1час

15

Микроэволюция и
макроэволюция

16.
17

Зачет«Синтетическаятеорияэволюции»
Гипотезы
происхожденияжизни
на Земле
Биохимическаятеория
Опарина -Холдейна

18.

1час

1час
1час
1час

1час

1час
1час

19

Основные
этапы
эволюции
органического
миранаЗемле.

1час

20

Развитие жизни
Земле от Архея
Кайнозоя.
Антропогенез

1час

21
22

Стадиальная
Рогинского

на
до

Современныепредставленияопроисхождении
человека.Движущиесилыантропогенеза
теория Эволюциячеловека

1час
1час

23

Расы человека, их
происхождение и
единство.

24

Основы
экологии.
1час
Методы.
Задачи.
Закономерности.
Организмы
и Приспособления организмов к действию 1час
окружающая среда
экологических факторов.
Экологические
П/РВыявление
приспособлений
факторы.
организмов к влиянию различных

25

1час

экологических факторов.

26

27
28

29
30

31

32
33

Биогеоценоз.
Экосистема.Разнообра
зие экосистем.
Взаимоотношения
популяций
разных
видоввэкосистеме
Круговорот веществ и
поток
энергии
в
экосистеме.
Устойчивость
и
динамикаэкосистем..
Сохранение
биоразнообразия как
основа устойчивости
экосистемы
Структура биосферы.
Закономерности
существования
биосферы.
Круговоротывеществ в
биосфере.
Антропогенное
влияние человека на
Биосферу

П/Р

1час

Изучениеиописаниеэкосистемсвоей
местности.
1час
П/Р
Составлениепищевыхцепей.

1час

1час
1час

1час

1час
Последствия влияния деятельности человека на 1час
экосистемы.
Глобальные
антропогенные
изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
П/Р Оценка антропогенных изменений

в природе.
34

Перспективы
развития
биологическихнаук

1час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».