РП ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ-1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ЦИФРОВОЙ МИР»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне среднего общего образования обучающийся:
1) осознает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, сформировано уважение
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) имеет гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готов к служению Отечеству, его защите;
4) имеет мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) владеет основами саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готов и способен к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) имеет толерантное сознание и умеет вести себя в поликультурном мире, готов и
способен вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) владеет навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) имеет нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готов и способен к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое относится к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принимает и реализует ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережно, ответственно и компетентно относится к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанно выбирает будущую профессию и возможности реализации собственных
жизненных планов; относится к профессиональной деятельности как возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) имеет экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; владеет опытом экологонаправленной деятельности;
15) ответственно относится к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
в сфере
отношенийобу
чающихся к
себе, к своему
здоровью, к
познанию
себя:

в сфере
отношений
обучающихся
к России как к
Родине
(Отечеству):


ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию
личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.

российская
идентичность,
способность к
осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);

формирование
уважения
к
русскому
языку
как
государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности
и главным фактором
национального самоопределения;

в сфере
отношений
обучающихся
к закону,
государству и
к
гражданскому
обществу:

в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими
людьми:


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и
обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной
солидарности, готовность к договорному регулированию отношений
в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;

готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.

нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;

принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного

отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему
миру, живой
природе,
художественно
й культуре:


мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;

готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.

в сфере
отношений
обучающихся
к семье и
родителям, в
том числе
подготовка к
семейной
жизни:
в сфере
отношения
обучающихся
к труду, в


ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите
своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;

сфере
социальноэкономически
х отношений:


готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей

в сфере
физического,
психологическ
ого,
социального и
академическог
о
благополучия
обучающихся:


физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне среднего общего образования обучающийся:
1) умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способен и готов к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готов и способен к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владеет навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умеет
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умеет использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умеет определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умеет самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владеет языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Выпускник научится:
Регулятивные

самостоятельно определять цели, задавать параметры и
УУД
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;

сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.
Познавательн
ые УУД

Коммуникати
вные УУД

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности
Выпускник научится:


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне среднего общего образования обучающийся:
В результате изучения курса по выбору на уровне среднего общего образования будет
наблюдаться:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного
предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению)
проблем,
осознанному
использованию
информационных
и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Выпускник научится:

Выпускник получит
возможность научиться
– Оперировать базовыми понятиями и знаниями,
– отличать
отражающих устройство сферы финансов в глобальном возможные
виды
цифровом мире и способов действия человека в нем, в финансовых махинаций и
частности:
человеческий
капитал,
инвестирование, знать способы защиты от
роботизация, искусственный интеллект, компетенции них;

будущего, Hardskills, Softskills. Деньги, природа цифровых
денег, инфляция и дефляция, волатильность, банковские
карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки.
Телефонное
и
интернет-мошенничество.
Потребности, желания, финансовая цель, активы и пассивы,
осознанные расходы, источники дохода физического лица,
правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит,
простые и сложные проценты, накопительный счёт, система
страхования вкладов, инвестирование, финансовые активы,
облигации, акции, государственные и корпоративные
облигации,
Производный
финансовый
инструмент,
опционы, фьючерсы, квалифицированный инвестор, брокер,
индивидуальный
инвестиционный
счёт,
стратегия
инвестирования,
принципы
финансовых
пирамид.
Коммерческий банк, микрофинансовые
организации,
кредит, кредитные карты, автокредитование, ипотека,
кредитная история, кредитный договор, банкротство
физических лиц. Идентификация, персональные данные,
традиционная и биометрическая защита, единая система
идентификации и аутентификации, налоговая система, налог
на имущество, налог на доходы физических лиц,
транспортный налог, социальные услуги и льготы,
пенсионная система, страховая и накопительная части
пенсии. Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая
стратегия, финансовый план.
– освоение предметных умений, включающих умения
вести финансовые расчёты, в том числе с использованием
цифровых ресурсов и использовать различную финансовую
информацию для принятия решений
– оценивать и прогнозировать востребованность
профессиональных компетенций;
– планировать инвестиции в себя и развитие Hardskills
и Softskills.
– различить разные типы денег, понимать сущность
происходящих процессов изменения стоимости денег,
определять безопасность операций;
– формулировать личные финансовые цели, понимать
основные риски; планировать личные доходы и расходы;
– составлять план достижения финансовых целей и
создания финансовой «подушки безопасности»;
– оценивать предназначение финансовых услуг:
кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ
и т. д.;
– видеть типичные ошибки при использовании базовых

– пользоваться
порталами,
предоставляющими
государственные услуги;
– защищать
персональную информацию
различными способами;
– понимать
процесс
реализации
стартапа,
оценивать
необходимые
ресурсы и представлять
возможные
риски;
формулировать
идею
стартапа,
понимать
возможности
финансирования
(в
зависимости
от
конкретных условий);
– принимать
осознанные решения при
совершении операций с
денежными
средствами,
использовать на практике
дистанционные средства
управления финансами;
– оценивать
разные
виды личного капитала, в
том числе финансовые
активы и человеческий
капитал;
– расставлять
свои
финансовые
цели
в
соответствии
с
возможностями
и
приоритетами;
– оценивать варианты
инвестирования
и
выбирать приемлемый в
конкретных
жизненных
обстоятельствах;
– диагностировать
действия организации как
финансовой пирамиды

финансовых услуг;
–пониматьразличия
между
финансовыми
инструментами, оценивать их возможности применения;
различать банки и микрофинансовые организации (МФО),
выбирать наиболее выгодный вариант использования услуг
по заимствованию денег;
оценивать условия предоставления финансовых услуг,
видеть возможные последствия;
понимать специализацию и роль финансовых
посредников в
области
банковских, страховыхи
услуг,
инвестиционных
делать обоснованный выбор
наиболее подходящих услуг;
– понимать принципы работы налоговой и пенсионной
систем, пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС
и ПФР;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Личность в мире будущего
Знание и понимание
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал.
Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего.
Hardskills и Softskills.
Способы деятельности:

оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций

оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал

планировать инвестиции в себя и развитие Hardskills и Softskills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире
Знание и понимание
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция.
Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и
кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Способы деятельности:

различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов
изменения стоимости денег, определять безопасность операций

отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них

принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами
Раздел 3. Моделирование личных финансов
Знание и понимание
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности.
Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные
расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая
«подушка безопасности».
Способы деятельности:


формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать
личные доходы и расходы;

расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями
и приоритетами

составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки
безопасности»
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Знание и понимание
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и
сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования
вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и
корпоративные облигации. Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы.
Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт.
Стратегия
инвестирования.
Доходность.
Рыночные
риски.
Диверсификация
инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.
Способы деятельности:

видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг

понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения

оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия их использования

понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,
страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор наиболее подходящих
услуг

оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных
жизненных обстоятельствах

диагностировать действия организации как финансовой пирамиды
Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Знание и понимание
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий
банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история.
Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.
Способы деятельности:

оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных
карт, страховых программ и т. д.;

видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;

различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее
выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег;

оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия;
Раздел 6. Сотрудничество с государством
Знание и понимание
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные
данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и
аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на

имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный
налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный
возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная
формула.
Способы деятельности:

понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться сайтами
и личными кабинетами ФНС и ПФР

пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги

защищать персональную информацию различными способами
Раздел 7. Создайте свой стартап
Знание и понимание
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие
решений в ситуации неопределённости.
Способы деятельности:

понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски;

формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в
зависимости от конкретных условий)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Введение

Кол
ичес
тво
часо
в
1

1

Вводный урок
Личность в мире будущего

1
7

2-3

Скорость жизни в современном мире
и человеческий капитал или
планируйте жизнь на перспективу
Профессии будущего

2

Деньги в цифровом мире

12

9-11

Эволюция денег и их стоимость

3

12-15

Дистанционные способы управления
деньгами

4

4-8

5

Элементы содержания

Возможные
сценарии
жизни.
Человеческий
капитал.
Инвестирование
в
себя.
Роботизация.
Искусственный
интеллект.
Компетенции
будущего. Hard skills и Soft skills.

Деньги. Природа цифровых денег.
Стоимость денег во времени.
Инфляция
и
дефляция.

16-20

Риски и мошенники в цифровом мире

5

Моделирование личных финансов

8

21-23

Определите финансовые цели

3

24-28

Управление доходами и расходами

5

Инструменты сбережения и
инвестирования
29-31 Формирование сбережений
(сберегайте надёжно)
32-37 Грамотное инвестирование
(инвестируйте с умом)
38 -40 Риски финансовых пирамид
(остерегайтесь финансовых
пирамид)

Волатильность. Банковские карты.
Мобильный
интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки.
Телефонное
мошенничество.
Скимминг. Фишинг. Снифферинг.

Потребности и желания. Пирамида
Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы.
Финансовая цель. Активы и
пассивы. Страхование рисков.
Осознанные расходы. Источники
дохода.
Правила
составления
финансового плана. Финансовая
«подушка безопасности».

12
3
6
3

12

41-43

Инструменты кредитования и
заимствования
Разумное кредитование

44-47

Условия кредита и займа

4

3

Маховик сбережений. Активный и
пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные
проценты. Накопительный счёт.
Гарантии государства. Система
страхования
вкладов.
Инвестирование.
Финансовые
активы.
Облигации.
Акции.
Государственные
и
корпоративные
облигации.
Производный
финансовый
инструмент. Опционы. Фьючерсы.
Квалифицированный
инвестор.
Брокер.
Индивидуальный
инвестиционный счёт. Стратегия
инвестирования.
Доходность.
Рыночные риски. Диверсификация
инвестиционного
портфеля.
Принципы финансовых пирамид в
цифровом мире.

Кредит. Кредитные карты. Карты
рассрочки.
Автокредитование.
Ипотека. Коммерческий банк.

48-52

Проектная работа

5

Сотрудничество с государством

8

53 -55 Грамотное
взаимодействие
с 3
государством
56- 60 Пенсионное
обеспечение
(сам 5
позаботься о пенсии)

61-62

Создание стартапа
Создание идей для стартапа

6
2

63-64

Планирование реализации стартапа

2

65-66

Принятие
решений

предпринимательских 2

Повторение, обобщение курса

2

67

Проверяем свой уровень финансовой
грамотности

1

68

Рефлексия: чему я научился на
занятиях по финансовой грамотности
Итого за 2 года обучения

1
68
часо
в

Микрофинансовые организации.
Идеальный заёмщик. Кредитная
история. Кредитный договор.
Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.

Коммуникация в цифровом мире.
Идентификация.
Паспорт
гражданина.
Персональные
данные.
Традиционная
и
биометрическая защита. Единая
система
идентификации
и
аутентификации.
Связь
гражданина
с
государством.
Налоговая система. Налог на
имущество.
Кадастровая
стоимость. Налог на доходы
физических лиц. Транспортный
налог. Социальная поддержка.
Социальные услуги и льготы.
Активный и пенсионный возраст.
Пенсионная система. Страховая и
накопительная части пенсии.
Новая пенсионная формула.
Стартап. Идеи для стартапа.
Команда для стартапа. Бизнесплан. Бизнес-идея. Маркетинговая
стратегия.
Финансовый
план.
Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации
неопределённости.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».