ДОП Школа безопасности

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе туристско-краеведческой
направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» (далее программа) ориентирована на использование в общеобразовательной
организации средней общеобразовательной школе.
Данная программа составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной куль
Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016
г. № 642;
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;

Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20
марта 2023 г.);
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21
апреля 2023 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении
профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19
декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к
организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с
участием
детей,
являющихся
членами
организованной
группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других

маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных
групп
детей,
проводимых
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их
оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов
государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких
мероприятий».
Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр
от 28 июля 2023 года;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00
часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в
возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более
3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4
академических часов в день. После 30-40 минут теоретических занятий
рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут.
Программа ориентирована на создание у школьников правильного
представления о личной безопасности, на расширение знаний и
приобретение практических навыков поведения при попадании в
экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание программы входят
аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ,
которые
систематизирует знания в области безопасности
жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и
способствует у них цельного представления в области безопасности
жизнедеятельности личности.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, и предназначена в
для учащихся 9-10 классов.

Цели программы :
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную
жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и
преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей,
активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную
безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к
индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к
сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности
жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности,
обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений
работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного
поведения в экстремальных ситуациях.
Содержание

программы

Раздел 1: Автономное существование (14 часа)
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания
в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях
автономного существования. Оценка ситуации, принятие решения,
разработка плана действия. Определение времени дня. Подача сигналов
бедствия. Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание
в условиях автономного существования в различных регионах.
Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью
лекарственных трав. Хранение пищи. Водообеспечение по природным зонам.
Стрессоры выживания.

Раздел 2: Пожарная безопасность (3 часов)
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при
возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения.

Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей
(пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия
при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего
региона, действия в этих ситуациях (4 часа)
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего
региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации
природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных
ситуациях (4час)
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека.
Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на
поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения
психологической устойчивости человека к деятельности в условиях
экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы
саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место
идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в
жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание.
Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные
тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Раздел 5: Топография (8 час)
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и
в военном деле. Топографические условные знаки. Рельеф местности и его
изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на
местности по азимуту. Ориентирование на местности. Составление
картосхем маршрута.
Раздел 6: Оказание первой медицинской помощи(9 час)
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие
о ране, классификация ран. Использование табельных и подручных средств
для остановки кровотечения. Признаки клинической и биологической
смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого
массажа сердца.
Раздел 7: Аварии с выбросом АХОВ (6 часов)
Основные виды ядовитых веществ. Способы защиты от АХОВ.
Оказание первой помощи при поражении АХОВ.

Практические работы
Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Оборудование
жилища. Добывание огня и приготовление пищи. Правила поведения при
попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. Способы
преодоления, стресса. Методика обучения приемам саморегуляции.
Групповые и самостоятельные тренировки. Определение расстояний на
местности и на карте. Определение азимута на местности и на карте.
Движение на местности по азимуту. Ориентирование на местности.
Составление картосхем маршрута. Использование табельных и подручных
средств для остановки кровотечения. Техника проведения искусственной
вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
По окончанию изучения программы учащиеся должны знать:
1) правила выживания в условиях автономии;
2) правила выживания при
ЧС; уметь:
3) действовать при возникновении ЧС;
4) действовать в условиях автономии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
5) для избегания попадания в стрессовые ситуации;
6) правильных действий при попадании в ЧС.

Форма и порядок проведения аттестации
Аттестация
обучающихся
рассматривается
педагогическим
коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так
как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их
совместной творческой деятельности.
Задачи аттестации:
 определение уровня теоретической подготовки обучающихся в
конкретной образовательнойо бласти;
 выявление степени сформированности практических умений и
навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
 полноты
реализации
образовательной
программы
детского
объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебновоспитательной работы;
 выявление
причин,
способствующих
или
препятствующих
полноценной реализации образовательной программы;

 внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности детского объединения.
Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная
аттестации.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний,
обучающихся перед началом образовательного процесса.
Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися
содержания образовательной программы в период обучения после входного
контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная
аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания
образовательной программы по результатам учебного года.
Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение,
тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы,
практические работы, контрольный опрос, контрольные задания,
интеллектуальные состязания, конкурсы, турниры.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие
уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора;
свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода
использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество
выполнения
практических
работ;
технологичность
практической
деятельности.
Критерии оценки уровня развития личностных качеств и
воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к
выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при
работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
сформированность
толерантной
культуры,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; сформированность установок на безопасный
здоровый образ жизни.
Текущий контроль успеваемости обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью
установления фактического уровня теоретических знаний, практических
навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по
окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по
каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание
материала текущего контроля определяется педагогом на основании
содержания образовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов
обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год.
Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний,
практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств
обучающихся.
Промежуточная
аттестация
проводится
педагогом
дополнительного образования в период с15 по 30 апреля.
Учебный план
Учебный план объединения дополнительного образования разработан
на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального
потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными
документами системы дополнительного образования детей.
Учебный план включает общую сетку часов с указанием
наименования объединения, направленности, количества часов, возраст
обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения
Наименование
объединения
дополнительного
образования

направленность
Педагог

Физкультурнооздоровительная

количество часов в неделю
1

Школа безопасности Терехов С.В.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0,5

0,5

Тематическое планирование
№
1
1.1
1.2
1.31.4
1.5.1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.1.14
2
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Название темы, раздела

Примерная
программа

программа
кружка

Понятие об автономности существования
Понятие об автономном существовании
План действия
Сигналы бедствия

14
1
1
2

14
1
1
2

Жилище

2

2

Добывание огня
Добывание пищи и воды
Лечение заболеваний.
Лекарственные растения
Хранение пищи
Водообеспечение по природным зонам

1
1
1
1
1
3

1
1
1
1
1
3

Пожарная безопасность
Топография
Топография. Понятие о топографии. Значение
Топографические условные знаки
Рельеф местности и его изображение на картах
Приборы для ориентирования на местности

5
8
1
1
1
1

5
8
1
1
1
1

11

4.5
4.6
4.7
4.8
5
8

Топографические карты
Определение расстояний на местности и на
карте
Азимут. Определение азимута на местности и
на карте. Движение на местности по азимуту
Ориентирование на местности
Оказание первой медицинской помощи
Аварии с выбросом АХОВ
Всего

1
1

1
1

1

1

1
5
2
34

1
5
2
34

Условия реализации программы
1. Методическая оснащенность: методическая и художественная
литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего
направления; Плакаты/презентации
2. Места для проведения творческих дел: компьютерный зал,
актовый зал, территория школы.

Календарный учебный график

Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далеекалендарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на
основании:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22
марта 2021 г. № 115;
 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный
учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год».
Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного
взаимодействия в общеобразовательных организациях.
Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также
праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства
Российской Федерации о переносе праздничных дней.
Календарный учебный график дополнительного образования составлен в формате пятидневной учебной недели.
В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных.
Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели составлен, исходя из следующих особенностей.

1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 27 мая 2024 года.

2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное
время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные
четверти.
3) На каникулярное время предусмотрено 29 календарных дней.

4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее однойнедели (9 дней) для учащихся 1-х классов.
№

2.

Каникулярн
ое время

Учебное время

1.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Продолжительность
учебного времени (включая
праздничные дни)

01.09.2023 27.10.2023

07.11.2023 29.12.2023

09.01.2024 22.03.2024

01.04.2024 27.05.2024

Всего недель (за вычетом
праздничных дней)

8 недель и 2 дня

8 недель

10 недель и 2 дня

7 недель и 1
день

34 недели

Всего учебных дней (за
вычетом праздничных дней)

41

39

52

37

170

Дней по месяцам (за
вычетом праздничных дней)

Сентябрь

21

Октябрь

20

Январь

17

Ноябрь

18

Февраль

20

Апрель

22

Декабрь

21

Март

15

Май

15

Время каникул

28.10.2023 06.11.2023

30.12.2023 08.01.2024

23.03.2024 30.03.2024

Всего каникулярных дней

10

10

9

Учебный год

26.05.2024 31.08.2024
29

3.

Праздничные дни

4 ноября – День
народного
единства

1-8 января –
Новогодние
каникулы

23 февраля – День
Защитника
Отечества, 8 марта
– Международный
женский день

1 мая –
Праздник
Весны и Труда,
9 мая – День
Победы, 10 мая
перенос с 6
января

4.

Сроки проведения промежуточных
аттестаций

23.10.2023 26.10.2023

26.12.2023 28.12.2023

18.03.2024 24.03.2024

20.05.2024 24.05.2024

14 нерабочих
праздничных
дней (9 дней
приходится на
каникулярное
время и 5 - на
учебные дни)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».