Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество» Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество» (далее- Программа) составлена на основе: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной куль Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р; Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.); Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий». Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30-40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Программа ориентирована на организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с технологическими требованиями к практическому изготовлению изделий, самостоятельному творчеству и к овладению навыками различных техник декорирования. Также большое внимание уделяется эстетическим, экономическим и эргономическим требованиям. Ученики знакомятся с национальными традициями, видами народного декоративно-прикладного творчества и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство учеников с декоративно-прикладным искусством, учитывает нарастание творческих возможностей. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого ученика стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства; развитие мелкой моторики, обучение основам рукоделия, овладение воспитанниками основами изготовления декоративных поделок, развитие мотивации личности к познанию и творчеству. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить школьников с различными способами художественной обработки материалов. 1. Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, 2. 3. 4. 5. художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности. Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль). Развивать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности. Формировать способности к профессиональному самоопределению. Воспитывать чувство ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца. Формы работы с учениками прикладным искусством: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. по ознакомлению с декоративно- беседы; работа с электронными пособиями; работа с Интернет-источниками; проведение мастер-классов; практические задания; рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству; экспериментирование с различными художественными материалами; конкурсы декоративно-прикладного искусства. Срок реализации программы: 1 год. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории различных видов рукоделия. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по декорированию. Формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные. Форма подведения итогов – диагностическое обследование участников клубного формирования по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа ориентирована на учащихся основного общего образования (5 классы) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ Итогом деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ. Ученики осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей участников клубного формирования, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации. обучающиеся должны знать: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. требования безопасной работы при ручных утюжильных работах: организации труда и рабочего места; роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства; основные свойства и назначении используемых материалов: подбор материалов по цвету, фактуре, орнамента, композиции; наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений; приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий; общие сведения о ведущих профессиях; исторические сведения по развитию народных промыслов; основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий. должны уметь: 1. 2. 3. 4. 5. 6. соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы; обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы; экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию; уметь контролировать правильность выполнения работы; самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы; изготавливать изделия по образцу и самостоятельно; 7. ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию, композицию цветовое решение изделия. Обучающиеся получат возможность для формирования: 1. 2. 3. 4. устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Содержание программы: 1 Раздел: «Мир художника» - (16ч) 2 Раздел: «Изображение природных форм» -(14ч) 3 Раздел: «Композиция» - (20ч) 4 Раздел: «Художественный образ» - (18ч) Форма и порядок проведения аттестации Аттестация обучающихся рассматривается педагогическим коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Задачи аттестации: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательнойо бласти; выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; полноты реализации образовательной программы детского объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная аттестации. Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы по результатам учебного года. Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы, практические работы, контрольный опрос, контрольные задания, конкурсы, турниры. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. Текущий контроль успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание материала текущего контроля определяется педагогом на основании содержания образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год. Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств обучающихся. Промежуточная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в период с15 по 30 апреля. Учебный план Учебный план объединения дополнительного образования разработан на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план включает общую сетку часов с указанием наименования объединения, направленности, количества часов, возраст обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения. направленность Наименование объединения дополнительного образования Педагог Декоративноприкладное творчество Шмакова Е.Н. Декоративноприкладное творчество количество часов в неделю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 Тематическое планирование 5-6 класс № п/п Тема урока Количество часов «Мир художника» - (16ч) 1 Вводное занятие «Мир художника» 2 10 11 2 Цвет. Основные и составные цвета. 2 3 Композиция «Осень» Рисование по воображению. 2 4 Графическое изображение бабочек и насекомых. 2 5 Эффект оверлепинга. Изображение цветов с элементами стилизации. 2 6 Цветная графика 2 7 Холодный и горячий батик. Основные приемы и методы росписи. 2 8 Композиция «Цветы и бабочки» Роспись и оформление. 2 I четверть – 16 часов «Изображение природных форм» -(14ч) 9 Монотипия. Интерпритация форм, близких природным. 2 10 Изображение природных форм в графике 2 11 Крылья бабочки. Создание композиции. 2 12 Художественная роспись формы растительного орнамента. 2 13 Виды орнаментов и их значение в жизни человека. 2 14 Декоративное изображение фруктов, овощей, ягод и грибов. 2 15 Уравновешенная и неуравновешенная композиция. 2 II четверть – 14 часов. «Композиция» - (20ч) 16 Статическая и динамическая композиция. Композиция «Листья» 2 17 Композиционный центр 2 18 Доминанта в композиции 2 19 Графическая композиция «Снежинки» 2 20 Стилизация формы. Цвет. 2 21 Образ весны в портрете. 2 22 Статическая и динамическая композиция по воображению. 2 23 Художественный образ в композиции. 2 24 Художественный образ по выбору (светофор, птица, древо итд) 2 25 Особенности комбинирования художественных материалов. 2 III четверть – 20 часов. «Художественный образ» - (13ч) 1 Цветная графика. Учимся у природы. 1 2 Компьютерная графика. 1 3 Орнаменты. Стилизация формы. 1 4 Фирменный стиль. Компьютерный дизайн. 2 5 Стилизация растительных форм. 2 6 Городской пейзаж. 1 7 Выразительные возможности изобразительного искусства. 3 8 Выразительные возможности декоративно-прикладного творчества. 2 9 Панно. Весна. 2 10 Твои творческие достижения. Пленер. 2 IV четверть – 18ч. Итого : 68 учебных часа. Условия реализации программы 1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; плакаты/презентации 2. Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, актовый зал, территория школы. Календарный учебный график Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далее календарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год». Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного взаимодействия в общеобразовательных организациях. Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации о переносе праздничных дней. Календарный учебный график дополнительного образования составлен в формате пятидневной учебной недели. В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных. Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели составлен, исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 27 мая 2024 года. 2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 29 календарных дней. 4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее одной недели (9 дней) для учащихся 1-х классов. № Учебное время 1. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Продолжительность учебного времени (включая праздничные дни) 01.09.2023 27.10.2023 07.11.2023 29.12.2023 09.01.2024 22.03.2024 01.04.2024 27.05.2024 Всего недель (за вычетом праздничных дней) 8 недель и 2 дня 8 недель 10 недель и 2 дня 7 недель и 1 день 34 недели Всего учебных дней (за вычетом праздничных дней) 41 39 52 37 170 Дней по месяцам (за вычетом праздничных Сентябрь 21 Октябрь 20 Ноябрь 18 Январь 17 Февраль 20 Апрель 22 Учебный год Декабрь 2. Каникулярно е время дней) 21 Март 15 Время каникул 28.10.2023 06.11.2023 30.12.2023 08.01.2024 23.03.2024 30.03.2024 Всего каникулярных дней 10 10 9 Май 15 26.05.2024 31.08.2024 29 3. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства 1-8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, 10 мая перенос с 6 января 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций 23.10.2023 26.10.2023 26.12.2023 28.12.2023 18.03.2024 24.03.2024 20.05.2024 24.05.2024 14 нерабочих праздничных дней (9 дней приходится на каникулярное время и 5 - на учебные дни)