2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Смысловое чтение» разработана на основе рабочей авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной, учебников по литературному чтению для 1 и 2 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина), тренажеру Л. Г. Ульяхиной «Смысловое чтение». Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе рабочей авторской программы по литературному чтению / М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.: Издательство «Просвещение», Смысловое чтение – 80 с. –– ISBN 978-5-09-074754-7). тренажеру Л. Г. Ульяхиной «Смысловое чтение». – М.: Издательство «Просвещение», Смысловое чтение – 64с. По учебному плану: 1 класс – 33 часа, 2 класс - 34 часа По программе: 1 класс – 33 часа, 2 класс - 34 часа. Основным средством для организации занятий является учебно-методическое пособие Л. Г. Ульяхиной «Смысловое чтение» 1 2 класс, издательство «Просвещение». Данный курс внеурочной деятельности соответствует основным положениям ФГОС НОО, рассматривается как начальный базовый этап в литературном образовании ученика. Обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, творческих способностей, умения воспринимать полноценно литературное произведение. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Таким образом, можно определить отличительные особенности данного кура являются следующие: 3 - формирование ценностных ориентаций; Направленность занятий по развитию смыслового чтения ориентировано на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту детей и интересно им. - формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения); Обучающиеся включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических проблем. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение; - формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры; Ученик работает не только с художественными текстами, но и с учебными, научнопознавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. - формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета литературного чтения. Любое творчество предполагает самостоятельное создание нового продукта, на основе прочитанного или прослушанного текста. Обучающиеся во время занятий узнают художественные особенности произведения, знакомятся со способами выражения эмоций, определяют отдельные структурные элементы текста. Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого занятия. Содержание учебного предмета В программу включены 34 (33) занятия по работе со словом, с предложением, с текстом произведений различных жанров и видов, соответствующих разделам учебника по литературному чтению 1- 2 классов. 1 класс: 1. Вводное занятие. 2. Жили – были буквы. 3. Сказки, загадки,ю небылицы. 4. Кто оставил следы на снегу. 5. Самый главный на дороге. 6. Выйди, радуга-дуга, на зеленые луга. 7. Итоговые занятия. 2 класс: 1. Самое великое чудо на свете. 2. Устное народное творчество. 3. Люблю природу русскую. Осень. 4. О братьях наших меньших. 4 5. Люблю природу русскую. Зима. 6. Я и мои друзья. 7. Писатели – детям. В каждом разделе представлены занятия, расширяющие содержание курса литературного чтения русского языка и ориентированные на достижения тех же самых планируемых результатов. Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Работа с текстом художественного или научно – познавательного произведения Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение 5 опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение курса «Смысловое чтение» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование читательской компетентности, а именно осознание 6 себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, развитие посредством овладения читательской компетентностью смыслового чтения. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1. освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание интереса к чтению и к книге; 2. овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; 3. воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе; 4. формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: 5. художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру; 6. системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовнонравственных и познавательномировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания; 7. коммуникативности, реализующий диалоговую форму занятия и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями; 8. дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения; 9. культурно-исторический. СОДЕРЖАНИЕ В программу включены 34 (33) занятия по работе со словом, с предложением, с текстом произведений различных жанров и видов, соответствующих разделам учебника по литературному чтению 1- 2 классов 1 класс: 1. Вводное занятие. 2. Жили – были буквы. 3. Сказки, загадки,ю небылицы. 4. Кто оставил следы на снегу. 5. Самый главный на дороге. 6. Выйди, радуга-дуга, на зеленые луга. 7. Итоговые занятия. 2 класс: 1. Самое великое чудо на свете. 2. Устное народное творчество. 3. Люблю природу русскую. Осень. 4. О братьях наших меньших. 7 5. Люблю природу русскую. Зима. 6. Я и мои друзья. 7. Писатели – детям. В каждом разделе представлены занятия, расширяющие содержание курса литературного чтения русского языка и ориентированные на достижения тех же самых планируемых результатов. Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Работа с текстом художественного или научно – познавательного произведения Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение 8 опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная 9 регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; - использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); - ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); - использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: - для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; - для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов: - для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; - для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); - различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); -участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; 10 - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: - создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; - составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: - вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; - писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; - создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. Тематическое планирование 1 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы Количе ст во часов Форма проведения занятия Раздел 1. Вводное занятие 1.1. Чтение – лучшее учение 1 Итого по разделу 1 Беседа Раздел 2. Жили-были буквы 2.1 Учимся работать со словом 1 2.2 Учимся работать с предложением 2 Беседа. Практикум Практикум Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы 11 2.3 Учимся работать с текстом Итого по разделу 3 Практикум 6 Раздел 3 Сказки, загадки, небылицы 3.1 Учимся работать со словом 1 3.2 Учимся работать с предложением 2 3.3 Учимся работать с текстом 3 Итого по разделу Беседа. Практикум Практикум Практикум. Проектная деятельность 6 Раздел 4. Кто оставил следы на снегу? 4.1 Учимся работать со словом 1 4.2 Учимся работать с предложением 2 4.3 Учимся работать с текстом 2 Итого по разделу Беседа. Практикум Практикум Практикум. Проектная деятельность 5 Раздел 5. Самый главный на дороге 5.1 Учимся работать со словом 1 5.2 Учимся работать с предложением 1 5.3 Учимся работать с текстом 3 Итого по разделу Беседа. Практикум Практикум Практикум. Проектная деятельность 5 Раздел 6 Выйди, радуга – дуга, на зеленые луга 6.1 Учимся работать со словом 2 6.2 Учимся работать с предложением 2 6.3 Учимся работать с текстом 3 Итого по разделу 7 Раздел 7. Итоговые занятия Беседа. Практику м Практикум Практикум. Проектная деятельность 12 1 Проектная деятельность 1 Проектная деятельность 7.3 Повторение. Игра-рассуждение 1 Игра Итого по разделу 3 7.1 Повторение: «Чтение – лучшее учение» 7.2 Повторение: «Чтение – лучшее учение» Тематическое планирование 2 класс Раздел В том числе Общее количество часов теоретических практических 1. Самое великое чудо на свете 5 1. Устное народное творчество 4 1. Люблю природу русскую. Осень 5 1. О братьях наших меньших 5 1. Люблю природу русскую. Зима 5 1. Я и мои друзья 4 1. Писатели – 6 13 детям Итого: 34 Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п Наименование темы занятия Количество часов Форма проведения занятия 1. Организационное занятие. «Чтение – лучшее учение» Знакомство с планом работы 1 Беседа 2. Учимся работать со словом. Книга 1 Практикум 3. Учимся работать с предложением. Книга 1 Практикум 4. Учимся работать с предложением. Книга 1 Практикум 5. Учимся работать с текстом. Книга 1 Практикум 6. Учимся работать с текстом. Книга 1 Практикум 7. Учимся работать с текстом. Книга 1 Проектная деятельность 8. Учимся работать со словом. Сказка 1 Практикум 9. Учимся работать с предложением. Сказка 1 Практикум 10. Учимся работать с предложением. Сказка 1 Практикум 11. Учимся работать с текстом. Сказка 1 Практикум 12. Учимся работать с текстом. Сказка 1 Практикум 13. Учимся работать с текстом. Сказка 1 Проектная деятельность 14. Учимся работать со словом. Следы на снегу 1 Практикум 15. Учимся работать с предложением. Перелетные и 1 Практикум 14 оседлые птицы 16. Учимся работать с предложением. Кормушки для птиц. 1 Практикум 17. Учимся работать с текстом. Большая синица 1 Практикум 18. Учимся работать с текстом. Домовый воробей, или городской воробей. Снегирь обыкновенный 19. Учимся работать со словом. Дорожные знаки 1 Практикум 1 Проектная деятельность 20. Учимся работать с предложением. 1 Обязанности пешеходов 21. Учимся работать с текстом. 1 Светофор Практикум 22. Учимся работать с текстом. Участники дорожного движения 1 Практикум 23. Учимся работать с текстом. Движение велосипедистов. 1 Практикум 24. Учимся работать со словом. Радуга 1 Практикум 25. Учимся работать со словом. Друг, 1 дружба Практикум 26. Учимся работать с предложением. 1 Почему мы видим радугу? Практикум 27. Учимся работать с 1 предложением. Как сделать радугу в домашних условиях? Практикум 28. Учимся работать с текстом. Дождь 1 Практикум 29. Учимся работать с текстом. К. Паустовский «Грибной дождь» 1 Практикум 30. Учимся работать с текстом. Друг, дружба 1 Проектная деятельность 31. Повторение: «Чтение – лучшее учение» 1 Проектная деятельность 32. Повторение: «Чтение – лучшее учение» 1 Проектная деятельность 33. Повторение. Игра-рассуждение 1 Игра Практикум 15 Календарно – тематическое планирование 2 класс № п/п Наименование разделов и тем Календарны е сроки План Факт Раздел 1. «Самое великое чудо на свете» 1 Учимся работать со словом. Что такое библиотека? 2 Учимся работать с предложением. Подбираем точные слова. 3 Учимся работать с текстом. Из истории библиотек. 4 Тема текста. Учимся определять тему и главную мысль стихотворения. 5 Практическое занятие в библиотеке. Раздел 2. «Устное народное творчество» 6 Учимся работать со словом. Какие бывают слова? 7 Учимся работать с предложением. Определяем тему предложения. 8 Учимся работать с текстом. Пересказываем по опорным словам. 9 Тема текста. Учимся определять тему, главную мысль текста и соотносить с пословицей Раздел 3. «Люблю природу русскую» 10 Учимся работать со словом. Как создать образ? Подбираем точные слова. 11 Учимся работать с предложением. Образные слова и выражения в предложениях. 16 12 Учимся работать с текстом. Настроение в стихотворении. 13 Учимся работать с текстом. Изучаем поэтические картины. 14 Конкурс чтецов. Читаем стихи о природе. Раздел 4. «О братьях наших меньших» 15 Учимся работать со словом. Смысловое значение слова «забота». 16 Учимся работать с предложением. Строим предложения, учимся объяснять. 17 Учимся работать с текстом. В. Осеева «Просто старушка», «Печенье». 18 Учимся работать с текстом. Э. Шим «Брат и младшая сестра». 19 Учимся работать с текстом. А. Дмитриев «Бездомная кошка». Создаем плакат «Бережное отношение к братьям нашим меньшим». Раздел 5. «Люблю природу русскую». Зима 20 Учимся работать со словом. Создаем образ зимы. 21 Учимся работать с предложением. Записываем предложения с образными словами и выражениями по теме «Зима». 22 Учимся работать с текстом. Образ «Зимы» в стихотворении А.С. Пушкина. 23 Учимся работать с текстом. Образ «Зимы» в стихотворении С. Есенина. 24 Конкурс чтецов «Стихи о зиме». 25 Учимся работать со словом. Кто такой писатель? 26 Учимся работать с предложением. Какова роль писателя? 17 27 Учимся работать с текстом. Составляем вопросы к тексту. 28 Учимся работать с текстом. Записываем свои рассуждения по теме «Писатели и поэты» Раздел 6. «Я и мои друзья» 29 Учимся работать со словом. Что такое совесть? 30 Учимся работать с предложением. Запись предложений и рассуждений о совести. 31 Учимся работать с текстом. А. Барто «Совесть», В. Сухомлинский «Стеклянный Человечек». 32 Учимся работать с текстом. В. Сухомлинский «Стеклянный Человечек». 33 Учимся работать с текстом. А. Гайдар «Совесть». 34 Викторина по произведениям любимых писателей. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса Методические пособия: 1. Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению. 2. Учебник по литературному чтению 2 класс, Л.Ф.Климанова и др., УМК «Школа России» 1. Учебное пособие «Смысловое чтение. 2 класс». М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.: Издательство «Просвещение». Цифровые ресурсы: 1. Ресурсы Интернет. 2. ЦОР по литературному чтению для начальной школы. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: классная доска с креплениями для таблиц; магнитная доска; персональный компьютер с принтером, ксерокс; интерактивная доска. 18 Кабинет начальной школы отвечает эстетическим и техническим требованиям. санитарно-гигиеническим условиям, Используемый учебно-методический комплект Программа ориентирована на использование: Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению. Учебник по литературному чтению 2 класс, Л.Ф.Климанова и др., УМК «Школа России» Учебное пособие «Смысловое чтение. 2 класс». М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.: Издательство «Просвещение».