Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» (далее – программа) разработана с учетом требований к структуре программ внеурочной деятельности в соответствии ФГОС. Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной куль Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р; Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.); Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренерпреподаватель»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий». Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30-40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Актуальность. В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Цель обучения: формирование и освоение основ содержания физической деятельности и спортивной направленностью углублённое изучение спортивной игры волейбол. Задачи: развитие основных физических качеств; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; приобретение навыков проведения учебно-тренировных занятий и соревнований по волейболу; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитее психических процессов и свойств личности. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: показ упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Занятия занимают по два академических часа один раз в неделю. Первый года обучения - 68 часов в год. Второй год обучения - 68 часов в год. Программа ориентирована на учащихся основного общего образования в возрасте 13-14 лет. Программа ориентирована на учащихся основного среднего образования в возрасте 15-18 лет. Ожидаемые результаты В результате освоение обязательного минимума содержания программы, занимающиеся должны Знать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; историю развития игры волейбол; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; правила использования спортивного инвентаря и оборудования; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; основные правила игры в волейбол, судейство. Уметь: выполнять технические приемы; играть в волейбол по основным правилам; контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила гигиены, безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Содержание Программы Материал Программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. 1- ый год обучения (недельная нагрузка - 3 часа) Теоретическая подготовка (6 часов) 1. Физическая культура и спорт в России (1ч.) 2. История развития волейбола (2ч.). 3. Основные правила игры волейбол(2ч). 4. Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль (1ч.). Общая физическая подготовка (45 часов) 1.Общеразвивающие упражнения и упражнения для развития силы. 3.Акробатические упражнения Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону. 4. Легкоатлетические упражнения. Специально беговые и прыжковые упражнения. Челночный бег. Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Метания мяча в цель ,на дальность, в движущуюся цель. 5. Подвижные игры. 6 Спортивные игры по упрощённым правилам. Специальная подготовка (15 часов) 1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.. Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры. 2. Упражнения для развития прыгучести. Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой. 3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча. Техническая подготовка (40 часов) Техника нападения. Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару. Техника защиты. Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Тактическая подготовка (20 часов) Тактика нападения. Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача. Тактика защиты. Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Интегральная подготовка (5) Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке. Психологическая подготовка (в течение занятий) Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса. Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх. Педагогический контроль: 1) контроль за физическим развитием обучающегося; 2) контроль физической и технической подготовленностью. Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья). Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км выносливость, наклон вперед - гибкость. Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча. Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде. 2- ой год обучения (недельная нагрузка - 3часа) Теоретическая подготовка (6часов) 1. Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия (1 ч.). 2. Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. (1 ч.) 3. Основы техники и тактики игры в волейбол (2 ч.) 4. Правила игры волейбол (2 ч.) Общая физическая подготовка (40часов) 1. Общеразвивающие упражнения и упражнения на развитие силы. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и таза. Стреч упражнения. Статические упражнения. 3. Акробатические упражнения. Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону с места и с разбега. Упражнения на равновесие. 4. Легкоатлетические упражнения (10ч.) Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжковые упражнения различной сложности. Челночный бег 3х10м,6х10м,10х10м. 5. Подвижные игры. 6. Спортивные игры. Баскетбол. Футбол. Волейбол. Специальная подготовка (20 часов) 1. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. 2. Упражнения для развития прыгучести. Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением. 3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за партнером в зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания; броски мяча во встречных колоннах. 4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в зоны. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу. 5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов, блокирования. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения в сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки - лицом к ней приставными шагами. Техническая подготовка (45часов) Техника нападения. Перемещения и стойки. Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Перемещения различными способами на максимальной скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками. Передача мяча. Передача мяча сверху, снизу в парах, через сетку. Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими действиями. Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки, со стенкой, в прыжке и на месте. Подача мяча. Нижняя прямая подача на точность, по зонам. Верхняя прямая подача. Чередование способов подач в сочетании с требованиями точности. Совершенствование изученных подач. Нападающий удар. Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего удара (разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий удар из зон 2,4. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у стены. Прямой нападающий удар. Техника защиты. Стойки и перемещения игрока при приеме снизу. Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча различными способами и с последующим падением: подач, различных нападающих ударов. Тактическая подготовка (20часов) Тактика нападения. Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача. Чередование нападающих ударов на силу и точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй передачи. Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи игроком передней линии. Тактика защиты. Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное блокирование. Взаимодействие и перемещение игроков задней линии при атаке соперника. Варианты расположения игроков при приеме подачи. Интегральная подготовка (5 часов) 1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств в единстве. 2. Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и защите повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве. 3. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и тактической подготовке. 4. Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая их роль при подготовке к соревнованиям. Психологическая подготовка (в течение занятий) Воспитание высоких моральных качеств, формирование у ребят чувство коллектива, разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре. Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему психолого-педагогических воздействий. Изучение структуры взаимоотношений в команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого наблюдения. Стресс и борьба с ним. Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек. Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов проведенных игр. Педагогический контроль 1) контроль за физическим развитием обучающегося; 2) контроль физической и технической подготовленностью. Для получения необходимой информации контрольные испытания включены в Программу: Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья). Физическая подготовка: тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств. Бег 30 м-быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места - скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость. Техническая подготовка: стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча. Тактическая подготовка: действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде. Воспитательная работа В программе секции ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества. При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам: необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях; ориентироваться на положительный образец; формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении; необходимо добиваться отрицательного отношения к дурной привычке Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания. Вся система тренировочной и соревновательной деятельности должна создавать прочную основу для здоровья, позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности. Форма и порядок проведения аттестации Аттестация обучающихся рассматривается педагогическим коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Задачи аттестации: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательнойо бласти; выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; полноты реализации образовательной программы детского объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная аттестации. Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы по результатам учебного года. Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы, практические работы, контрольный опрос, контрольные задания, интеллектуальные состязания, конкурсы, турниры. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. Текущий контроль успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание материала текущего контроля определяется педагогом на основании содержания образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год. Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств обучающихся. Промежуточная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в период с15 по 30 апреля. Ресурсное обеспечение и материально-техническое. Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м. Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. Сетка волейбольная - 2 шт. 2. Гимнастические стенки - 6-8 шт. 3. Гимнастические скамейки - 3-4 шт. 4. Гимнастические маты - 3 шт. 5. Скакалки — 15 шт. 6. Мячи набивные (масса 1 кг) - 15 шт. 7. Мячи волейбольные - 30 шт. Учебный план Учебный план объединения дополнительного образования разработан на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план включает общую сетку часов с указанием наименования объединения, направленности, количества часов, возраст обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения Наименование объединения дополнительного образования Педагог Волейбол Гришина С.Ю. направленность Физкультурно1 оздоровительная количество часов в неделю 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 № п/п 1-2 Раздел программы 3-4 Контрольные испытания ОФП ОФП Техника нападения Техника защиты ОФП 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 Теория Техника нападения Техника защиты ОФП ОФП Техника защиты ОФП СФП Техника защиты Контрольные испытания СФП ОФП Техника нападения ОФП Техника нападения СФП Техника нападения ОФП ОФП Календарно - тематическое планирование по волейболу 1 год обучения. Тема занятия Техника безопасности. Физическая культура и спорт в России. Правила волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Прыжок в длину с места. Бег 30м. Развитие скоростно-силовых качеств. Комплекс ОРУ на развитие гибкости. Беговые задания. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Развитие выносливости. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Кувырок вперед, назад, в сторону. Развитие гибкости. Бег вдоль границ площадки, выполняя различные упражнения. Подводящие упражнения для приема и передач, подач Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Тестирование по ОФП. Развитие скоростно-силовых качеств. Стойки, перемещения волейболиста. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Подводящие упражнения для приема и передач, подач. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Прыжки в высоту с прямого разбега. Баскетбол. Прыжковая и силовая работа на развитее точных Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 СФП Техника нападения Техника защиты ОФП СФП Техника нападения СФП Техника нападения ОФП Техника нападения Интегральная ОФП СФП Техника нападения Техника защиты Техника защиты ОФП Теория Техника нападения ОФП СФП Техника нападения Техника защиты 51-52 Техника нападения ОФП Техника защиты СФП 53-54 Техника защиты приемов и передач. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в миниволейбол Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ с набивными мячами. Игра ручной мяч. 2 2 Челночный бег с изменением направления. из различных и.п. Подводящие упражнения для приема и передач. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Передача двумя руками сверху на месте Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изученным техническим приемам и выполнение этих же приемов. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Игра в мини-волейбол Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра Прием снизу двумя руками на месте и после перемещения. Прием мяча после подачи. Прием снизу двумя руками. Прием наброшенного мяча партнером – на месте и после перемещения., в парах, направляя мяч вперед вверх. Учебная игра История развития волейбола. Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. 2 Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми эспандерами. 2 Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра 2 Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Многоскоки, прыжки, челночный бег, бег 30 м. Подвижные игры Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Подводящие упражнения с малым мячом для нападающего удара. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи и первая передача в зону 2 2 2 2 2 2 2 2 2 55-56 57-58 59-60 61-62 ОФП СФП Интегральная Теория ОФП Техника нападения ОФП Техника защиты 63-64 СФП Техника нападения 65-66 Интегральная ОФП 67-68 СФП Техника нападения ОФП Техника нападения 69-70 71-72 73-74 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 Интегральная ОФП Теория ОФП ОФП Техника нападения Техника защиты ОФП СФП Техника нападения Интегральная ОФП Техника нападения Тактика нападения нападения. Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация. Основные правила игры волейбол. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Игра ручной мяч Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Прыжки в высоту с прямого разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях. Развитие выносливости. Подвижные игры. Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми эспандерами .Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра Многократное повторение тактических действий. Игра «Два мяча через сетку». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол Гигиена и режим юного спортсмена. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра мини-футбол. Совершенствование передачи мяча сверху в парах, тройках, со стенкой. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Падения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. «Эстафета с прыжками», игра «Перестрелка». Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Верхняя прямая подача нацеленная. Верхняя прямая подача (планирующая) по указанным зонам Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. Подготовительные игры: «Два мяча через сетку» с различными заданиями, эстафеты с перемещениями и передачами. Действия в нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3.Выбор места для выполнения подачи; выбор места для второй передачи и в зоне3 Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 85-86 87-88 89-90 91-92 93-94 95-96 Тактика защиты Техника защиты ОФП Техника защиты Тактика защиты СФП Тактика нападения Тактика защиты ОФП Техника защиты 97-98 ОФП Тактика нападения 99-100 Тактика нападения 101-102 Тактика нападения ОФП 103-104 Тактика защиты СФП 105-106 Тактика нападения Техника нападения. 107-108 Тактика защиты ОФП Техника защиты Тактика защиты Теория ОФП 109-110 111-112 Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Круговая тренировка. Учебная игра. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Действия в нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону3. Выбор места для выполнения подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 5,6,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы). Прыжки в высоту с прямого разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация Индивидуальные действия: при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Развитие общей выносливости. Подвижные игры. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча. Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в нападении. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 6 с игроком зоны 3. Бег с изменением направления из различных и.п. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в нападении. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Блокирование одиночное. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1. Подготовка мест занятий, инвентаря. Счет. Жестикуляция судей. Развитие волейбола. Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми экспандерами. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 113-114 Тактика нападения ОФП 115-116 Тактика защиты Техника защиты 117-118 Тактика нападения ОФП Техника защиты ОФП 119-120 121-122 123-124 125-126 Тактика нападения ОФП Тактика защиты ОФП Техника защиты 127-128 Тактика нападения ОФП 129-130 Техника нападения ОФП 131-132 Контрольные испытания ОФП ОФП Теория Тактика нападения СФП 133-134 135-136 137-138 Контрольные испытания ОФП Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 6 с игроком зоны 3. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол. Сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. Прием мяча сверху после отскока от стены. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения – совершенствование, перекаты, падения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6. Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения – совершенствование, перекаты, падения. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивным мячом. Верхняя прямая подача нацеленная. Верхняя прямая подача (планирующая) по указанным зонам. Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Тестирование технических приёмов. подача мяча, передачи в парах, над собой. . Подвижные игры. 2 Круговая тренировка. Учебная игра. Тестирование по правилам волейбола. Эстафеты. Игра в миниволейбол. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Бег 1000м , прыжок в длину с места. Бег 30м. Развитие скоростно-силовых качеств. Эстафеты. Игра в мини-волейбол 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 139-140 Техническая ОФП № п/п 1-2 Раздел программы 3-4 Контрольные испытания ОФП ОФП Техника нападения 5-6 Теория Техника нападения 7-8 Техника защиты ОФП 9-10 Техника защиты 11-12 ОФП Техника защиты 13-14 ОФП СФП 15-16 Техника защиты Контрольные испытания СФП ОФП 17-18 Технические элементы волейбола подачи, передачи ,нападающий удар, различные способы приёма мяча. Встречные эстафеты, упражнения на развития силы. Календарно - тематическое планирование по волейболу 2 год обучения. Тема занятия Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Техника безопасности на занятиях. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Развитие скоростно-силовых качеств. Имитация передач. Прыжок в длину с места. Бег 30м. Упражнения для развития навыков быстроты, ответных действий, прыжковые упражнения. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Перемещения и стойки. Прием сверху двумя руками. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини- волейбол. ОРУ , силовые упражнения для мышц рук, плечевого пояса, прыжковые упражнения. Перемещения и стойки. Прием сверху двумя руками Прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м). Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. Развитие гибкости, статические упражнения. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Развитие скоростно-силовых качеств. Стойки, перемещения волейболиста. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Подводящие упражнения для приема и передач, подач. Прием снизу двумя руками. Прием наброшенного мяча партнером – на месте и после перемещения в парах, направляя мяч вперед вверх. Бросок набивного мяча (1 кг) из п.сед на полу на дальность. Бег вдоль границ площадки, выполняя различные упражнения. Подводящие упражнения для приема и передач, подач. Кувырок вперед, назад, в сторону. Развитие гибкости. 2 Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19-20 21-22 Техника нападения ОФП Техника нападения СФП 23-24 Техника нападения 25-26 ОФП СФП 27-28 Техника нападения Техника защиты 29-30 ОФП Техника нападения Техника нападения СФП 31-32 33-34 35-36 Техника нападения ОФП Техника нападения Интегральная 37-38 ОФП СФП 39-40 Техника нападения Техника защиты 41-42 Техника защиты ОФП 43-44 Теория Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача. Ира в мини волейбол. Круговая тренировка. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, специальные прыжковые упражнения. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. В парах, тройках, верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача. Комплекс ОРУ на развитие гибкости, "стреч" упражнения. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Подводящие упражнения с малым мячом для нападающего удара. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача, верхняя прямая подача. Прием снизу, сверху. Прием мяча с подачи. Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Спортивная игра гандбол. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача, верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача, верхняя прямая подача. Челночный бег с изменением направления. из различных и.п. Подводящие упражнения для приема и передач. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага, ударное движение кистью. ОРУ с гимнастической скакалкой. Развитие скоростно-силовых качеств. Мини-футбол. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага. Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изученным техническим приемам и выполнение этих же приемов. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Подводящие упражнения с малым мячом для нападающего удара. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага, ударное движение кистью. Прием сверху двумя руками нижней прямой подачи. Прием снизу двумя руками на месте и после перемещения. Перемещение из зоны 4в зону 3и обратно с имитацией блокирования в каждой зоне. Перемещение из зоны 2в зону 1и обратно с имитацией блокирования в каждой зоне. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. Передачи мяча. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага, ударное движение кистью. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Техника нападения ОФП СФП Техника нападения Техника защиты Освоение терминологии принятой в волейболе. Правила игры. Прыжки в высоту с прямого разбега. Баскетбол. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча. Прием подачи и первая передача в зону нападения. 2 49-50 Техника нападения ОФП 2 51-52 Техника защиты СФП 53-54 Техника защиты ОФП СФП Интегральная Теория ОФП Техника нападения ОФП Техника защиты СФП Техника нападения Интегральная ОФП СФП Техника нападения ОФП Техника нападения Интегральная ОФП Теория СФП ОФП Техника нападения Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. «Эстафета с прыжками», игра «Перестрелка». Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага, ударное движение кистью. Подача мяча. Передачи мяча. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Подвижная игра «Два капитана Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, специальные прыжковые упражнения. Чередование технических приемов в различных сочетаниях. Бег с изменением направления из различных и.п. Челночный бег 3х10м, 5х10м.Гигиена и режим юного спортспена. Встречная эстафета с мячом. ОРУ, упражнения с набивными мячами. Верхняя прямая подача. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Развитие общей выносливости. Подвижные игры. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация. Совершенствование передачи мяча сверху в парах, тройках, со стенкой. Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в нападении и защите. Развитие выносливости. Подвижные игры. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке, после перемещения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Подвижная игра «Два капитана». Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке, после перемещения. Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях. Прыжки в высоту с прямого разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Нагрузка и отдых юного спортсмена. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Развитие выносливости. Подвижные игры. Прямой нападающий удар. Подачи мяча в стену – расстояние 6-9 м, через сетку. 2 2 45-46 47-48 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 69-70 71-72 73-74 75-76 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 77-78 79-80 81-82 83-84 85-86 87-88 89-90 91-92 93-94 95-96 97-98 99-100 101-102 Техника защиты ОФП СФП Техника нападения Интегральная ОФП Техника нападения Тактика нападения Тактика защиты Техника защиты ОФП Техника защиты Тактика защиты СФП Тактика нападения Тактика защиты ОФП Техника защиты ОФП Тактика нападения СФП Тактика нападения Тактика нападения ОФП 103-104 Тактика защиты СФП 105-106 Тактика нападения Интегральная 107-108 Тактика защиты ОФП Прием подачи и первая передача в зону нападения. Развитие выносливости. Подвижные игры. 2 Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация Прямой нападающий удар. Подачи мяча в стену – расстояние 6-9 м, через сетку. Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке, после перемещения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки, для подачи. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку. Блокирование одиночное. Прием сверху, снизу двумя руками. Развитие выносливости. Баскетбол Многоскоки, прыжки, челночный бег, бег 30 м. Подвижные игры Индивидуальные действия: при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Блокирование одиночное. Прием сверху, снизу двумя руками. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Развитие скоростно-силовых качеств Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения – совершенствование, перекаты, падения. Круговая тренировка Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче, игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Прямой нападающий удар. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1. Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи Подготовительные игры: «Два мяча через сетку» с различными заданиями, эстафеты с перемещениями и передачами. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1 Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 109-110 Техника защиты Тактика защиты 111-112 Теория ОФП Тактика нападения ОФП 113-114 115-116 117-118 Тактика защиты Техника защиты Тактика нападения ОФП 119-120 Техника защиты СФП 121-122 Тактика нападения ОФП 123-124 Тактика защиты ОФП СФП Техника защиты 125-126 127-128 129-130 131-132 133-134 Тактика нападения СФП ОФП Тактика Контрольные испытания ОФП Техническая ОФП Теория Прием мяча с падением, перекатом. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,6,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы). История развитие волейбола. Основы техники и тактики игры волейбол. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол Групповые действия: взаимодействие игроков зон 5,6,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы). Прием мяча с падением, перекатом. Прием мяча с подачи Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра мини-футбол. Прием мяча с падением, перекатом. Прием мяча с подачи. Выполнение различных упражнений со стенкой (прием-подача) Блокирование одиночное Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра ручной мяч. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Падения. Стойки, перемещения волейболиста. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Подводящие упражнения для приема и передач, подач. Сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. Прием мяча сверху после отскока от стены. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Многократное повторение тактических действий. Игра «Два мяча через сетку». Подвижные игры с элементами волейбола. Развитие выносливости. Подача мяча, передачи в парах, над собой. Тестирование по ОФП. 2 ОРУ с отягощением. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Падения. Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия 2 2 135-136 137-138 139-140 Тактика нападения СФП Контрольные испытания ОФП Теория Техническая ОФП Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра Бег 1000м, бег 30м, Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол 2 Тестовое задание по правилам волейбола. Технические элементы волейбола подачи, передачи ,нападающий удар, различные способы приёма мяча. Встречные эстафеты, упражнения на развития силы. 2 2 Календарный учебный график Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далее календарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год». Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного взаимодействия в общеобразовательных организациях. Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации о переносе праздничных дней. Календарный учебный график составлен для пятидневной и шестидневной учебной недели. В 2023 –2024 учебном году 1, 2, 3, 5, 6 классы обучаются по 5- дневной учебной неделе, а 4, 7, 8, 9, 10, 11 – по 6-дневной учебной неделе. В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных. Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели (приложение 1) составлен исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 24 мая 2024 года. 2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 28 календарных дней. 4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее одной недели (9 дней) для учащихся 1х классов. Расчёт учебного и каникулярного времени для шестидневной учебной недели (приложение 2) составлен исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 23 мая 2024 года (за исключением обучающихся 9 и 11 классов). 2) Количество учебных недель составляет 34 недели, что составляет 204 учебных дня. При этом, в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 25 календарных дней. № Учебное время 1. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Учебный год Продолжительность учебного времени (включая праздничные дни) 01.09.2023 27.10.2023 07.11.2023 29.12.2023 09.01.2024 22.03.2024 01.04.2024 27.05.2024 Всего недель (за вычетом праздничных дней) 8 недель и 2 дня 8 недель 10 недель и 2 дня 7 недель и 1 день 34 недели Всего учебных дней (за вычетом праздничных 41 39 52 37 170 дней) 2. Каникулярное время Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) Сентябрь 21 Октябрь 20 Январь 17 Ноябрь 18 Февраль 20 Апрель 22 Декабрь 21 Март 15 Май 15 Время каникул 28.10.2023 06.11.2023 30.12.2023 08.01.2024 23.03.2024 30.03.2024 Всего каникулярных дней 10 10 9 3. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства 1-8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций 23.10.2023 26.10.2023 26.12.2023 28.12.2023 18.03.2024 24.03.2024 26.05.2024 31.08.2024 29 1 мая – 14 нерабочих Праздник праздничных Весны и дней (9 дней Труда, 9 мая приходится на – День каникулярное Победы, 10 время и 5 - на мая перенос с учебные дни) 6 января 20.05.2024 24.05.2024 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)