Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Футбол» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (далее – программа) разработана с учетом требований к структуре программ внеурочной деятельности в соответствии ФГОС. Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной куль Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р; Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.); Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий». Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 3040 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Цель программы: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой игры в футбол; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол. Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о принятых в обществе нормах отношения к природе. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к физкультуре и спорту. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками Программа рассчитана на 34 недели, из расчета 2 часа в неделю, что составляет 68 часов. Программа ориентирована на учащихся начального общего образования (2,3,4 классы) в возрасте 7-10 лет. Личностные, метапредметные результаты освоения программы. Личностными результатами освоения обучающимися курса являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. В результате изучения курса уч-ся научатся: выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, управлять своими эмоциями; играть в футбол, а именно: техническим приемам и тактическим взаимодействиям, владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам, владеть игровыми ситуациями на поле, основам судейства. Получат возможность узнать: особенности возникновения игры, истории футбола; основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила предупреждения травм; Обучающиеся научатся: организовывать самостоятельные и групповые занятия футболом; организовывать и проводить соревнования по футболу в ОО и вне школы. Примерные нормативные требования по специальной подготовке Контрольные упражнения Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой), раз Жонглирование мяча головой, раз Бег, 30 м с ведением мяча, с пол м д м д м 7 - д - м д м Комплексный тест, с д Удар ногой по неподвижному мячу в цель, м д число попаданий 1 Вбрасывание мяча в цель, количество упраж попаданий нение 2 упраж нение Удар ногой с полулета в цель, число попаданий Ведение мяча по «восьмерке», с + + + + - Возраст, лет 8 9 10 6 8 12 4 6 10 5 8 12 4 6 8 6,09 6, 6, 5 3 7,2 6, 6, 8 6 + + + + + + + + + + + + 2 3 3 2 3 3 3 3 - - - 3 3 - - - 2 2 Содержание программы. Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футбола (минифутбол), правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры. «Основы знаний» Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок России по футболу. Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности. Места занятий и оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. «Общая и специальная физическая подготовка» Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с набивным мячом (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине. «Полушпагат». Упражнение в висах и упорах. Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Прыжки с разбега в длину. Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места и с подхода шагом). Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переносом набивных мячей. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом». «Техника и тактика игры» Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук. Техника передвижения. Практические занятия. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру. Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол». Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе). Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Учебнотренировочная игра. Анализ проведенной игры. Наименование раздела, темы «Основы знаний» «Общая и 2 класс Количество Характеристика основных видов внеурочной деятельности часов 10 Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Разбор и изучение правил игры в футбол. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Правила техники безопасности при игре. 22 Выполнять общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие специальная физическая подготовка» «Техника и тактика игры» 36 ИТОГО 102 упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого (теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Выполнять удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебно-тренировочная игра. Анализ проведенной игры. 3 класс Наименование раздела, темы «Основы знаний» «Общая и специальная физическая подготовка» Количество часов В процессе занятия 28 «Техника и тактика игры» 40 ИТОГО 68 Характеристика основных видов внеурочной деятельности Повторение правил игры в «малый футбол». Правила техники безопасности при игре. Совершенствование физподготовки. Выполнять общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого (теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. Совершенствование техники игры в футбол. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Выполнять: прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебнотренировочная игра. Анализ проведенной игры. 4класс Наименование раздела, темы «Основы знаний» «Общая и специальная физическая подготовка» Количество часов В процессе занятия 28 «Техника и тактика игры» 40 ИТОГО 68 Характеристика основных видов внеурочной деятельности Повторение правил игры в «малый футбол». Правила техники безопасности при игре. Совершенствование физподготовки. Выполнять общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом. Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого (теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. Совершенствование техники игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебнотренировочная игра. Анализ проведенной игры. Форма и порядок проведения аттестации Аттестация обучающихся рассматривается педагогическим коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Задачи аттестации: определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательнойо бласти; выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; полноты реализации образовательной программы детского объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная аттестации. Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы по результатам учебного года. Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы, практические работы, контрольный опрос, контрольные задания, интеллектуальные состязания, конкурсы, турниры. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. Текущий контроль успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание материала текущего контроля определяется педагогом на основании содержания образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год. Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств обучающихся. Промежуточная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в период с15 по 30 апреля. Учебный план Учебный план объединения дополнительного образования разработан на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план включает общую сетку часов с указанием наименования объединения, направленности, количества часов, возраст обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения Наименование объединения дополнительного образования Педагог Футбол Путилов А.Ю. направленность Физкультурнооздоровительная количество часов в неделю 1 2 3 4 2 5 6 7 8 9 10 11 Календарно-тематическое планирование № Кол-во часов 1. Тема занятия Ведение мяча Правила техники безопасности при игре. 2. Ведение мяча, передачи мяча 1ч. 1ч. 3. Передачи и остановки 1ч. 4. Игровая тренировка. 1ч. 5. 6. 7. 8. Ведение мяча, удары по воротам ОФП. Учебная игра Тактика в нападении. Учебная игра Обучение игре головой.. Учебная игра 1ч. 1ч. 1ч. 9. 10. Развитие скоростно-силовых качеств Игра в квадрате Учебная игра 11. Ведение и передачи мяча. 1ч. 1ч. 12. Игровая тренировка 1ч. 13. Тактика в обороне. Учебная игра 1ч. 14. Штрафной удар. Учебная игра 15. Ведение мяча, передачи мяча 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 16. 17. Развитие выносливости Отбор мяча в подкате 18. Передачи и остановки мяча 19. Развитие быстроты, координации 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Элементы содержания Спортивная форма и обувь для занятий футболом, т/б во время занятий и соревнований Правила игры, размеры площадки для игры в футбол, история развития игры в футбол в России Общеразвивающие упражнения, спец. разминка, техника передвижений, развитие быстроты, координации Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. Челночный бег, многоскоки, прыжки со скакалкой, подтягивание. Розыгрыш штрафного удара, свободного удара, углового удара Жонглирование головой, игра головой в парах, после подачи. Бег на отрезки 5по60м., 4по80м., прыжки в длину, в высоту. Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. Удары по воротам на точность, с обводящим ударом (внутренней и внешней стороной стопы) через стенку Ведение мяча змейкой, с изменением направления, с передачами в парах. Передачи мяч в парах на месте в 2 касания, и в одно, в движении, переводы мяча с фланга на фланг Кроссовая подготовка Выбивание катящегося мяча в подкате, отбор мяча в подкате у бегущего соперника Передачи мяча внутренней стороной стопы. Остановка мяча внутренней стороной стопы ,бедром,. грудью. Эстафеты с элементами футбола, подвижные игры с мячом 20. Удары по воротам. Учебная игра. 21. 25. Игра головой. Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. ОФП. Развитие выносливости Игровая тренировка Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. Штрафной удар. Учебная игра 26. Угловой удар. Учебная игра. 27. 28. . Игра в квадрате. . Учебная игра. Отбор мяча. Учебная игра. 1ч 29. Игра в подкате 1ч 30. . Ведение + удар по воротам. Учебная игра. 1ч 31. 32. 33. Тактика в обороне. Учебная игра. ОФП. Развитие быстроты, координации Удары по воротам. Учебная игра. 1ч 1ч 1ч 34. Угловой удар, игра головой. 1ч 35. Жонглирование. Учебная игра. 1ч 36. Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. Штрафной удар. Учебная игра. 1ч 1ч 22. 23. 24. 37. 38. 39-40 40-41 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч 1ч Развитие выносливости, изменение направления движений по сигналу. Тактика в атаке. Учебная игра.. 2ч Ведение мяча с изменением направления движения. 2ч 1ч Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. Жонглирование головой, жонглирование в порах, удары головой после набрасывания, после подачи Кроссовая подготовка Подвижные игры, двухсторонняя игра в футбол Ускорения с мячом, удары по воротам, разучивание обманных движений. Финтов. Удары по воротам на точность, с обводящим ударом (внутренней и внешней стороной стопы) через стенку Переводы с фланга на фланг, угловой удар прострелом, навесом, резаным ударом Передачи мяча, в два, в одно касание, игра в квадрате в два касания Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. Ведение с обводкой,. Змейкой,. Зигзагом, удары по воротам. Двухсторонняя игра Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения Челночный бег, ускорения. Эстафеты, подвижные игры Полоса препятствий, удары по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар Переводы с фланга на фланг, угловой удар прострелом, навесом, резаным ударом Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. 6 ти минутный бег, ускорения из различных положений старта по свистку, по зрительному сигналу Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре 42-43 44 Игра в квадрате. Учебная игра. Передачи и остановки мяча. 45-46 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов 47 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. Отбор мяча. 48 49-50 51-54 55-57 58 59-60 61 62-63 64-65 66-67 68 Изучение технических приемов, Двусторонняя учебная игра. Остановка мяча. Учебная игра 2ч прием 1ч 1ч 2ч грудью. 4ч мяча 3ч Эстафеты с элементами футбола 1ч Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель. Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. 1ч 2ч 2ч 1ч 2ч 2ч 2ч 1ч Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. Передачи мяча внутренней стороной стопы. Остановка мяча внутренней стороной стопы ,бедром,. грудью. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре Эстафеты на скорость с ведением, передачей мяча различными способами Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1 Передачи мяча внутренней стороной стопы. Остановка мяча внутренней стороной стопы ,бедром,. грудью. Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. Бег из различных положений старта, дриблинг, финты, обманные движения Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений Эстафеты с ведением мяча. Удары по неподвижному мячу,, по катящемуся, по летящему мячу Ловля катящегося мяча, летящего мяча, верхового мяча в прыжке .Броски одной рукой на точность, на дальность Преодоление полосы препятствий. Отбор мяча на опережение с выбеганием из-за спины соперника Ловля катящегося мяча, летящего мяча, верхового мяча в прыжке .Броски одной рукой на точность, на дальность. Игра в квадрате Календарный учебный график Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далее календарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год». Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного взаимодействия в общеобразовательных организациях. Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации о переносе праздничных дней. Календарный учебный график дополнительного образования составлен в формате пятидневной учебной недели. В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных. Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели составлен, исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 27 мая 2024 года. 2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 29 календарных дней. 4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее однойнедели (9 дней) для учащихся 1-х классов. № 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Продолжительность учебного времени (включая праздничные дни) 01.09.2023 27.10.2023 07.11.2023 29.12.2023 09.01.2024 22.03.2024 01.04.2024 27.05.2024 Всего недель (за вычетом праздничных дней) 8 недель и 2 дня 8 недель 10 недель и 2 дня 7 недель и 1 день 34 недели Всего учебных дней (за вычетом праздничных дней) 41 39 52 37 170 Учебное время 1. 2. лярно е время Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) Время каникул Сентябрь 21 Октябрь 20 28.10.2023 06.11.2023 Январь 17 Ноябрь 18 Февраль 20 Апрель 22 Декабрь 21 Март 15 Май 15 30.12.2023 08.01.2024 23.03.2024 30.03.2024 26.05.2024 31.08.2024 Учебный год Всего каникулярных дней 10 10 9 29 3. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства 1-8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, 10 мая перенос с 6 января 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций 23.10.2023 26.10.2023 26.12.2023 28.12.2023 18.03.2024 24.03.2024 20.05.2024 24.05.2024 Материально-техническое обеспечение Спортивный зал Открытое плоскостное сооружение для футбола Комплект индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма соревновательная) Комплект футбольных накидок (для товарищеских игр); Комплект футбольных мячей (на команду); Набивные мячи; Скакалки; Компрессор_для накачки мячей; Стойки и «пирамиды» для обводки; Гимнастические маты; Арки для отработки точности передач. 14 нерабочих праздничных дней (9 дней приходится на каникулярное время и 5 - на учебные дни) Условия реализации программы 1. 2. Методическая оснащенность: видео; методические разработки соответствующего направления; Плакаты/презентации Места для проведения творческих дел: спортивный зал, территория школы. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)