Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» (далее-Программа) составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25 января 2023 г. № 35); Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642; Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р; Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.); Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий». Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30-40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Программа имеет художественную направленность. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, фильмов по классическим литературным произведениям, читая книги, прослушивая аудиокниги и аудиоспектакли. Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты. Актуальность программы обусловлена тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников. Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Цель программы: формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости. Задачи программы: воспитательные - формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление; художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене; технические – освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость. Формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя. Методы работы на занятиях. Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности: - ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию); - культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас); - ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений). Программа рассчитана на 2 года на по 1 часу в неделю – (68 учебных недель) и рекомендована обучающимся основного общего образования (5 классы). Максимальное количество обучающихся в группе 15 чел. Ожидаемые результаты. Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам: - ориентироваться в пространстве; - уметь запоминать ролевые слова; - находить нужные позы и действия; - уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией; - уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения; - уметь строить диалог с партнёром. Содержание программы Вводное занятие (1 час) Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Раздел 1. Игровая театральная педагогика. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д. Игра «Импровизированный спектакль ». Сценка “На вокзале”. Упражнение “Отношение”. Сценка “Пресс-конференция”. Этюд “На вещевом рынке”. Раздел 2. Об основах актерского мастерства (18 часов). Упражнения психофизического тренинга: - разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорнодвигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности; - основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом. - упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия. Упражнения на релаксацию Одиночные этюды по темам: - этюды на эмоции, на движение, на контрасты - на выразительность жеста, - на развитие органики. Изучаются следующие теоретические понятия: актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию. сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра). Сценическая речь. Правила гигиены голоса Способы закаливания голоса Упражнения: а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе; б) на снятие мышечных и психологических зажимов Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) Постановочная работа. Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе. Раздел 3. Театральная деятельность (48 часов) Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монологвызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монологклевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация. на Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса. Участие в постановке. Отбор материала. Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь. Заключительное занятие (1 час). Инсценировка. Анализ. Форма и порядок проведения аттестации Аттестация обучающихся рассматривается педагогическим коллективом школы как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Задачи аттестации: - определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательнойо бласти; - выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; - полноты реализации образовательной программы детского объединения; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно- воспитательной работы; - выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; - внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Виды аттестации: входной и текущий контроль и промежуточная аттестации. Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущий контроль – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы в период обучения после входного контроля до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания образовательной программы по результатам учебного года. Формы проведения аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие самостоятельные работы, практические работы, контрольный опрос, контрольные задания, интеллектуальные состязания, конкурсы, турниры. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; участие в коллективной деятельности; инициатива; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. Текущий контроль успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических навыков и умений по темам (разделам) образовательной программы по окончании их изучения. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу) в течение всего учебного года. Содержание материала текущего контроля определяется педагогом на основании содержания образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация проводится с целью оценки результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – учебный год. Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и навыков, уровня развития личностных качеств обучающихся. Промежуточная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в период с15 по 30 апреля. Учебный план Учебный план объединения дополнительного образования разработан на основе учёта интересов обучающихся, с учётом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план включает общую сетку часов с указанием наименования объединения, направленности, количества часов, возраст обучающихся и календарно-тематическое планирование по годам обучения Наименование объединения дополнительного образования Педагог Театр Филяевских М.М. направленность Физкультурнооздоровительная количество часов в неделю 1 2 3 4 5 6 2 Учебно-тематический план 7 8 9 10 11 № 1. 2 Тема занятий Теория (час) Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. 1 Раздел 1. Игровая театральная педагогика (18 часов) 2 Практика (час) 16 1 Ситуативно-массовая сценка. 3 Творческое взаимодействие с партнером. 1 4 Разговор на сцене. 1 5 Разыгрываем этюд . 1 Раздел 2. Об основах актерского мастерства 6 Основы актерского мастерства. Голос и речь человека. Работа над голосом 7 Жест, мимика, движение. 8 9 10-11 Урок актерского мастерства на развитие памяти Практическое занятие на развитие внимания. Творческое действие в условиях сценического вымысла. 1 1 1 1 2 12 Технология общения в процессе взаимодействия людей. 1 13 Беспредметный бытовой этюд 1 14 Беспредметный этюд на контрасты. 1 15-16 Искусство диалога. 2 17 Интонация, настроение, характер персонажа. 1 18 Образ героя. Характер и отбор действий. 1 19 Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. 1 Раздел 3. Театральная деятельность (48 часов) 12 20 Выразительность бессловесного поведения человека. 1 21 Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. 1 22 Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. 36 1 23 1 Распределение ролей. Чтение по ролям. 24 Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. 1 25 Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. 1 26 27 28 Анализ сюжета, манера двигаться на сцене . 1 Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. 1 1 29 Ремарка: суть, смысл, назначение 1 30-31 Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли 32 Работа по технике речи. 1 33-34 Работа по технике речи. 2 1 35 Работа по технике движения. 1 36 Подготовка оформления инсценировки. 1 1 37-38 39 40 Эстетическое оформление и сценография инсценировки. 1 Многообразие стилистики сценического монолога: монологисповедь, монолог-мечта, монологпризнание, монолог-вызов, монологосуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировки. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. 1 1 1 41-47 Инсценировка произведения 2 5 48-51 Анализ инсценировки. 2 2 52 Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. 1 53-54 Репетиционные занятия по технике речи. 2 55 Репетиционные занятия по технике движения. 1 56-59 Репетиционные занятия по технике речи. 4 60 Подготовка оформления инсценировки. 1 61 Эстетическое оформление инсценировки. 1 62-64 Репетиции. 3 65 Подготовка афиши. 1 66 Премьера. 1 67 Анализ инсценировки. 1 68 Итоги за год. 1 16 52 Условия реализации программы 1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; презентации; тексты произведений, тексты упражнений, видеоспектакли 2. Места для проведения творческих дел: актовый зал, территория школы. Календарный учебный график Календарный учебный график МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (далеекалендарный учебный график) на 2023-2024 учебный год составлен на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; 2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». С целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном пространстве Невьянского городского округа календарный учебный график составлен с учетом «Федерального календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год». Настоящий документ призван обеспечить соблюдение прав учащихся, выполнение нормативно-правовых оснований реализации учебного взаимодействия в общеобразовательных организациях. Структура календарного учебного графика учитывает количество учебного времени в неделях и днях, каникулярное время в днях, а также праздничные дни, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и изменения, предусмотренные нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации о переносе праздничных дней. Календарный учебный график дополнительного образования составлен в формате пятидневной учебной недели. В учебном графике количество учебных дней просчитано с учётом праздничных дней как неучебных. Расчёт учебного и каникулярного времени для пятидневной учебной недели составлен, исходя из следующих особенностей. 1) Учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 27 мая 2024 года. 2) Количество учебных недель составляет 34 недели (для первых классов – 33), что составляет 170 учебных дней. При этом в учебное время не включены праздничные дни (по календарю и перенесенные нормативным актом Правительства РФ), приходящиеся на учебные четверти. 3) На каникулярное время предусмотрено 29 календарных дней. 4) Предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью не менее однойнедели (9 дней) для учащихся 1-х классов. № 2. 3. Каникуляр ное время Учебное время 1. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Продолжительность учебного времени (включая праздничные дни) 01.09.2023 27.10.2023 07.11.2023 29.12.2023 09.01.2024 22.03.2024 01.04.2024 27.05.2024 Всего недель (за вычетом праздничных дней) 8 недель и 2 дня 8 недель 10 недель и 2 дня 7 недель и 1 день 34 недели Всего учебных дней (за вычетом праздничных дней) 41 39 52 37 170 Дней по месяцам (за вычетом праздничных дней) Сентябрь Октябрь 21 20 Январь 17 Февраль 20 Март 15 23.03.2024 30.03.2024 Время каникул 28.10.2023 06.11.2023 Ноябрь 18 Декабрь 21 30.12.2023 08.01.2024 Всего каникулярных дней 10 10 9 4 ноября – День народного единства 1-8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день Праздничные дни Учебный год Апрель 22 Май 15 26.05.2024 31.08.2024 29 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, 10 мая перенос с 6 января 14 нерабочих праздничных дней (9 дней приходится на каникулярное время и 5 - на учебные дни) 4. Сроки проведения промежуточных аттестаций 23.10.2023 26.10.2023 26.12.2023 28.12.2023 18.03.2024 24.03.2024 20.05.2024 24.05.2024 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)