Я- гражданин 1-4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я –
ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и
правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о
старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство,
толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие,
художественное творчество.
Предметные результаты
Ученик научится:
– усвоит первоначальные сведения о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;
– овладеет базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования.
Получит представление о понятиях: равноправие, хороший поступок,
плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание,
социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок,
государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие,
родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право,
свобода, обязанность, ответственность.
– узнает наиболее значимые события в истории материальной и духовной
культуры России.
Ученик получит возможность научиться:
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения.
Личностные результаты
Ученик научится:
Самоопределение:
- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Нравственно- этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость.
Ученик получит возможность научиться:
Самоопределение:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучиегуманистического
сознания;
- социальной компетентности готовности к решению моральных дилемм,
устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Нравственно- этическая ориентация:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций;
- гуманистических и демократических ценностей многонационального
российского
общества.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие
следующих универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Регулятивные: планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные: общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- ставить и формулировать проблемы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество
планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и
сотрудничества с партнером
взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные: планирование:
определять
последовательность
промежуточных
целей
и
соответствующих им
действий с учетом конечного результата;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности
Познавательные: общеучебные:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем
различного характера.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
и
познавательных задач
планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия
взаимодействие:

- строить монологическое высказывание;
- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка; слушать собеседника
управление коммуникацией:
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа
личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
Доброжелательный, порядочный, самодисциплинированный, уверенный,
терпимый
(толерантный),
самостоятельный,
ответственный,
целеустремленный особенно к знаниям), внимательный к сверстникам,
аккуратный, уважительный, любящий, интеллектуальный, здоровый,
общительный,
любознательный,
сопереживающий,
воспитанный,
трудолюбивый, открытый, активный, коммуникабельный, социально зрелый
и др.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах
рассчитан на 1час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с
возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Общий годовой план работы составляет 33 часа
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен
им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего посёлка
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов). Формирование гражданского отношения к
школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду
Акции.
5. «Я и мое Отечество» (6 часов). Формирование гражданского
отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к
планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часов)
Общий годовой план работы составляет 34 часа
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе,
другим людям.
Я – ученик
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
Сбор игр.

2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я - дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4. «Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к
школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.
Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений.
Трудовой десант.
5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского
отношения к
Отечеству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый город.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции.
Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения
кпланете Земля.
Осень в родном посёлке.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города.
День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи
. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет 34 часа
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна мояпомощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие
разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой
папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые
руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо,
а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция
«Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной
помощи одиноким пенсионерам.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю
тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети
войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий
Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к
школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и
твои
друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в
будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант
чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой
десант. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (9
часов). Формирование гражданского
отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского
государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни
страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри,
как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц.
История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком
истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам,
защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к
планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет 34 часа.
«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.
«Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья».
Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой).
Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской
женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных
инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4. «Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к
школе.
Продолжаем изучать школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши
классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского
отношения
к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и
примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше
право и наш

интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну
Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О
подвига хженщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой
Отечественной войны. Память. Города-герои.
Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в
Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к
планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская
кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает
по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс
экологических сказок, стихов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс «Маленькие Россияне»
Формы
Кол-во
Кол-во
Форма контроля
организации часов
часов
деятельности (теория) (практика
)
Общешкольн 0,5
0,5
Наблюдение
ое
мероприятие
экскурсия
0,5
0,5
Беседа

№

Тема занятия

1

Праздник первого звонка.

2

Мой школьный дом. Экскурсия по
школе

3

Моя семья – моя радость.

Выставка
фотографий

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

4

Правила поведения в школе.

Беседа
игра

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

5

Я, ты, мы. Игра

игра

0,5

0,5

6

Кто что любит?

Обсуждение

0,5

0,5

7

Дары природы. Конкурс поделок из
природного материала.
Кто мои бабушка, дедушка? В чем я
должен им помочь?
Моя красивая мама. Конкурс
рисунков.

конкурс

0,5

0,5

беседа

0,5

0,5

конкурс

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Презентация
поделок
Наблюдение,
беседа
Презентация
рисунков

8
9

Элементы содержания

Праздник первого
звонка, 1 сентября,
звонок, урок
Мой школьный дом,
школа, кабинет,
библиотека, школьный
музей
Моя семья, моя радость,
взаимоотношения в
семье
Правила поведения в
школе, правила,
дисциплина, школьный
устав
Я, ты, мы
Кто что любит делать,
увлечения, хобби
Дары природы,
творчество
Бабушка, дедушка,
помощь
Моя красивая мама,
мамин портрет

10

Мои права и обязанности.

презентация

0,5

0,5

Наблюдение,
анкета

11

История моего села. Экскурсия в
музей
Мой сосед по парте. Час
откровенного разговора.

экскурсия

0,5

0,5

разговор

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
анкета

13

Символы государства

презентация

0,5

0,5

Наблюдение, тест

14

Откуда пришли елочные игрушки.
Экскурсия.

Экскурсия,
презентация

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

15

Фотографии из семейного альбома.
Презентация.
Школа вежливости. Беседа

Презентация, 0,5
рисунки
беседа
0,5

0,5

акция

0,5

0,5

конкурс

0,5

0,5

конкурс

0,5

0,5

20

Маленькая страна. Экологическая
акция
Антиреклама вредных привычек.
Конкурс рисунков
Они защищают Родину. Конкурс
стихов.
Загляните в мамины глаза.

Презентация
рисунков
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Презентация
рисунков
Чтение стихов

0,5

0,5

21

Встречаем масленицу

Беседа,
рисунки
презентация

0,5

0,5

22

Планета просит помощи. Конкурс
рисунков
Русские народные сказки.
Викторина

конкурс

0,5

0,5

викторина

0,5

0,5

12

16
17
18
19

23

0,5

Наблюдение,
рисунки
Наблюдение,
беседа
Презентация
рисунков
Наблюдение, тест

Мои права и
обязанности, права
человека, Конвенция о
правах ребенка
История моего села
Мой сосед по парте,
дружба, уважение,
одноклассники
Символы государства,
герб, флаг, гимн
Елочные игрушки,
история елочной
игрушки
Фотографии из
семейного альбома
Школа вежливости,
вежливые слова, этикет
Экология, экологическая
акция
Вредные привычки,
антиреклама, ЗОЖ
Конкурс стихов. Они
защищали Родину
Загляните в мамины
глаза
Масленица, традиции
Планета просит помощи,
экология
Русские народные
сказки, викторина

24

Законы жизни в классе

беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

25

Русские народные песни

разучивание

0,5

0,5

26

Русские народные танцы. Хоровод.

разучивание

0,5

0,5

27

Моя семья. Родословная.

сообщения

0,5

0,5

28

Поклон тебе, солдат России.
Разучивание песни
В гостях у Зелёной аптеки.
Экскурсия в природу

разучивание

0,5

0,5

экскурсия

0,5

0,5

Наблюдение,
презентация песен
Презентация
танцев
Наблюдение,
презентация
Наблюдение,
беседа
Презентация
рисунков

30

Мои родные – защитники Родины»
фотовыставка.

фотовыставк
а

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

31

Маленькие герои большой войны.
Урок мужества.

Урок
мужества

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

32

Десант чистоты и порядка

десант

0,5

0,5

33

С чего начинается Родина. КВН

квн

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение

29

№

Тема занятия

1

Урок Мира.

2 класс «Моя малая Родина»
Формы
Кол-во
Кол-во
Форма контроля
организации часов
часов
деятельности (теория) (практика
)
урок
0,5
0,5
Наблюдение

Законы жизни в классе,
правила поведения,
самоуправление в классе
Русские народные песни
Русские народные
танцы, хоровод
Моя семья, родословная,
семейное древо
Поклон тебе, солдат
России, песни
В гостях у Зеленой
аптеки, лекарственные
растения
Мои родные –
защитники Родины,
фотографии из
семейного альбома
Маленькие герои
большой войны, герой,
ВОВ
Десант чистоты и
порядка, ЗОЖ
С чего начинается
Родина, КВН
Элементы содержания

Урок мира, мир

Знакомства с символами родного
края (герб, гимн, флаг).
Обязанности ученика в школе.
Беседа.
Осень в родном городе.
Фотоконкурс

презентация

0,5

0,5

Тест

Беседа

0,5

0,5

Конкурс

0,5

0,5

Наблюдение,
анкета
Наблюдение,
беседа

Подумай о других. Беседа с
элементами игры.
Я – ученик. Беседа с творческим
заданием.
Родной край в древности. Экскурсия
в музей.

беседа

0,5

0,5

Твор.работа

0,5

0,5

экскурсия

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с беседа
элементами игры.
Я люблю свою школу. Конкурс
конкурс
сочинений.
Мой портфель. Игра – экспромт
игра

0,5

0,5

11

Моя любимая мамочка.

беседа

0,5

0,5

12

Презентация

0,5

0,5

13

Школьная символика (гимн, герб,
флаг)
Мой любимый город. Беседа.

беседа

0,5

0,5

14

Наш город. Конкурс визиток

конкурс

0,5

0,5

15

О чем шепчут названия улиц
родного села. Конкурс рисунков.

конкурс

0,5

0,5

2
3
4

5
6
7

8
9

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Презентация
сочинений
Наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
анкета
Наблюдение,
беседа
Презентация
визиток
Презентация
рисунков

Символы родного края,
герб, флаг, гимн
Обязанности ученика в
школе, правила
Осень в родном городе,
фотография, осенний
пейзаж
Подумай о других,
толерантность
Я – ученик, социальная
роль - ученик
Родной край в
древности, музей,
история родного края
Что посеешь – то и
пожнешь.
Я люблю свою школу,
сочинение
Мой портфель,
школьные
принадлежности
Моя любимая мамочка
Школьная символика,
гимн, герб, флаг
Мой любимый город,
город,
достопримечательности
Наш город, визитка
О чем шепчут названия
улиц села, улицы,

16

Самый уютный класс. Конкурс

конкурс

0,5

0,5

17

Экология нашего города. Беседа

Беседа

0,5

0,5

18

День добрых волшебников.
Вывешивание кормушек.

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

19

Я помощник в своей семье. Беседа с
элементами игры

Практическо
е
занятие
беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

20

Мы и наши права. Урок – игра

игра

0,5

0,5

Наблюдение, акета

21

Игры на развитие произвольных
процессов.
Об отце говорю с уважением.
Конкурс сочинений.
Мама, папа, я дружная семья.
Конкурс – соревнование.
По каким правилам мы живем в
школе? Игра

игры

0,5

0,5

Наблюдение

конкурс

0,5

0,5

соревновани
е
игра

0,5

0,5

Презентация
сочинений
Наблюдение

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

25

Широкая Масленица. Игра.

игра

0,5

0,5

26

Поэты и писатели нашего города.
Выпуск буклетов

0,5

0,5

27

Здесь живет моя семья. Заочное
путешествие.

Практическо
е
занятие
Заочное
путешествие

Наблюдение,
беседа
Презентация
буклетов

0,5

0,5

22
23
24

Наблюдение,
беседа
Наблюдение, тест

Наблюдение,
беседа

история названия улиц
Самый уютный класс
Экология нашего города
Кормушка, места
вывешивания кормушек,
подкормка птиц
Я помощник в своей
семье, распределение
обязанностей в семье
Мы и наши права, права
и обязанности,
Конвенция о правах
ребенка
Развитие произвольных
процессов
Об отце говорю с
уважением, сочинение
Мама, папа, я – дружная
семья
По каким правилам мы
живем в школе, устав
школы, правила,
дисциплина
Масленица, традиция
Поэты и писатели
нашего города
Здесь живет моя семья

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное
путешествие.
День птиц. Выставка рисунков

Заочное
путешествие
выставка

0,5

0,5

0,5

0,5

30

След Великой Отечественной войны
в жизни родного края.
Экскурсия в музей.

экскурсия

0,5

0,5

31

Урок
мужества
акция

0,5

0,5

32

Герои Советского союза – наши
земляки. Урок Мужества.
Открытка ветерану. Акция.

0,5

0,5

33

Десант чистоты и порядка.

десант

0,5

0,5

34

Знай и люби свой край. Викторина.

викторина

0,5

0,5

28
29

№

Тема занятия

1

Урок милосердия и доброты.

2

Знакомства с символами
Российского государства.

Наблюдение,
беседа
Презентация
рисунков
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
анкета

3 класс «Россия – Родина моя»
Формы
Кол-во
Кол-во
Форма контроля
организации часов
часов
деятельности (теория) (практика
)
урок
0,5
0,5
Наблюдение,
анкета
презентация

0,5

0,5

Тест

Уж тает снег, бегут
ручьи, весна
День птиц
След ВОВ в жизни
родного края, история
родного края в годы
ВОВ
Герои Советского союза,
наши земляки
Открытка ветерану,
творчество
Десант чистоты и
порядка, ЗОЖ
Знай и люби свой край,
викторина
Элементы содержания

Быть
человеком.
Диагностика.Оказание
адресной
помощи
одиноким пенсионерам.
Знакомства с символами
Российского государства.
Наша страна - Россия.
Конституция - основной
закон жизни страны. Флаги

России.
Наблюдение,
Мой класс - моя семья.
анкета
Осень в родном городе. Сад
на окошке.
Конкурсы
сочинений,
рисунков.
Тест, наблюдение Мои права и обязанности.
Школьный Устав.

3

Мой класс – моя семья. Беседа.

Беседа

0,5

0,5

4

Мои права и обязанности. Беседа о
школьном Уставе

беседа

0,5

0,5

5

Ты и твои друзья. Игра.

игра

0,5

0,5

Наблюдение,
анкета

6

В гостях у предков. Сказочный
марафон

Марафон по
сказкам

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

7

Наша страна – Россия.

презентация

0,5

0,5

8

Что значит быть хорошим сыном и
дочерью. Беседа

беседа

0,5

0,5

9

Вежливая улица. Викторина

викторина

0,5

0,5

10

Животные из Красной книги.

видеофильм

0,5

0,5

Ты и твои
друзья. Каков я в школе?
Сценки из школьной
жизни. Наша школа в
будущем.

В гостях у предков. Откуда
я родом. Почему меня так
назвали.
Тест
Город, в котором я живу.
Наша республика. История
Отечества. Путешествие по
стране. Кто хочет стать
знатоком истории
Наблюдение,
Формирование
беседа
гражданского отношения к
себе. Кто что любит и
умеет делать. Что такое
хорошо, а что такое плохо.
Беседа, викторина Вежливая улица. По каким
правилам мы живем.
Беседа, рисунки

Конкурсы

сочинений,

Просмотр видеофильма.

11

12

13

14

Доброта в стихах и сказках.
Инсценировка отрывков из
стихотворений и сказок.
Кому нужна моя помощь? Разведка
добрых дел.

инсценирова
ние

Раз – словечко, два – словечко –
будет песенка. Конкурс песен и
стихов
Люблю тебя, моя Россия.
Музыкальный час.

рисунков. Животные из
Красной книги. Животныерекордсмены.
Доброта в стихах и сказках.
Спешите творить добро!
Панорама добрых дел.
Кому нужна моя помощь?
Акции. Оказание адресной
помощи
одиноким
пенсионерам.
Раз - словечко, два словечко, - будет песенка.
Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия.

0,5

0,5

Наблюдение

Операция
0,5
«Тимуровец»

0,5

Наблюдение

конкурс

0,5

0,5

Наблюдение

Разучивание
и слушание
песен
Выставка

0,5

0,5

Наблюдение

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Выставки.
Новогодние
зарисовки. Экскурсия на
Родину Деда Мороза в
Великий
Устюг.
Новогодняя сказка.
Экскурсия в библиотеку.
Пожилые люди - мудрые
люди. Золотые бабушкины
руки. Операция «Красный
крест».
Народный
лечебник.
Бабушкины
советы.
Что значит быть хорошим
сыном и дочерью. Моя
семья - моя радость.

15

Мои любимые книги. Выставка
книг.

16

Уважения достойны. Беседа о
пожилых людях.

беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

17

Моя семья – моя радость. Беседа с
творческим заданием

Творческое
задание

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

беседа

0,5

0,5

Анкета

Диагностика.

беседа

0,5

0,5

Тест, беседа

Конституция - основной
закон жизни страны.

беседа

0,5

0,5

беседа

0,5

0,5

22

Чем живет планета Земля? КВН

квн

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Флаги России.

21

По каким правилам мы живем.
Права ребенка
Конституция – основной закон
жизни страны. Беседа с творческим
заданием
Флаги России. Беседа с творческим
заданием.
Для чего я рожден? Беседа

23

Мастерская по изготовлению
сувениров.

Изготовлени
е сувениров

0,5

0,5

Наблюдение

24

Богатыри земли Русской. Урок –
вернисаж.

Уроквернисаж

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

25

Там, где погиб неизвестный солдат.
Выставка рисунков.

выставка

0,5

0,5

Наблюдение

Мои любимые книги. Дети
войны.

26

Они служили в Армии. Конкурс
сочинений о службе в Армии
родных.

конкурс

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Там, где погиб неизвестный
солдат. Они служили в
Армии. Честь имею. Вам,
защитники Отечества!
О подвигах женщин в
военное время.
Конкурсы
стихов,
сочинений.
Выставки
рисунков. Акции. Выпуск

18
19

20

Что значит быть хорошим
сыном и дочерью.
Чем живет планета Земля?
Судьба Земли - наша
судьба.
Акции.
Конкурсы
сочинений, рисунков.
Выставки. Мастерская по
изготовлению сувениров.
Сад на окошке.
Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги.

Мой папа – мастер на все руки.
Презентация.
Мамины помощники. Ролевая игра.

презентация

0,5

0,5

игра

0,5

0,5

29

У моих родителей – золотые руки.
Выставка семейных поделок.

выставка

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

30

Быть человеком. Дискуссия.

дискуссия

0,5

0,5

31

Дорогая моя столица. Заочное
путешествие.

Заочное
путешествие

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

32

Спешите творить добро!
Ситуативный практикум.

Практическо
е
занятие

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

33

Посмотри, как он хорош, мир, в
конкурс
котором ты живешь. Конкурс
стихов.
Путешествие
по
стране. игра
Интеллектуальная игра.

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Дорогая моя столица.
Посмотри, как он хорош,
мир, в котором ты живешь.
История страны в
названиях улиц.
Кто что любит и умеет
делать. Спешите творить
добро! Панорама добрых
дел.
Зеленые
ладошки
земли. Десант чистоты и
порядка.
Трудовой
десант.
Высаживание рассады.
Мы все такие разные.
Конкурсы рисунков.

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Конкурсы рисунков,
сочинений. Акции.

27
28

34

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

листовок. Подготовка и
рассылка
праздничных
открыток.
Мой папа - мастер на все
руки.
Мамины помощники. У
моих родителей - золотые
руки.
У моих родителей - золотые
руки. Золотые бабушкины
руки. Выставки поделок.
Для чего я рожден?

№

Тема занятия

1

Символика России

4 класс «Я – гражданин России».
Формы
Кол-во
Кол-во
Форма контроля
организации часов
часов
деятельности (теория) (практика
)
презентация 0,5
0,5
Тест

2
3

Символы нашего края.
Поговорим о толерантности

презентация
беседа

4

0,5
0,5

0,5
0,5

Кто я? Какой я? Беседа с творческим беседа
заданием

0,5

0,5

Тест
Наблюдение,
анкета
Анкета

5

Тропы природы. Изготовление
поделок из бросового материала.

Изготовлени
е поделок

0,5

0,5

Наблюдение

6

Моя семья. Мини – проект

Мини-проект 0,5

0,5

Наблюдение,
презентация

7

Наши классные обязанности.
Выпуск буклетов

Выпуск
буклетов

0,5

Презентация

0,5

Элементы содержания

Геральдика - наука о
гербах. Символика России.
Символы нашего края.
Поговорим
о
толерантности.
Кто я? Какой я? Откуда я
родом. «Хочу» и «надо».
Тест
«Познай
себя».
Диагностика.
Музыкальные
превращения.
Предметы
быта в роли музыкальных
инструментов.
Музыкальный калейдоскоп
«Угадай мелодию».
Забота о родителях - дело
совести
каждого.
Фотовыставка «Я и моя
семья». Моя семья. Наша
домашняя коллекция. Игры
с
младшим
братом
(сестрой). Мои семейные
обязанности.
Мини-проект. Оформление
фотовыставки.
Продолжаем
изучать
школьный Устав.

Я и мой класс. Самое
сильное
звено.
Наши
классные
обязанности.
Зачем нужно учиться в
школе.
Конкурс
рисунков.
Диагностика.
Школьный двор. Десант
чистоты и порядка.
Я и мой класс.
Я - гражданин России.
В ответе за тех, кого
приучили. Покормите птиц
зимой.
Мастерская
кормушек.
Волшебный мир руками
детей.
Самое сильное звено.

8

Десант чистоты и порядка

десант

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

9

В ответе за тех, кого приучили.
Беседа с элементами игры

беседа

0,5

0,5

Беседа

10

Я и мой класс. Конкурс рисунков

конкурс

0,5

0,5

Беседа

11

Правила жизни. Беседа с элементами беседа
игры.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева
Беседа
«Ваши права, дети».

0,5

0,5

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение

Письмо самому себе. Конкурс на
лучшее письмо.
Государственный праздник– День
Согласия и примирения.

конкурс

0,5

0,5

Наблюдение

презентация

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Государственный праздник
- День Согласия и
примирения.

День пожилого человека. Акция
«Доброта души».

акция

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

День пожилого человека.
Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело

12

13
14

15

Права ребенка. Книга Ю
Яковлева «Ваши права,
дети». Наше право и наш
интерес.
Письмо самому себе.

совести каждого.
Акции.
Мини-проект.
Оформление фотовыставки.
Песни бабушек.
Конкурсы песен. Минипроект.
Оформление
фотовыставки.
Откуда я родом.

16

Песни бабушек. Конкурс песен

конкурс

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

17

Откуда я родом. Презентация.

презентация

0,5

0,5

18

Зачем нужно учиться в школе

беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Анкета

19
20

Моё село. Конкурс сочинений
Путешествие в страну Законию.
Викторина.

конкурс
викторина

0,5
0,5

0,5
0,5

Беседа
Наблюдение,
беседа

21

Знаменитые писатели и поэты.
Литературная викторина.

викторина

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

22

Основной закон жизни нашего
государства. Беседа

беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

Как встречают Новый год в
разных странах.
Наши
классные
обязанности.
Зачем нужно учиться в
школе.
Конкурсы
рисунков,
сочинений.
Новый год
шагает по планете.
Откуда я родом.
От вершины к корням. Из
истории появления законов.
Путешествие в страну
Законию. Основной закон
жизни нашего государства.
Знаменитые писатели и
поэты.
Сто
великих
женщин. Образ русской
женщины. О красоте, моде
и хорошем вкусе.
Основной закон жизни
нашего государства.

23

Я и моя семья. Фотовыставка.

фотовыставк

0,5

0,5

Наблюдение

Фотовыставка «Я и моя

а
Развешивани
е кормушек

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

24

Покормите птиц зимой. Мастерская
кормушек.

25

Растения из Красной книги.
Просмотр видеофильма.

видеофильм

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

26

Панорама добрых дел.

0,5

27

Мои семейные обязанности.
Проигрывание сюжетов.

Операция
0,5
«Тимуровец»
игра
0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

28

Мир моих интересов. Беседа с
творческим заданием

беседа

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

29

Забота о родителях – дело совести
каждого.
Мой лучший школьный друг.
Письмо другу.

беседа

0,5

0,5

обсуждение

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

31

Я - житель планеты Земля. Круглый
стол.

Круглый
стол

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

32

Берегите природу. Конкурс
экологических сказок

Конкурс
сказок

0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

30

0,5

семья». Моя семья.
Изготовление
кормушек,
поделок
из
бросового
материала.
Конкурс
экологических
сказок,
стихов.
Тропы природы. Природа в
поэзии.
Я - житель планеты Земля.
Берегите природу.
Правила
счастливого
человека.
Масленица.
Конкурс на лучший рецепт
блинов.
Правила жизни. Правила
счастливого
человека.
«Можно» и «нельзя» в
жизни.
Мир
моих
интересов. Диагностика.
Забота о родителях - дело
совести каждого.
Мой лучший школьный
друг.
Конкурс
сочинений.
Диагностика.
Высаживание рассады.
Мой город. Знаешь ли ты
страны мира? Семь чудес
света.
Я - житель планеты Земля.
Берегите природу.

33

Победа деда – моя победа. Мини –
проекты о своих героических
родственниках.

Мини-проект 0,5

0,5

Наблюдение,
беседа

34

Есть такая профессия – Родину
защищать. Конкурсная
познавательная программа.

Познаватель
ная
программа

0,5

Наблюдение,
беседа

0,5

Победа деда - моя победа.
Герои
Великой
Отечественной
войны.
Память. Города-герои.
Конкурсы
сочинений.
Мини-проекты,
презентации и размещение
в Интернете лучших работ.
Оформление
альбома.
Выпуск
листовок.
Подготовка и рассылка
праздничных открыток.
Я - гражданин России.
Герои России. Есть такая
профессия
Родину
защищать. Мы - россияне.
О подвигах женщин в
военное время. Конкурсы
сочинений. Мини-проекты,
презентации и размещение
в Интернете лучших работ.
Оформление альбома.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».