Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные универсальные учебные действия: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; . установка на здоровый образ жизни; . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: . принимать и сохранять учебную задачу; . учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; . планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; . учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; . осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); . оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; . адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; . различать способ и результат действия; . вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: . в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; . преобразовывать практическую задачу в познавательную; . проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; . самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; . осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; . самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: . осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; . осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; . использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; . строить сообщения в устной и письменной форме; . ориентироваться на разнообразие способов решения задач; . основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); . осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; . осуществлять синтез как составление целого из частей; . проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; . устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; . строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; . обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; . осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; . устанавливать аналогии; . владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: . осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; . записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; . создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; . осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; . осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; . осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; . осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; . строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; . произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: . адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; . допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; . учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; . формулировать собственное мнение и позицию; . договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; . строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; . задавать вопросы; . контролировать действия партнёра; . использовать речь для регуляции своего действия; . адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: . учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; . учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; . понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; . аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; . продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; . с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; . задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; . осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; . адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; . адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторскотехнологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов: получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Содержание учебного предмета «Технология» Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники. 1 Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № 1 2 Тема урока Элементы содержания (понятия) Давайте познакомимся (3 часа) Как работать с учебником? Я и мои друзья. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени (на всех уроках с 1-4 класс) Материалы и инструменты. Организация Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых рабочего места. инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Что такое технология? Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека 4 Природный материал. Человек и земля (20 часов + 1 резерв) Общее понятие о материалах, их происхождении Изделие: «Аппликация из листьев». 5 Пластилин. 6 Пластилин. 7 Растения. 8 Растения. Проект «Осенний урожай». 9 Бумага. 10 Бумага. 3 Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Эскиз, сборка Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие, деталь изделия (общее представление). Композиция Изделие «Мудрая сова». Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Земледелие Изделие: «Получение и сушка семян» Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Проект Изделие. «Овощи из пластилина” Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Шаблон, симметрия, правила безопасной работы Изделие «Волшебные фигуры» Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Изделие «Закладка из бумаги» Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на 11 Насекомые. 12 Дикие животные. Проект «Дикие животные». 13 Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». 14 Домашние животные. 15 Такие разные дома. Практическая работа. 1617 18 Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Изделие «Пчелы и соты». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Изделие: «Коллаж «Дикие животные» Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Изделия «Украшения на елку, на окно» Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Изделие: «Котенок». Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Рукотворный мир как результат труда человека Макет, гофрированный картон Изделие: «Домик из веток». Сервировка, сервиз Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница» Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений Изделие: «Торшер». 19 Мебель 20 Одежда, ткань, нитки. 21 Учимся шить. 22 Учимся шить. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Изделие: “Закладка с вышивкой”. 23 24 Учимся шить Передвижение по земле. Изделие: “Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями. Медвежонок” Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Изделие: “Тачка”. 25 Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. 26 Питьевая вода. 27 Передвижение по воде. Проект “Речной флот”. 28 Использование ветра. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Изделие: «Стул» Выкройка, модель. Изделие: «Кукла из ниток» Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по трафарету, копированием, с помощью линейки, ), выделение деталей (резание ножницами), сборка изделия ( ниточное), отделка изделия или его деталей ( аппликация и др.). Правила безопасной работы с иглой. Изделия: “Строчка прямых стежков. Строчка стежков с перевивом змейкой. Строчка стежков с спиралью. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Человек и вода (3 часа) Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Рассада. Проращивание семян. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей ( по шаблону, копированием, с помощью линейки, циркуля), выделение деталей ( резание ножницами, ), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Изделие: “Колодец”. Оригами Изделия: “Кораблик из бумаги, плот” Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Человек и воздух (3 часа) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Флюгер Изделие: Вертушка”. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз), выделение деталей (отрывание), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Мозаика Изделие: ”Попугай”. 29 Полеты птиц 30 Полеты человека. 31 Способы общения. Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Летательный аппарат Изделие: “Самолет, парашют”. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Человек и информация (3 часа) Изделие: “Письмо на глининой дощечке”, “Зашифрованное письмо 32 Важные телефонные номера. Изделие: «Важные телефонные номера» 33 Компьютер. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Компьютер, Интернет. № 1 2 3 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (34 часа) Тема урока Элементы содержания (понятия) Здравствуй, дорогой друг. Как работать с Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование учебником. трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени Человек и земля (23 часа) Земледелие. Практическая работа № 1: Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды «Выращивание лука». (общее представление). Земледелие, овощевод, садовод Керамика, глазурь, гончар, мастер корзинщик Изделие: Корзина с цветами. Посуда. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Работа с пластичными материалами Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по (пластилин). Практическая работа № 2 их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование «Съедобные и несъедобные грибы», соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. «Плоды лесные и садовые». Изделие: «Семейка грибов на поляне» 5 6 7 8 9 10 Работа с пластичными материалами (тестопластика). Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). Проект «Праздничный стол» Народный промысел хохломская роспись. Работа с папье-маше. Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности народного промысла дымковская игрушка. История матрешки. 11 Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. 12 Человек и лошадь. Практическая работа № 3: «Домашние животные» 13 Домашние птицы. 14 Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» 15 Новый год. Тестопластика, пекарь, кондитер Изделие: «Игрушка из теста» Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Народно-прикладное искусство, орнамент Изделие: «Золотая хохлома» в технике папье-маше Имитация, роспись, подмалевок Изделие: «Городецкая роспись» Изделие: «Дымковская игрушка» Способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховскомайдановская, авторская; игрушечник, резчик по дереву. Изделие: «Матрешка из картона и ткани» Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам) Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Рельеф, пейзаж Изделие: «Пейзаж «Деревня» Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Животновод, коневод, конюх, лицевая сторона, изнаночная сторона Изделие: «Лошадка» Инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика Изделие: «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору) Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, проволочное), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Изделие: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору) Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Венец, наличник, причелина Изделие: «Изба», «Крепость». Циркуль Изделие: «Домовой» 16 Строительство. Полуобъемная пластика. 17 В доме. Практическая работа № 4: «Наш дом». 18 Проект «Убранство избы». Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура) разных народов России (на примере 2–3 народов). Печник, истопник, утварь, лежанка, устье, шесток Изделие: «Русская печь» Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). 19 Ткачество. 20 21 Мебель традиционная для русской избы. Национальный костюм и особенности его украшения. Создание национального костюма (женского и мужского). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Переплетение, основа, уток Изделие: «Коврик». Изделие: «Стол и скамья». Волокна, виды волокон, сутаж, плетение Изделие: «Русская красавица» Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». Изделие: «Кошелек». 22 23 24 Технология выполнения строчки косых стежков. Способ оформления изделий вышивкой. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). 25 Рыболовство. 26 Проект «Аквариум». 27 Полуобъемная аппликация. 28 Птица счастья. 29 Использование ветра. 30 Пяльцы, пряха, вышивальщица Изделие: «Тамбурные стежки. Салфетка» Человек и вода (3 часа) Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Рыболов, рыболовство, изонить Изделие: Композиция «Золотая рыбка» Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, копированием, с помощью линейки, угольника), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Аквариум Изделие: «Аквариум» Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Русалка, сирена Изделие: «Русалка» Человек и воздух (3 часа) Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Оберег, оригами Изделие: «Птица счастья» Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Мельница, мельник Изделие: «Ветряная мельница» Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Флюгер, его назначение, конструктивные Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных особенности, использование. материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Фольга, флюгер Изделие: «Флюгер». Книгопечатание. 31 32-33 Способы поиска информации. Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете» Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Человек и информация (3 часа) Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей ( по шаблону, копированием, с помощью линейки), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное), отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.). Книгопечатание, книжка-ширма Изделие: «Книжка-ширма». Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации . Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Компьютер, Интернет, набор текста Выставка достижений учащихся за год 34 № 1 2 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Тема урока Элементы содержания (основные понятия) Знакомство с учебником (1 час) Здравствуй, дорогой друг! Как работать Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование с учебником. Путешествие по городу трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времениГородская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод Человек и земля (21 час) Архитектура. Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, разных народов России (на примере 2–3 народов). Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Архитектор, инженер-строитель, прораб, архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа. Изделие: «Дом» Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Городские постройки. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Изделие: «Телебашня» Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых 4 5,6 7,8 инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Парк. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник, лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Изделие: «Городской парк» Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Проект «Детская площадка». Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Технологическая карта, защита проекта. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели» Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Модельер, закройщик, портной, швея, ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая Практическая работа № 1 «Коллекция одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Изделия: тканей». «Строчка стебельчатых стежков», "Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). 9 Изготовление тканей. 10 Вязание. 11 Одежда для карнавала. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Прядильщица, ткач, ткачество, ткацкий станок, гобелен. Изделие: «Гобелен» Вязание, крючок, воздушные петли Изделие: «Воздушные петли» Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (лекалу, копированием, с помощью линейки, циркуля), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей ( складывание и др.), сборка изделия (ниточное), отделка изделия или его деталей (вышивка, аппликация и др.). Карнавал, крахмал, кулиска Изделия: «Кавалер», «Дама» Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). 12 Бисероплетение. Практическая работа № Бисер, бисероплетение. Изделия: «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки». 2 «Кроссворд «Ателье мод» Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). 13 Кафе. Практическая работа № 3 «Тест Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание «Кухонные принадлежности» доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Повар, кулинар, официант, порция, меню. Изделие: «Весы». Фруктовый завтрак. Практическая работа Рецепт, ингредиенты, стоимость. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по № 4 «Таблица «Стоимость завтрака» выбору учителя). 14 15 Колпачок – цыпленок. 16 17 Бутерброды. Салфетница. 18 Магазин подарков. 19 Золотистая соломка. 20 Упаковка подарков. 21 Автомастерская. 22 Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Синтепон, сантиметровая лента. Изделие «Колпачок-цыпленок Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя) Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Салфетница, сервировка. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток» Товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин, магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Соломка, междоузлия. Изделие «Золотистая соломка» Упаковка, контраст, тональность Изделие: «Упаковка подарков» Разнообразие предметов рукотворного мира (техника) разных народов России (на примере 2–3 народов). Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Инженер-конструктор, автослесарь, пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань. Изделие: «Фургон «Мороженое» Грузовик. Практическая работа № 5 Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; «Человек и земля» выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений 23 24 25 26 27 28 29 Подвижное соединение, неподвижное соединение. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Человек и вода (4 часа) Мосты. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Изделие: модель «Мост» Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Водный транспорт. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Кораблестроитель, верфь, баржа, контргайка. Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя) Океанариум. Проект «Океанариум». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, Практическая работа № 6 «Мягкая простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, игрушка». функциональным, декоративно-художественным и пр.). Ихтиолог, мягкая игрушка, океанариум. Изделие: «Осьминоги и рыбки». Фонтаны. Практическая работа № 7 Фонтан, декоративный водоём. Изделие: «Фонтан». «Человек и вода» Человек и воздух (3 часа) Зоопарк. Практическая работа: «Тест Оригами, бионика. Изделие: «Птицы». «Условные обозначения техники оригами» Вертолетная площадка. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Лётчик, штурман, авиаконструктор, вертолёт, лопасть. Изделие: «Вертолёт «Муха» Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Воздушный шар. Практическая работа № Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по 8 «Человек и воздух» их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Папье-маше. Изделие: «Воздушный шар». Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделия: «Композиция «Клоун». Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность) Человек и информация (5 часов) 30 Переплетная мастерская. 31 Почта. 32, 33 Кукольный театр. спектакль». 34 Афиша Проект Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений Печатник, переплётчик, переплёт. Изделие: «Переплётные работы» Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Почтальон, почтовый служащий, корреспонденция, бланк. Изделие: «Переплетные работы» «Готовим Кукольник, художник-декоратор, кукловод, театр кукол, программа. Кукольный театр» Афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Изделие: «Афиша» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № 1 Тема урока Как работать с учебником 2-3 Вагоностроительный завод. 4 Полезные ископаемые. Элементы содержания (основные понятия) Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы. Человек и земля (21 час) Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых 5 Полезные ископаемые. 6-7 Автомобильный завод. 8-9 Монетный двор. 10-11 Фаянсовый завод. группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка» Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню. Изделие: «Малахитовая шкатулка» Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Автомобильный завод, конвейер, операция. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор, скульптор, художник. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс» Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. 12 13 14-15 16-17 18-19 20-21 22 Швейная фабрика. Изготовление лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик, кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортёр, мерка, размер. Изделие: «Прихватка» Швейная фабрика. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка» Обувное производство Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Обувщик, обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель летней детской обуви» Деревообрабатывающее производство. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Столяр, древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Кондитерская фабрика. Практическая Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды работа № 1 «Тест «Кондитерские (общее представление). изделия». Кондитер, технолог-кондитер, какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам Бытовая техника. Практическая работа № Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание 2 «Тест «Правила эксплуатации доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам электронагревательных приборов». Слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы» Тепличное хозяйство. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Агроном, овощевод, теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника Изделие: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 «Цветы для школьной клумбы» Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Человек и вода (3 часа) Водоканал. Водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи Изделие: «Фильтр для очистки воды» Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов Порт. Практическая работа № 3 Лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, порт, причал, док, карантин, военно«Технический рисунок канатной морская база, морской узел . Изделие: «Канатная лестница» лестницы». Узелковое плетение. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Макраме. Изделие: «Браслет» Человек и воздух (3 часа) Самолетостроение. Ракетостроение. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Лётчик, космонавт, самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолет» Самолетостроение. Ракетостроение. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование Самолетостроение. Ракетостроение. соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Изделие: «Ракета-носитель» Каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей» Человек и информация (6 часов) Создание титульного листа. Редактор, технический редактор, корректор, художник, издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издателькая обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист» Работа с таблицами. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Изделие: работа с таблицами Создание содержания книги. Практическая Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. работа № 4 «Содержание» Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. 32-33 34 Переплетные работы. Итоговый урок Шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника»