РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) 5-9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

когнит
ивный
компон
ент

У выпускника будут сформированы:
Выпускник
получит

историко-географический образ, возможность для формирования:
включая представление о территории и
 выраженной
устойчивой
границах России, её географических
учебно-познавательной
особенностях,
знание
основных
мотивации и интереса к
исторических
событий
развития
учению;
государственности и общества; знание
 готовности
к
истории и географии края, его достижений
самообразованию
и
и культурных традиций;
самовоспитанию;

образ социально-политического
 адекватной
позитивной
устройства
—
представление
о
самооценки и Я-концепции;
государственной организации России,
 компетентности
в
знание государственной символики (герб,
реализации основ гражданской
флаг, гимн), знание государственных
идентичности в поступках и
праздников;
деятельности;

знание положений Конституции
 морального сознания на
РФ, основных прав и обязанностей
конвенциональном
уровне,
гражданина, ориентация в правовом
способности
к
решению
пространстве
государственноморальных дилемм на основе
общественных отношений;
учёта позиций участников

знание о своей этнической
дилеммы,
принадлежности, освоение национальных  ориентации на их мотивы и
ценностей, традиций, культуры, знание о
чувства;
устойчивое
народах и этнических группах России;
следование
в
поведении

освоение
общекультурного
моральным
нормам
и
наследия России и общемирового
этическим требованиям;
культурного наследия;
 эмпатии как осознанного

ориентация в системе моральных
понимания и сопереживания
норм и ценностей и их иерархизация,
чувствам
других,
понимание конвенционального характера
выражающейся в поступках,
морали;
направленных на помощь и
обеспечение благополучия.

основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях
социальных
отношений
и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;

экологическое сознание, признание
высокой ценности жизни во всех её
проявлениях; знание основных принципов
и правил отношения к природе; знание
основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил
поведения в чрезвычайных ситуациях

ценнос
тный и
эмоцио
нальны
й
компон
ент

деятел
ьностн
ый
(повед
енческ
ий)
компо
нент


гражданский патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и
историческим памятникам;

эмоционально
положительное
принятие своей этнической идентичности;

уважение к другим народам России и
мира и принятие их, межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному сотрудничеству;

уважение
к
личности
и
её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к окружающим, нетерпимость
к любым видам насилия и готовность
противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь
к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;

потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и
моральные чувства — чувство гордости
при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их
нарушении

готовность и способность к участию в
школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в
школе и классе, участие в детских и
молодёжных
общественных
организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);

готовность
и
способность
к
выполнению
норм
и
требований
школьной жизни, прав и обязанностей
ученика;

умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;

готовность
и
способность
к
выполнению
моральных
норм
в
отношении взрослых и сверстников в

школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;

потребность
в
участии
в
общественной
жизни
ближайшего
социального окружения, общественно
полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с
учётом
конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических условий;

устойчивый познавательный интерес
и
становление
смыслообразующей
функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного
образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регуляти
вные
УУД

Выпускник научится:
Выпускник
получит

целеполаганию,
включая возможность научиться:
постановку
новых
целей,
 самостоятельно
ставить
преобразование практической задачи
новые учебные цели и задачи;
в познавательную;
 построению
жизненных
планов
во
временной

самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе
перспективе;
учёта
выделенных
учителем
 при планировании достижения
ориентиров действия в новом
целей
самостоятельно
и
учебном материале;
адекватно учитывать условия и

планировать пути достижения
средства их достижения;
целей;
 выделять
альтернативные
способы достижения цели и

устанавливать
целевые
приоритеты;
выбирать
наиболее
эффективный способ;

уметь
самостоятельно
контролировать своё время и
 основам
саморегуляции
в
управлять им;
учебной
и
познавательной
деятельности
в
форме

принимать
решения
в
осознанного управления своим
проблемной ситуации на основе
поведением и деятельностью,
переговоров;
направленной на достижение

осуществлять констатирующий
поставленных целей;
и предвосхищающий контроль по
 осуществлять
результату и по способу действия;
познавательную рефлексию в
актуальный контроль на уровне
отношении действий по решению
произвольного внимания;
учебных и познавательных задач;

адекватно
самостоятельно
 адекватно
оценивать
оценивать правильность выполнения
объективную трудность как
действия и вносить необходимые
меру
фактического
или
коррективы в исполнение как в конце
предполагаемого
расхода
действия, так и по ходу его
ресурсов на решение задачи;
реализации;
 адекватно оценивать свои

основам прогнозирования как
возможности достижения цели
предвидения будущих событий и
определённой
сложности
в
развития процесса

Коммуни
кативны
е УУД

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;

формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для
оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;

осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить
монологическое
контекстное
высказывание;

организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем

различных
сферах
самостоятельной деятельности;
 основам
саморегуляции
эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и
преодолевать
трудности
и
препятствия
на
пути
достижения целей
Выпускник
получит
возможность научиться:
 учитывать и координировать
отличные
от
собственной
позиции
других
людей,
в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
 понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
 продуктивно
разрешать
конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки
альтернативных
способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации
столкновения
интересов;
 брать на себя инициативу в
организации
совместного
действия (деловое лидерство);
 оказывать
поддержку
и
содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять
коммуникативную рефлексию как
осознание
оснований
собственных
действий
и
действий партнёра;
 в процессе коммуникации
достаточно
точно,

и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;

осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;

работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;

основам
коммуникативной
рефлексии;

использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;

отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.

последовательно
и
полно
передавать
партнёру
необходимую информацию как
ориентир
для
построения
действия;
 вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении
проблем,
участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию,
владеть
монологической
и
диалогической формами речи в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами
родного языка;
 следовать
моральноэтическим и психологическим
принципам
общения
и
сотрудничества
на
основе
уважительного отношения к
партнёрам, внимания к личности
другого,
адекватного
межличностного
восприятия,
готовности
адекватно
реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и
эмоциональную
поддержку
партнёрам
в
процессе
достижения
общей
цели
совместной деятельности;
 устраивать
эффективные
групповые
обсуждения
и
обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для
принятия
эффективных
совместных решений;
 в совместной деятельности
чётко
формулировать
цели
группы
и
позволять
её
участникам
проявлять
собственную
энергию
для
достижения этих целей.

Познава
тельные
УУД

Выпускник научится:
Выпускник
получит

основам реализации проектно- возможность научиться:
исследовательской деятельности;
 основам
рефлексивного
чтения;

проводить
наблюдение
и
эксперимент
под руководством
 ставить
проблему,
учителя;
аргументировать
её
актуальность;

осуществлять
расширенный
поиск информации с использованием  самостоятельно проводить
ресурсов библиотек и Интернета;
исследование
на
основе
применения методов наблюдения

создавать и преобразовывать
и эксперимента;
модели и схемы для решения задач;
 выдвигать гипотезы о связях и

осуществлять выбор наиболее
закономерностях
событий,
эффективных способов решения
процессов, объектов;
задач в зависимости от конкретных
условий;
 организовывать исследование
с целью проверки гипотез;

давать определение понятиям;
 делать
умозаключения

устанавливать
причинно(индуктивное и по аналогии) и
следственные связи;
выводы на основе аргументации.

осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;

обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;

осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических
операций;

строить классификацию на
основе дихотомического деления (на
основе отрицания);

строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;

объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;


основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;

структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых
событий;

работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном
сближении слов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература"
должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и
родная литература" должны отражать:
Родная
литература
обеспечивает
получение
следующих
предметных результатов:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение
культурной самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять
фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики;

находить
основные
изобразительно-выразительные
средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поиска в Интернете.


Устное народное творчество
Учащийся научится:
 видеть черты русского национального характера в героях русских
сказок;
 пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для сказки художественные средства;
 учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
 характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью
произведений древнерусской литературы;
 характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
 формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской
литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания;
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
 воспринимать художественный текст как произведение искусства,
послание автора читателю, современнику и потомку;
 характеризовать нравственную позицию героев;
 формулировать художественную идею произведения;
 формулировать вопросы для размышления;
 участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
 давать психологическую характеристику поступкам героев в различных
ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
 сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в
других видах искусства, аргументировано оценивать их;
 выразительно читать произведения лирики;
 вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять
её
результаты
в
разных
форматах
(работа
исследовательского характера, реферат, проект).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Своеобразие родной литературы
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как способ познания жизни
Русский фольклор
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.
Особенности сюжета.
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения
Отечеству. Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных
произведений
Древнерусская литература
Образное отражение жизни в древнерусской литературе
Литература XIX века
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе
«Экзамены».
Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль
семьи в воспитании ребёнка. Открытость и честность, требовательность к себе,

деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Литература XX века
Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе.
Основная тематика и нравственная проблематика рассказаВыразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном
Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора
размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция
автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№

Наименование
разделов

Тема

Кол
ич.

Элементы содержания

часо
в
1

Своеобразие
родной
литературы.

Родная литература как
национально-культурная
ценность народа

1

Своеобразие родной
литературы.

2

Русский
фольклор.

«Иван — крестьянский
сын и Чудо-Юдо».

1

«Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель»

1

Волшебная богатырская
сказка героического
содержания. Тема мирного
труда и защиты родной
земли. Иван — крестьянский
сын как выразитель основной
мысли сказки. Нравственное
превосходство главного
героя. Герои сказки в оценке
автора-народа. Особенности
сюжета.
«Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель» —
народные представления о
справедливости, добре и зле в
сказках о животных и
бытовых сказках

3

Древнерусская
литература.

М.А. Никитин Из
«Хождения за три моря».

1

Традиции и особенности
духовной литературы.
Афанасий Никитин
«Хождения за три моря».

4

Из литературы
XVIII века

М. В.Ломоносов. «Лишь
только дневный шум
умолк…».

1

Краткий рассказ о жизни
писателя. Ломоносов –
ученый, поэт, художник,
гражданин.

5

Из литературы
XIX века.

Л.Н.Толстой Басни

1

Толстой Л.Н. Басни«Два
товарища», «Лгун», «Отец и
сыновья».Сведения о
писателе. Нравственная
проблематика басен,
злободневность. Пороки,

недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество,
самонадеянность. Основные
темы басен. Приёмы создания
характеров и ситуаций.
Мораль.

6

7

Поэтический
образ Родины

Литература
XX века

Даль В.И. Сказка «Что
значит досуг?».

1

Сведения о писателе.
Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке.
Поручение Георгия Храброго
– своеобразный экзамен для
каждого героя, проверка на
трудолюбие.
Идейнохудожественный
смысл сказки.
Индивидуальная
характеристика героя и
авторское отношение.
Использование описательной
речи автора и

Вяземский П.А.
Стихотворение «Первый
снег».

1

Краткие сведения о поэте.
Радостные впечатления, труд,
быт, волнения сердца,
чистота помыслов и
стремлений лирического
героя. Символы и метафоры,
преобладание ярких
зрительных образов.

Станюкович К.М. Рассказ
«Рождественская ночь»:

1

Проблематика рассказа.
Милосердие и вера в
произведении писателя.

Пермяк Е.А. Сказка
«Березовая роща».

1

Краткие сведения о писателе.
Тема, особенности создания
образов. Решение серьезных
философских проблем
зависти и злобы, добра и зла
языком сказки.
Аллегорический язык сказки.

Гайдар А.П. «Тимур и его
команда».

1

Тема дружбы в повести,
отношение взрослых и детей.

Пантелеев Л. «Шкидские
рассказы».

1

Паустовский К.Г. «Заячьи
лапы».

Доброта и сострадание,
реальное и фантастическое в
сказках Паустовского.

Пришвин М.М. «Остров
спасения

1

Блок А. «Ты помнишь, в
нашей бухте сонной…».

1

Самойлов Д. «Сказка».

1

Стихи о прекрасном и
неведомом.

Берестов В. «Почему-то в
детстве…»
Всего 17 часов

7 КЛАСС
№
1

Раздел
Русский
фольклор

Тема
Героические былины

2

Древнерусская «Сказание о Борисе и
Глебе»
литература

4

Литература
XVIII века

Г.Р.Державин «Река
времен»

1

5

Литература
XIХ века

А.С.Пушкин «Повести
Белкина»

2

«Маленькие трагедии»

2

2

2

Элементы содержания
«Добрыня и Змей», «Алеша
Попович и Тугарин Змеевич»,
«Святогор- богатырь».
Теория литературы.
Гипербола (развитие
представлений). Былина.
Героический эпос,
афористические жанры
фольклора.
Тема
добра
и
зла
в
произведениях древнерусской
литературы.
Теория литературы. Летопись
(развитие представлений).
Размышления о смысле жизни,
о судьбе. Утверждение
необходимости свободы
творчества.
«Выстрел». Мотивы поступков
героев повести. Чувство
мести, милосердие,
благородство
«Скупой рыцарь». «Ужасный
век, ужасные сердца».
Теория литературы. Трагедия.
Проблематика.
Конфликт.

Композиция (развитие
представлений).

6

Литература
XХ века

17

И.С.Тургенев.
«Два богача»
А.П.Чехов
Рассказ «Тоска»

1

А.Аверченко.
«Вечером»

1

Характеристика раннего
творчества писателя. Два мира
в рассказе.
Теория литературы.
Композиция. Развитие
представлений о жанровых
особенностях рассказа.

М.Зощенко
«История болезни»

1

Средства создания
комического в рассказе.
Теория литературы. Сатира.
Юмор (развитие
представлений).

Н.Заболоцкий
«Некрасивая девочка».

1

В.Шукшин
«Миль пардон, мадам»

1

Е.Носов. «Трудный
хлеб».

1

Вечная проблема красоты
(внешней и внутренней).
Теория литературы.
Композиция. Идея.
Выразительные средства
языка (развитие
представлений).
Проблема «маленького
человека»
Теория литературы Рассказсудьба.
Уроки
нравственности
в
рассказе.
Теория литературы. Развитие
представлений о жанровых
особенностях рассказа.

Подведение итогов

1

всего 17 часов

9 КЛАСС

1

Влияние крепостного права на
людей.
«Смех
сквозь
слезы».
Истинные и ложные ценности
героев рассказа.
Теория литературы. Развитие
представлений о жанровых
особенностях рассказа.

№ Раздел

1

Древнерусская
литература

2

Из литературы
XVIII в

3

Из литературы
XIX в.

4

Из литературы
XX в.

Название раздела и темы
урока

КолЭлементы содержания
во
часов
«Задонщина». Тема единения
1
Особенности развития
Русской земли
древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема
единения Русской земли
Н.М.Карамзин «История
1
«Уважение к минувшему»
государства Российского»
в исторической хронике
(фрагмент). Н.М.Карамзина.
Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века.
1
Русские баснописцы 18
Басня «Ворона и лиса»
века. Басня «Ворона и
лиса» В. К. Тредиаковского
и А. П. Сумарокова.
Образ родной природы в
1
Апухтин А.Н.
стихах поэтов XIX в.
Стихотворение «День ли
царит, тишина ли
ночная…». Поэтические
традиции XIX века в
творчестве Апухтина
1
Бестужев-Марлинский А.А.
«Вечер
на
бивуаке».
Лицемерие
и
эгоизм
светского
общества
и
благородство чувств героя
рассказа
И.А.Бунин. Рассказы из цикла
«Темные аллеи». «Холодная
осень».
А.Толстой.
Рассказ
«Русский характер»

1

Солженицын
«Крохотки»

Цикл

1

Ю. Бондарев.
«Простите нас!»

Рассказ

1

Юрий
хлеба».

«Запах

1

А.И.

Казаков

К.Г.Паустовский.
«Телеграмма».

1

Рассказ «Русский
характер» -своеобразный
итог рассуждениям
о русском человеке.
Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья
автора о человеке, о
природе, о проблемах
современного общества и о
судьбе России.
Безнравственность
забвения человека
человеком. Тема
благодарности
воспитавшим нас людям,
памяти о них.
Психологизм рассказа
Юрия Казакова «Запах
хлеба».
К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение

А.Грин. «Зеленая лампа».
Что нужно человеку для
счастья.

1

А.Платонов «В прекрасном
и яростном мире».

1

Б.П.Екимов

1

«Ночь
исцеления».
Трагическая судьба человека
в
годы
Великой
Отечественной войны.
Т.Н Толстая «Соня».

1

Е. Габова. Рассказ
«Не пускайте Рыжую на

1

Насти к матери. Смысл
названия рассказа)
Что нужно человеку для
счастья.
Глубина философского
обобщения в рассказе А.
Платонова «В прекрасном
и яростном мире».
Трагическая судьба
человека в годы Великой
Отечественной войны.
Внутренняя драма героини,
связанная с пережитым во
время давно
закончившейся войны.
Мотив времени – один из
основных мотивов
рассказа. Тема
нравственного выбора.
Образ «вечной Сонечки»
Проблема отсутствия
понимания между людьми.

озеро»
Захар Прилепин.
квадрат».

Всего 17 уроков

«Белый

1

Нравственное взросление
героя рассказа. Проблемы
памяти, долга,
ответственности,
непреходящей
человеческой жизни в
изображении писателя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».