ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
когнит
ивный
компон
ент
У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность
историко-географический образ, для формирования:
включая представление о территории и
выраженной устойчивой учебнограницах России, её географических
познавательной
мотивации
и
особенностях,
знание
основных
интереса к учению;
исторических
событий
развития готовности к самообразованию
государственности и общества; знание
и самовоспитанию;
истории
и
географии
края,
его
ценнос
тный и
эмоцио
нальны
й
компон
ент
достижений и культурных традиций;
образ социально-политического
устройства
—
представление
о
государственной организации России,
знание государственной символики (герб,
флаг, гимн), знание государственных
праздников;
знание положений Конституции
РФ, основных прав и обязанностей
гражданина, ориентация в правовом
пространстве
государственнообщественных отношений;
знание о своей этнической
принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о
народах и этнических группах России;
освоение
общекультурного
наследия России и общемирового
культурного наследия;
ориентация в системе моральных
норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера
морали;
основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях
социальных
отношений
и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;
экологическое сознание, признание
высокой ценности жизни во всех её
проявлениях;
знание
основных
принципов и правил отношения к
природе; знание основ здорового образа
жизни
и
здоровьесберегающих
технологий;
правил
поведения
в
чрезвычайных ситуациях
гражданский патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и
историческим памятникам;
эмоционально
положительное
принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и
мира и принятие их, межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному сотрудничеству;
уважение
к
личности
и
её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к окружающим, нетерпимость
адекватной
позитивной
самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации
основ гражданскойидентичности в
поступках и деятельности;
морального
сознания
на
конвенциональном
уровне,
способности к решению моральных
дилемм на основе учётапозиций
участников дилеммы,
ориентации на их мотивыи
чувства; устойчивое следование в
поведении моральнымнормам и
этическим требованиям;
эмпатии
как
осознанного
понимания
и
сопереживания
чувствам других, выражающейся в
поступках,
направленных
на
помощь
и
обеспечение
благополучия.
деятел
ьностн
ый
(повед
енческ
ий)
компо
нент
к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь
к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;
потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и
моральные чувства — чувство гордости
при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их
нарушении
готовность и способность к участию
в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в
школе и классе, участие в детских и
молодёжных
общественных
организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);
готовность
и
способность
к
выполнению
норм
и
требований
школьной жизни, прав и обязанностей
ученика;
умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;
готовность
и
способность
к
выполнению
моральных
норм
в
отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
потребность
в
участии
в
общественной
жизни
ближайшего
социального окружения, общественно
полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с
учётом
конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических условий;
устойчивый познавательный интерес
и
становление
смыслообразующей
функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного
образования
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регуляти
вные
УУД
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность
целеполаганию,
включая научиться:
постановку
новых
целей,
самостоятельно ставить новые
преобразование
практической
учебные цели и задачи;
задачи в познавательную;
построению жизненных планов во
временной перспективе;
самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе при планировании достижения
учёта
выделенных
учителем
целей самостоятельнои адекватно
ориентиров действия в новом
учитывать условия и средства их
учебном материале;
достижения;
планировать пути достижения
выделять альтернативные способы
целей;
достижения целии выбирать наиболее
устанавливать
целевые
эффективный способ;
приоритеты;
основам саморегуляции в учебной и
уметь
самостоятельно
познавательной
деятельности
в
контролировать своё время и
форме осознанного управления своим
управлять им;
поведением
и
деятельностью,
принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
адекватно
самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса
Коммуни
кативны
е УУД
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для
оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно
использовать
направленной
на
достижение
поставленных целей;
осуществлять
познавательную
рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных
задач;
адекватно оценивать объективную
трудностькак меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
адекватно
оценивать
свои
возможности
достиженияцели
определённой сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности;
основам
саморегуляции
эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и
преодолевать
трудности
и
препятствия на пути достижения
целей
Выпускник получит возможность
научиться:
учитывать
и
координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
продуктивно
разрешать
конфликты на основе учётаинтересов
и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к общему
решению в совместнойдеятельности,
в том числе в ситуации столкновения
интересов;
брать на себя инициативу в
организации
совместногодействия
(деловое лидерство);
оказывать
поддержку
и
содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять коммуникативную
рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий
речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью;
строить
монологическое
контекстное высказывание;
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;
осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;
работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
основам
коммуникативной
рефлексии;
использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.
Познава
тельные
УУД
Выпускник научится:
основам реализации проектноисследовательской деятельности;
проводить
наблюдение
и
эксперимент
под руководством
учителя;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
партнёра;
в
процессе
коммуникации
достаточно точно, последовательно
и
полно
передавать
партнёру
необходимую
информацию
как
ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем, участвовать в
дискуссиии аргументировать свою
позицию, владеть монологическойи
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка;
следовать морально-этическим и
психологическимпринципам общения и
сотрудничества
на
основе
уважительного
отношения
к
партнёрам, внимания к личности
другого,адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в
частности
оказыватьпомощь
и
эмоциональную поддержку партнёрам
в процесседостижения общей цели
совместной деятельности;
устраивать
эффективные
групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных
совместных решений;
в совместной деятельности чётко
формулироватьцели
группы
и
позволять её участникам проявлять
собственную энергию для достижения
этих целей.
Выпускник получит возможность
научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить
проблему,
аргументировать её актуальность;
самостоятельно
проводить
исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов,
объектов;
организовывать исследование с
целью проверки гипотез;
делать
умозаключения
условий;
давать определение понятиям;
устанавливать
причинноследственные связи;
осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;
обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания
и
критерии
для
указанных
логических операций;
строить классификацию на
основе дихотомического деления (на
основе отрицания);
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;
основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;
структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых
событий;
работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном
сближении слов
(индуктивное и по аналогии)и выводы
на основе аргументации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей
духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,
в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных
образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса.
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его
формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий,
красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественнотворческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение
об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального
искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной
драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности
для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с
практическиммузицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного
досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов,
театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной
картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной
жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и
зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о ролии месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах
музыкальногоискусства прошлого и современности, обосновывать своипредпочтения в
ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основеэстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию,
полученную из других источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и
инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных
видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и
развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и
трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства
содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на
примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—
XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и
русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.Народное музыкальное творчество
как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и
интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая
музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор;
аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.
Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных
инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема
Количество часов
ТЕМА 1 МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
1 Что роднит музыку с литературой ?
2 Народное музыкальное творчество как часть общей культуры
народа. Оркестр народных инструментов
3 Русская народная музыка: образы традиционных обрядов.
Музыкальная культура своего региона.
4
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных
идей.
5 Фольклор в музыке русских композиторов. Интонационно –
образная музыка. Музыкальная форма: вариации
6 Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти
сказки»
7 Жанры инструментальной и вокальной музыки.
16 часов
1час
1час
Народно – песенные истоки русского профессионального творчества.
Народный хор.
9 Взаимодействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе.
10 Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
1час
8
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
11 Творчество выдающихся зарубежных композиторов
1час
12 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1час
13 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1час
14 Музыка в театре, кино и на телевидении
1час
15 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
1час
16 Обобщающий урок « Музыка и литература»
ТЕМА № 2 МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
18 часов
17
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
1 час
18
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. стилевая.
Всеобщность музыкального языка
1 час
19
Звать через прошлое к настоящему. Оркестр духовой.
1 час
20
Творчество
выдающихся
отечественных
Музыкальные формы: двухчастные и трехчастные.
1 час
21
Музыкальная живопись и живописная музыка
1 час
22
Жизненное содержание музыкальных образов
1 час
23
Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве.
1 час
24
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
1 час
25
Волшебная палочка дирижера. Симфоническая музыка
26
Образы борьбы и победы в искусстве. Симфоническая музыка
1 час
27
Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов
1 час
28
Полифония в музыке и живописи. Стилевые направления.
1 час
29
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством
1 час
30
Импрессионизм в музыке и живописи. Камерный оркестр
1 час
31
Драматические и героические образы
32
Отечественная музыка композиторов ХХвека и ее стилевое
многообразие.
Мир композитора.Искусство исполнительской интерпретации в
музыке.
33
34
композиторов.
1 час
1 час
Обобщающий урок «Музыка и изобразительное искусство»
Итого
6 КЛАСС
1 час
1 час
1 час
34 урока
№
Тема
Количество часов
Тема № 1 «МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ
МУЗЫКИ»
1
Лирические и романтические музыкальные образы
2
Русская музыкальная культура XIXвека. Основные стили, жанры и
характерные черты
1 час
3
4
Общие закономерности развития музыки: сходства и контрасты
Жизненное содержание музыкальных образов. Певческие голоса.
5
Русская народная музыка: песенное
творчество
Музыкальный
образ
и
мастерство
аккомпанемент, a capella.
6
и инструментальное
исполнителя.
1 час
1час
1час
1час
Дуэт,
9
10
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения.
Музыкальный фольклор. Интонационное своеобразие
Народное искусство Древней Руси. Истоки
11
Русская духовная музыка
12
Западноевропейская и русская музыка XVII–XVIIIв.в.
13
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
14
15
Этническая музыка. Жизненное содержание музыкальных образов.
Музыкальное творчество академических композиторов
16
Современная популярная музыка. Авторская песня
17
Джаз и симфоджаз – искусство XX века.Эстрадно-джазовый
оркестр.
7
8
16 ЧАС
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
18
Вечные темы искусства и жизни.Мюзикл
19
Национальные школы и их традиции в творчестве зарубежных
композиторов
1час
20
21
Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов.
Инструментальный концерт. Виды оркестров.
1час
1час
22
23
Космос. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
Образы симфонической музыки
1 час
1час
24
Отечественная музыка композиторов ХХвека
25
Симфоническое развитие музыкальных образов.
1час
1час
1час
27
28
29
Взаимодействие музыкальных образов от Средневековья до
рубежа XIX – XXвв
Разнообразие музыкальных форм: сонатно – симфонический цикл
Воплощение единства содержания и художественной формы
Мир музыкального театра. Музыка вокальная и театральная.
30
Образы киномузыки.
31
Интонационное развитие музыкальных образов. Мюзикл
32
Современная популярная музыка: рок - музыка электронная
музыка, рок – опера
Современная музыкальная жизнь. Музыка вокальноинструментальная
26
33
34
1час
1час
1час
1час
1час
Мир образов камерной и симфонической музыки
1час
1час
1час
1час
7 КЛАСС
Кол-во часов
Тема урока, раздела
№ п/п
ТЕМА № 1 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ
СЦЕНИЧЕСКОЙМУЗЫКИ. 16 ч
1
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли
и музыкальные коллективы
1
2
В музыкальном театре. Опера. Художественный образ
1
3
Музыкальный образы,
взаимосвязь и развитие
построение,
1
4
Творчество выдающихся русских композиторов. Соло, ансамбль,
хор. Певческие голоса. Хор академический
1
5
Интерпретация в инструментальной музыке.
1
6
В музыкальном театре. Балет..
1
7
Современная музыкальная жизнь. Музыкальные инструкменты:
современные электронные.
1
8
Героическая тема в музыке
1
9
В музыкальном театре. Музыкальные инструменты.
1
10
Музыкальное творчество зарубежных композиторов.
1
11
Развитие традиций оперного спектакля
1
12
Рок-опера. История создания
их
характеристика
и
13,14 Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве
2
зарубежных композиторов
15
Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве
отечественных композиторов
1
16
Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество»
России и моего региона.
1
Тема № 2 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И
СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
18
17
Музыка к драматическому спектаклю
1
18
Музыкальная драматургия - развитие музыки
1
19
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка
1
20
Камерно- инструментальная музыка
1
21
Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальная
форма: сюита.
1
22,23 Циклические формы инструментальной музыки. Музыкальная
2
форма: рондо.
Соната. Принципы музыкального развития
1
Особенности драматургии в музыке. Разнообразие музыкальных
форм
1
26
Симфоническая музыка Моцарта
1
27
Симфоническая музыка Бетховена
1
28
Симфоническая музыка В. Калинникова
1
29
Симфоническая музыка Д.Б. Шостакович
1
30
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и
жизни.
1
24
25
31,32 Музыка народов мира. Всеобщность музыкального языка
2
33
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
1
34
Информационно – коммуникационные технологии в музыке
1
Итого
34
8 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Содержание
Раздел: "Классика и современность" 16 ч
1
Классика в нашей жизни
1
Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом
обществе.
Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты
и жизненной правды.
2
В музыкальном театре. Опера.
1
Жизненное содержание музыкальных образов,
их характеристика и построение, взаимосвязь и
развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.
3
В музыкальном театре. Опера
"Князь Игорь"
Русская эпическая опера .
1
Музыкальное искусство: исторические
эпохи,
стилевые
направления,
национальные школы и их традиции,
творчество выдающихся отечественных
композиторов.
4
Балет «Ярославна».
1
Общие закономерности развития музыки:
сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и
жизни.
5
В музыкальном театре.Мюзикл.
Рок-опера.
1
6
Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от
ненависти до любви"
1
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература,
изобразительное
искусство).Взаимодействие музыкальных
образов,
драматургическое
и
интонационное развитие на примере
произведений зарубежной музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX—XX вв.:
7
Музыка
к
драматическому
спектаклю.
"Ромео
и
Джульетта"Музыкальные
зарисовки
для
большого
симфонического оркестра.
1
Воздействие музыки на человека, её роль в
человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной
красоты
и
жизненной
правды.
Преобразующая сила музыки как вида
искусства.
8
Из музыки к спектаклю. Образы
Гоголь -сюиты.
1
Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое
и
интонационное
развитие на примере произведений русской
музыки
9
Музыка Э. Грига к драме Г.
Ибсена" Пер Гюнт".
1
Народное музыкальное творчество как
часть общей культуры народа.
10
Музыка в кино. Ты отправишься в
путь, чтобы зажечь день... Музыка
1
Отечественная и зарубежная музыка
композиторов XX в., её стилевое
к кинофильмам
многообразие
(импрессионизм,
неофольклоризм и неоклассицизм)
11 В концертном зале. Симфония:
1
Музыкальное творчество композиторов
академического направления.
12 Симфония № 8 ("Неоконченная")
1
Зарубежная музыка композиторов XX в.,
её
стилевоемногообразиеМузыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные.
Виды оркестра: симфонический
13 Симфония № 5 П. И. Чайковского
1
14 Симфония № 1 («Классическая») С.
1
Русская музыка композиторов XX в., её
стилевое многообразие.
Музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные.
Виды оркестра: симфонический
15 Музыка
1
Музыкальный образ и музыкальная
драматургия. Преобразующая сила музыки
прошлое и настоящее.
Ф. Шуберта»
Прокофьева
-это
огромный
мир,окружающий человека...
контрольная работа
16 "Классика и современность".
как вид искусства.
1
Всеобщность музыкального языка. Музыка в
современном мире: традиции и инновации.
Радел: Традиции и новаторство в
музыке (18 часов)
17
Музыканты -извечные маги.
1
Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и
средоточие смысла.
18
. И снова в музыкальном театре...
Развитие традиций оперного
спектакля.
1
Воплощение единства содержания и
художественной формы.
1920
Опера «Кармен»
2
Выдающиеся зарубежные исполнители.
Пение: соло, дуэт, хор
21
Портреты великих
исполнителей.(опера)
1
Современная музыкальная жизнь.
Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано,
альт, тенор, баритон, бас.
22
Портреты великих исполнителей.
(балет)
1
Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное
развитие на примере произведений русской
и зарубежной музыки.западноевропейская
и русская музыка XVII—XVIII вв.
23
Современный музыкальный театр.
1
Зарубежная и русская музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и
характерные
черты,
специфика
национальных школ).
2425
Великие мюзиклы мира
2
Композитор — поэт — художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных
образов;
общность
выразительных средств
искусства.Современная
музыка: мюзикл.
и
различия
разных видов
популярная
26
«Традиции и новаторство в
музыке» (урок-викторина)
обобщающий
1
27
Классика в современной обработке
1
Искусство исполнительской
интерпретации в музыке (вокальной и
инструментальной).
28
В концертном зале. Симфония № 7
(«Ленинградская») Д.Шостакович.
1
29
В концертном зале. Симфония № 7
(«Ленинградская») Д.Шостаковича.
Литературные страницы.
1
Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое
и
интонационное
развитие на примере произведений русской
музыки западноевропейская и русская
музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ).
30
Музыка в храмовом синтезе
1
искусств. Литературные страницы.
Галерея религиозных образов.
31
Неизвестный Свиридов."О России
1
петь-что стремиться в
храм..."Хоровой цикл"Песнопения и
молитвы".(фрагменты)
32
Свет фресок Дионисия 1
миру("Фрески Дионисия" р.Щедрин
)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство).
Духовная музыка(знаменный распев и
григорианский хорал)
33
Музыкальные завещания
потомкамконтрольная работа
1
34
Пусть музыка звучит. Традиции и
новаторство в музыке. Итоговый
1
Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Музыка в современном
мире: традиции и инновации.
Народно-песенные
истоки
русского
профессионального
музыкального
творчества.
Этническая
музыка.
Музыкальная
культура
своего
региона.Взаимодействие и взаимосвязь
музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство).