МУЗЫКА 5-8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
когнит
ивный
компон
ент

У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность

историко-географический образ, для формирования:
включая представление о территории и
 выраженной устойчивой учебнограницах России, её географических
познавательной
мотивации
и
особенностях,
знание
основных
интереса к учению;
исторических
событий
развития  готовности к самообразованию
государственности и общества; знание
и самовоспитанию;
истории
и
географии
края,
его

ценнос
тный и
эмоцио
нальны
й
компон
ент

достижений и культурных традиций;

образ социально-политического
устройства
—
представление
о
государственной организации России,
знание государственной символики (герб,
флаг, гимн), знание государственных
праздников;

знание положений Конституции
РФ, основных прав и обязанностей
гражданина, ориентация в правовом
пространстве
государственнообщественных отношений;

знание о своей этнической
принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о
народах и этнических группах России;

освоение
общекультурного
наследия России и общемирового
культурного наследия;

ориентация в системе моральных
норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера
морали;

основы социально-критического
мышления, ориентация в особенностях
социальных
отношений
и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;

экологическое сознание, признание
высокой ценности жизни во всех её
проявлениях;
знание
основных
принципов и правил отношения к
природе; знание основ здорового образа
жизни
и
здоровьесберегающих
технологий;
правил
поведения
в
чрезвычайных ситуациях

гражданский патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и
историческим памятникам;

эмоционально
положительное
принятие своей этнической идентичности;

уважение к другим народам России и
мира и принятие их, межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному сотрудничеству;

уважение
к
личности
и
её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к окружающим, нетерпимость

 адекватной
позитивной
самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации
основ гражданскойидентичности в
поступках и деятельности;
 морального
сознания
на
конвенциональном
уровне,
способности к решению моральных
дилемм на основе учётапозиций
участников дилеммы,
 ориентации на их мотивыи
чувства; устойчивое следование в
поведении моральнымнормам и
этическим требованиям;
 эмпатии
как
осознанного
понимания
и
сопереживания
чувствам других, выражающейся в
поступках,
направленных
на
помощь
и
обеспечение
благополучия.

деятел
ьностн
ый
(повед
енческ
ий)
компо
нент

к любым видам насилия и готовность
противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь
к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;

потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и
моральные чувства — чувство гордости
при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их
нарушении

готовность и способность к участию
в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в
школе и классе, участие в детских и
молодёжных
общественных
организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);

готовность
и
способность
к
выполнению
норм
и
требований
школьной жизни, прав и обязанностей
ученика;

умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;

готовность
и
способность
к
выполнению
моральных
норм
в
отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;

потребность
в
участии
в
общественной
жизни
ближайшего
социального окружения, общественно
полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с
учётом
конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических условий;

устойчивый познавательный интерес
и
становление
смыслообразующей
функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного
образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регуляти
вные
УУД

Выпускник научится:
Выпускник получит возможность

целеполаганию,
включая научиться:
постановку
новых
целей,
 самостоятельно ставить новые
преобразование
практической
учебные цели и задачи;
задачи в познавательную;
 построению жизненных планов во
временной перспективе;

самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе  при планировании достижения
учёта
выделенных
учителем
целей самостоятельнои адекватно
ориентиров действия в новом
учитывать условия и средства их
учебном материале;
достижения;

планировать пути достижения
 выделять альтернативные способы
целей;
достижения целии выбирать наиболее

устанавливать
целевые
эффективный способ;
приоритеты;
 основам саморегуляции в учебной и

уметь
самостоятельно
познавательной
деятельности
в
контролировать своё время и
форме осознанного управления своим
управлять им;
поведением
и
деятельностью,


принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;

осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;

адекватно
самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;

основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса

Коммуни
кативны
е УУД

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;

формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для
оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;

осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно
использовать

направленной
на
достижение
поставленных целей;
 осуществлять
познавательную
рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных
задач;
 адекватно оценивать объективную
трудностькак меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
 адекватно
оценивать
свои
возможности
достиженияцели
определённой сложности в различных
сферах
самостоятельной
деятельности;
 основам
саморегуляции
эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и
преодолевать
трудности
и
препятствия на пути достижения
целей
Выпускник получит возможность
научиться:
 учитывать
и
координировать
отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию;
 понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
 продуктивно
разрешать
конфликты на основе учётаинтересов
и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов
разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить к общему
решению в совместнойдеятельности,
в том числе в ситуации столкновения
интересов;
 брать на себя инициативу в
организации
совместногодействия
(деловое лидерство);
 оказывать
поддержку
и
содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять коммуникативную
рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий

речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью;
строить
монологическое
контекстное высказывание;

организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;

осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;

работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;

основам
коммуникативной
рефлексии;

использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;

отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.

Познава
тельные
УУД

Выпускник научится:

основам реализации проектноисследовательской деятельности;

проводить
наблюдение
и
эксперимент
под руководством
учителя;

осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек
и Интернета;

создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных

партнёра;
 в
процессе
коммуникации
достаточно точно, последовательно
и
полно
передавать
партнёру
необходимую
информацию
как
ориентир для построения действия;
 вступать в диалог, а также
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем, участвовать в
дискуссиии аргументировать свою
позицию, владеть монологическойи
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка;
 следовать морально-этическим и
психологическимпринципам общения и
сотрудничества
на
основе
уважительного
отношения
к
партнёрам, внимания к личности
другого,адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в
частности
оказыватьпомощь
и
эмоциональную поддержку партнёрам
в процесседостижения общей цели
совместной деятельности;
 устраивать
эффективные
групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных
совместных решений;
 в совместной деятельности чётко
формулироватьцели
группы
и
позволять её участникам проявлять
собственную энергию для достижения
этих целей.
Выпускник получит возможность
научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить
проблему,
аргументировать её актуальность;
 самостоятельно
проводить
исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов,
объектов;
 организовывать исследование с
целью проверки гипотез;
 делать
умозаключения

условий;

давать определение понятиям;

устанавливать
причинноследственные связи;

осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;

обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;

осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания
и
критерии
для
указанных
логических операций;

строить классификацию на
основе дихотомического деления (на
основе отрицания);

строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;

объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;

основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;

структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых
событий;

работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном
сближении слов

(индуктивное и по аналогии)и выводы
на основе аргументации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей
духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,
в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных
образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса.
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его
формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий,
красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественнотворческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение
об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального
искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной
драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности
для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с
практическиммузицированием.
Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного
досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов,
театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной
картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной
жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и
зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о ролии месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах
музыкальногоискусства прошлого и современности, обосновывать своипредпочтения в
ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основеэстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию,
полученную из других источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерноинструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и
инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных
видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и
развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и

трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства
содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на
примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—
XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и
русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.Народное музыкальное творчество
как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и
интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая
музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор;
аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.
Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных
инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема

Количество часов

ТЕМА 1 МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
1 Что роднит музыку с литературой ?
2 Народное музыкальное творчество как часть общей культуры
народа. Оркестр народных инструментов
3 Русская народная музыка: образы традиционных обрядов.
Музыкальная культура своего региона.
4
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных
идей.
5 Фольклор в музыке русских композиторов. Интонационно –
образная музыка. Музыкальная форма: вариации
6 Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти
сказки»
7 Жанры инструментальной и вокальной музыки.

16 часов
1час
1час

Народно – песенные истоки русского профессионального творчества.
Народный хор.
9 Взаимодействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе.
10 Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1час

8

1час
1час
1час
1час
1час

1час
1час

11 Творчество выдающихся зарубежных композиторов

1час

12 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1час

13 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1час

14 Музыка в театре, кино и на телевидении

1час

15 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1час

16 Обобщающий урок « Музыка и литература»
ТЕМА № 2 МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

18 часов

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1 час

18

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. стилевая.
Всеобщность музыкального языка

1 час

19

Звать через прошлое к настоящему. Оркестр духовой.

1 час

20

Творчество
выдающихся
отечественных
Музыкальные формы: двухчастные и трехчастные.

1 час

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

1 час

22

Жизненное содержание музыкальных образов

1 час

23

Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве.

1 час

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1 час

25

Волшебная палочка дирижера. Симфоническая музыка

26

Образы борьбы и победы в искусстве. Симфоническая музыка

1 час

27

Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов

1 час

28

Полифония в музыке и живописи. Стилевые направления.

1 час

29

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством

1 час

30

Импрессионизм в музыке и живописи. Камерный оркестр

1 час

31

Драматические и героические образы

32

Отечественная музыка композиторов ХХвека и ее стилевое
многообразие.
Мир композитора.Искусство исполнительской интерпретации в
музыке.

33
34

композиторов.

1 час

1 час

Обобщающий урок «Музыка и изобразительное искусство»
Итого
6 КЛАСС

1 час
1 час
1 час
34 урока

№

Тема

Количество часов

Тема № 1 «МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ
МУЗЫКИ»

1

Лирические и романтические музыкальные образы

2

Русская музыкальная культура XIXвека. Основные стили, жанры и
характерные черты

1 час

3
4

Общие закономерности развития музыки: сходства и контрасты
Жизненное содержание музыкальных образов. Певческие голоса.

5

Русская народная музыка: песенное
творчество
Музыкальный
образ
и
мастерство
аккомпанемент, a capella.

6

и инструментальное
исполнителя.

1 час
1час
1час
1час

Дуэт,

9
10

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения.
Музыкальный фольклор. Интонационное своеобразие
Народное искусство Древней Руси. Истоки

11

Русская духовная музыка

12

Западноевропейская и русская музыка XVII–XVIIIв.в.

13

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

14
15

Этническая музыка. Жизненное содержание музыкальных образов.
Музыкальное творчество академических композиторов

16

Современная популярная музыка. Авторская песня

17

Джаз и симфоджаз – искусство XX века.Эстрадно-джазовый
оркестр.

7
8

16 ЧАС

1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

18

Вечные темы искусства и жизни.Мюзикл

19

Национальные школы и их традиции в творчестве зарубежных
композиторов

1час

20
21

Взаимодействие музыкальных и изобразительных образов.
Инструментальный концерт. Виды оркестров.

1час
1час

22
23

Космос. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
Образы симфонической музыки

1 час
1час

24

Отечественная музыка композиторов ХХвека

25

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1час

1час
1час

27
28
29

Взаимодействие музыкальных образов от Средневековья до
рубежа XIX – XXвв
Разнообразие музыкальных форм: сонатно – симфонический цикл
Воплощение единства содержания и художественной формы
Мир музыкального театра. Музыка вокальная и театральная.

30

Образы киномузыки.

31

Интонационное развитие музыкальных образов. Мюзикл

32

Современная популярная музыка: рок - музыка электронная
музыка, рок – опера
Современная музыкальная жизнь. Музыка вокальноинструментальная

26

33

34

1час
1час
1час
1час
1час

Мир образов камерной и симфонической музыки

1час
1час
1час
1час

7 КЛАСС
Кол-во часов

Тема урока, раздела

№ п/п

ТЕМА № 1 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ

СЦЕНИЧЕСКОЙМУЗЫКИ. 16 ч

1

Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли
и музыкальные коллективы

1

2

В музыкальном театре. Опера. Художественный образ

1

3

Музыкальный образы,
взаимосвязь и развитие

построение,

1

4

Творчество выдающихся русских композиторов. Соло, ансамбль,
хор. Певческие голоса. Хор академический

1

5

Интерпретация в инструментальной музыке.

1

6

В музыкальном театре. Балет..

1

7

Современная музыкальная жизнь. Музыкальные инструкменты:
современные электронные.

1

8

Героическая тема в музыке

1

9

В музыкальном театре. Музыкальные инструменты.

1

10

Музыкальное творчество зарубежных композиторов.

1

11

Развитие традиций оперного спектакля

1

12

Рок-опера. История создания

их

характеристика

и

13,14 Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве

2

зарубежных композиторов
15

Музыкальные образы и музыкальная драматургия в творчестве
отечественных композиторов

1

16

Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество»
России и моего региона.

1

Тема № 2 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И
СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

18

17

Музыка к драматическому спектаклю

1

18

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка

1

20

Камерно- инструментальная музыка

1

21

Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальная
форма: сюита.

1

22,23 Циклические формы инструментальной музыки. Музыкальная

2

форма: рондо.
Соната. Принципы музыкального развития

1

Особенности драматургии в музыке. Разнообразие музыкальных
форм

1

26

Симфоническая музыка Моцарта

1

27

Симфоническая музыка Бетховена

1

28

Симфоническая музыка В. Калинникова

1

29

Симфоническая музыка Д.Б. Шостакович

1

30

Противоречие как источник непрерывного развития музыки и
жизни.

1

24

25

31,32 Музыка народов мира. Всеобщность музыкального языка

2

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1

34

Информационно – коммуникационные технологии в музыке

1

Итого

34

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание

Раздел: "Классика и современность" 16 ч
1

Классика в нашей жизни

1

Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом
обществе.
Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты
и жизненной правды.

2

В музыкальном театре. Опера.

1

Жизненное содержание музыкальных образов,
их характеристика и построение, взаимосвязь и
развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.

3

В музыкальном театре. Опера
"Князь Игорь"
Русская эпическая опера .

1

Музыкальное искусство: исторические
эпохи,
стилевые
направления,
национальные школы и их традиции,
творчество выдающихся отечественных
композиторов.

4

Балет «Ярославна».

1

Общие закономерности развития музыки:
сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и
жизни.

5

В музыкальном театре.Мюзикл.
Рок-опера.

1

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от
ненависти до любви"

1

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература,
изобразительное
искусство).Взаимодействие музыкальных
образов,
драматургическое
и
интонационное развитие на примере
произведений зарубежной музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX—XX вв.:

7

Музыка
к
драматическому
спектаклю.
"Ромео
и
Джульетта"Музыкальные
зарисовки
для
большого
симфонического оркестра.

1

Воздействие музыки на человека, её роль в
человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной
красоты
и
жизненной
правды.
Преобразующая сила музыки как вида
искусства.

8

Из музыки к спектаклю. Образы
Гоголь -сюиты.

1

Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое
и
интонационное
развитие на примере произведений русской
музыки

9

Музыка Э. Грига к драме Г.
Ибсена" Пер Гюнт".

1

Народное музыкальное творчество как
часть общей культуры народа.

10

Музыка в кино. Ты отправишься в
путь, чтобы зажечь день... Музыка

1

Отечественная и зарубежная музыка
композиторов XX в., её стилевое

к кинофильмам

многообразие
(импрессионизм,
неофольклоризм и неоклассицизм)

11 В концертном зале. Симфония:

1

Музыкальное творчество композиторов
академического направления.

12 Симфония № 8 ("Неоконченная")

1

Зарубежная музыка композиторов XX в.,
её
стилевоемногообразиеМузыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные.
Виды оркестра: симфонический

13 Симфония № 5 П. И. Чайковского

1

14 Симфония № 1 («Классическая») С.

1

Русская музыка композиторов XX в., её
стилевое многообразие.
Музыкальные
инструменты: духовые, струнные, ударные.
Виды оркестра: симфонический

15 Музыка

1

Музыкальный образ и музыкальная
драматургия. Преобразующая сила музыки

прошлое и настоящее.
Ф. Шуберта»

Прокофьева

-это
огромный
мир,окружающий человека...
контрольная работа

16 "Классика и современность".

как вид искусства.

1

Всеобщность музыкального языка. Музыка в

современном мире: традиции и инновации.

Радел: Традиции и новаторство в
музыке (18 часов)
17

Музыканты -извечные маги.

1

Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и
средоточие смысла.

18

. И снова в музыкальном театре...
Развитие традиций оперного
спектакля.

1

Воплощение единства содержания и
художественной формы.

1920

Опера «Кармен»

2

Выдающиеся зарубежные исполнители.
Пение: соло, дуэт, хор

21

Портреты великих
исполнителей.(опера)

1

Современная музыкальная жизнь.
Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано,
альт, тенор, баритон, бас.

22

Портреты великих исполнителей.
(балет)

1

Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное
развитие на примере произведений русской
и зарубежной музыки.западноевропейская
и русская музыка XVII—XVIII вв.

23

Современный музыкальный театр.

1

Зарубежная и русская музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и
характерные
черты,
специфика
национальных школ).

2425

Великие мюзиклы мира

2

Композитор — поэт — художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных

образов;
общность
выразительных средств
искусства.Современная
музыка: мюзикл.

и
различия
разных видов
популярная

26

«Традиции и новаторство в
музыке» (урок-викторина)
обобщающий

1

27

Классика в современной обработке

1

Искусство исполнительской
интерпретации в музыке (вокальной и
инструментальной).

28

В концертном зале. Симфония № 7
(«Ленинградская») Д.Шостакович.

1

29

В концертном зале. Симфония № 7
(«Ленинградская») Д.Шостаковича.
Литературные страницы.

1

Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое
и
интонационное
развитие на примере произведений русской
музыки западноевропейская и русская
музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ).

30

Музыка в храмовом синтезе
1
искусств. Литературные страницы.
Галерея религиозных образов.

31

Неизвестный Свиридов."О России
1
петь-что стремиться в
храм..."Хоровой цикл"Песнопения и
молитвы".(фрагменты)

32

Свет фресок Дионисия 1
миру("Фрески Дионисия" р.Щедрин
)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство).
Духовная музыка(знаменный распев и
григорианский хорал)

33

Музыкальные завещания
потомкамконтрольная работа

1

34

Пусть музыка звучит. Традиции и
новаторство в музыке. Итоговый

1

Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Музыка в современном
мире: традиции и инновации.

Народно-песенные
истоки
русского
профессионального
музыкального
творчества.
Этническая
музыка.
Музыкальная
культура
своего
региона.Взаимодействие и взаимосвязь
музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».