РП учебного курса ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
когнитивный
компонент

У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возмож
историко-географический об- ность для формирования:
раз, включая представление о террито-  выраженной устойчивой
2

ценностный и
эмоциональный
компонент

рии и границах России, её географических особенностях, знание основных
исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

образ
социально-политического устройства — представление о
государственной организации России,
знание государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

знание о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального
характера морали;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и
взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях; знание основных
принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

гражданский патриотизм, любовь
к Родине, чувство гордости за свою
страну;

уважение к истории, культурным
и историческим памятникам;

эмоционально
положительное
принятие своей этнической идентичнос-ти;

учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной
самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 морального сознания на
конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе
учёта позиций участников дилеммы,
 ориентации на их мотивы и
чувства; устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного
понимания и сопереживания
чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.

3

деятельностный
(поведенческий)
компонент


уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;

уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность
противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным
нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в
детских и молодёжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе,
дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы
с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразую4

щей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного
образования
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные
УУД

Выпускник научится:
Выпускник получит

целеполаганию,
включая возможность научиться:
постановку
новых
целей,
 самостоятельно ставить новые
преобразование практической задачи
учебные цели и задачи;
в познавательную;
 построению жизненных
планов во временной

самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе
перспективе;
учёта
выделенных
учителем
 при планировании достижения
ориентиров действия в новом
целей самостоятельно и
5

учебном материале;

планировать
пути
достиженияматематика целей;

устанавливать
целевые
приоритеты;

уметь
самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;

принимать
решения
в
проблемной ситуации на основе
переговоров;

осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;

адекватно
самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;

основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса

Коммуник
ативные
УУД

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;

формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для
оппонентов образом;

адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
 выделять альтернативные
способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный
способ;
 основам саморегуляции в
учебной и познавательной
деятельности в форме
осознанного управления своим
поведением и деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять познавательную
рефлексию в отношении
действий по решению учебных и
познавательных задач;
 адекватно оценивать
объективную трудность как меру
фактического или
предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои
возможности достижения цели
определённой сложности в
различных сферах
самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции
эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения
целей
Выпускник получит
возможность научиться:
 учитывать и координировать
отличные от собственной
позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
 понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
 продуктивно разрешать
конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки
альтернативных способов
разрешения конфликтов;
6


задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;

осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить
монологическое
контекстное
высказывание;

организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками, определять цели и
функции
участников,
способы
взаимодействия; планировать общие
способы работы;

осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий
партнёра, уметь убеждать;

работать
в
группе
—
устанавливать рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться
в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;

основам
коммуникативной
рефлексии;

использовать
адекватные
языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;

отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения
интересов;
 брать на себя инициативу в
организации совместного
действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и
содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять
коммуникативную рефлексию как
осознание оснований
собственных действий и
действий партнёра;
 в процессе коммуникации
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
 вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию,
владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами
родного языка;
 следовать морально-этическим
и психологическим принципам
общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения
к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного
межличностного восприятия,
готовности адекватно
реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку
партнёрам в процессе
достижения общей цели
совместной деятельности;
 устраивать эффективные
групповые обсуждения и
обеспечивать обмен знаниями
7

Познавательные
УУД

Выпускник научится:

основам реализации проектноисследовательской деятельности;

проводить
наблюдение
и
эксперимент
под
руководством
учителя;

осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек
и Интернета;

создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;

давать определение понятиям;

устанавливать
причинноследственные связи;

осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;

обобщать
понятия
—
осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;

осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания
и
критерии
для
указанных
логических операций;

строить классификацию на
основе дихотомического деления (на
основе отрицания);

строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;

между членами группы для
принятия эффективных
совместных решений;
 в совместной деятельности
чётко формулировать цели
группы и позволять её
участникам проявлять
собственную энергию для
достижения этих целей.
Выпускник получит
возможность научиться:
 основам рефлексивного
чтения;
 ставить проблему,
аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить
исследование на основе
применения методов наблюдения
и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий,
процессов, объектов;
 организовывать исследование
с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.

8


объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;

основам
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения;

структурировать
тексты,
включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых
событий;

работать с метафорами —
понимать
переносный
смысл
выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на
скрытом уподоблении, образном
сближении слов
В процессе изучение элективного курса учащиеся будут:

иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной
системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его
мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и
современном рынке труда;

знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане
индивидуального развития и профессионального выбора;

уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего
личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1 блок: Что я знаю о своих возможностях (18 часов):

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация.
Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы.
Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного
поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера,
препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей.
Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её
виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические
особенности людей. Психологический кроссворд.
2 блок: Что я знаю о профессиях (16 часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А.
Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет
труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии.
Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

9

3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (16 часов):

Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности.
Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной
профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе
профессий.
4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 18часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в
выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата.
Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора».
Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании
профессиональной карьеры. Защита проекта «Моя будущая профессия».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25

Тема занятия
Что я знаю о своих возможностях
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии».
Практический тренинг
Темперамент и профессия. Самооценка и уровень притязаний.
Практический тренинг
Темперамент и профессия. Определение темперамента
Практический тренинг
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
Практический тренинг
Стресс и тревожность.
Практический тренинг
Определение типа мышления
Практический тренинг
Внимание и память
Практический тренинг
Уровень внутренней свободы
Практический тренинг
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»
Что я знаю о профессиях
Классификация профессий. Признаки профессий.
Практический тренинг
Определение типа будущей профессии
Практический тренинг
Профессия, специальность, должность. Формула профессии
Практический тренинг
Интересы и склонности в выборе профессии.

Количество
часов
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
10

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Практический тренинг
Определение профессионального типа личности.
Практический тренинг
Профессионально важные качества
Практический тренинг
Профессия и здоровье
Практический тренинг
Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»
Практический тренинг
Способности и профессиональная пригодность
Способности общие и специальные. Способности к практическим
видам деятельности.
Практический тренинг
Способности к интеллектуальным видам деятельности
Практический тренинг
Способности к профессиям социального типа
Практический тренинг
Способности к офисным видам деятельности
Практический тренинг
Способности к предпринимательской деятельности
Практический тренинг
Артистические способности
Практический тренинг
Уровни профессиональной пригодности
Практический тренинг
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная
пригодность»
Практический тренинг
Планирование профессиональной карьеры
Мотивы и потребности
Практический тренинг
Ошибки в выборе профессии
Практический тренинг
Современный рынок труда
Практический тренинг
Пути получения профессии
Практический тренинг
Навыки самопрезентации
Практический тренинг
Стратегия выбора профессии
Практический тренинг
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной
карьеры»

1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

64
65-66
67-68

Практический тренинг
Защита проекта «Моя будущая профессия»
Практический тренинг
Итого – 68 уроков

1
1
1

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».