ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. когнитивный компонент ценностный и эмоциональный компонент У выпускника будут сформированы: историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичнос-ти; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. деятельностный (поведенческий) компонент готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Регулятивные УУД Выпускник научится: Выпускник получит возможность целеполаганию, включая научиться: постановку новых целей, самостоятельно ставить новые преобразование практической задачи в учебные цели и задачи; познавательную; построению жизненных планов во самостоятельно анализировать временной перспективе; условия достижения цели на основе при планировании достижения целей учёта выделенных учителем ориентиров самостоятельнои адекватно учитывать действия в новом учебном материале; условия и средства их достижения; планировать пути достижения выделять альтернативные способы целей; достижения целии выбирать наиболее устанавливать целевые эффективный способ; приоритеты; основам саморегуляции в учебной и уметь самостоятельно познавательной деятельности в форме контролировать своё время и управлять осознанного управления своим поведением и им; деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по осуществлять констатирующий и решению учебных и познавательных задач; предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; адекватно оценивать объективную актуальный контроль на уровне трудностькак меру фактического или произвольного внимания; предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения адекватно оценивать свои возможности действия и вносить необходимые достиженияцели определённой сложности коррективы в исполнение как в конце в различных сферах самостоятельной действия, так и по ходу его реализации; деятельности; основам прогнозирования как основам саморегуляции эмоциональных предвидения будущих событий и состояний; развития процесса прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Коммуникативные УУД Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные УУД Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: основам реализации проектноисследовательской деятельности; основам рефлексивного чтения; проводить наблюдение и ставить проблему, аргументировать её эксперимент под руководством учителя; актуальность; осуществлять расширенный поиск самостоятельно проводить информации с использованием ресурсов исследование на основе применения библиотек и Интернета; методов наблюдения и эксперимента; создавать и преобразовывать выдвигать гипотезы о связях и модели и схемы для решения задач; закономерностях событий, процессов, объектов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в организовывать исследование с целью зависимости от конкретных условий; проверки гипотез; давать определение понятиям; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе устанавливать причинноаргументации. следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Живые организмы Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии,с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашнихживотных; • выделять эстетические достоинства объектов живойприроды; • осознанно соблюдать основные принципы и правилаотношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признаниевысокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животныхв научно-популярной литературе, биологических словаряхи справочниках, анализировать, оценивать её и переводитьиз одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Человек и его здоровье Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедея-тельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Выпускник получит возможность научиться: • использовать на практике приёмы оказания первойпомощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопа-ющего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческоготела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровьюдругих людей; • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в видеустных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Общие биологические закономерности Выпускник научится: • характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость; • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; • использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться: • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссиипо обсуждению глобальных экологических проблем. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Живые организмы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Человек и его здоровье Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Общие биологические закономерности Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО 5 КЛАСС № темы урока Название (содержание темы, урока) Кол – во часов ВВЕДЕНИЕ 6 ЧАСОВ 1 1.(1) Биология — наука о живой природе Роль биологии в жизни людей. 1 2.(2) 3.(3) Методы изучения живых организмов. Биологические приборы и инструменты Разнообразие живой природы. Отличительные признаки царств живых организмов 1 1 4.(4) Среды обитания живых организмов 1 5.(5) Экологические факторы и их влияние на живые организмы 1 6.(6) Обобщающий урок по теме «Введение» КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ 7 ЧАСОВ 7.(1) Устройство увеличительных приборов. Правила работы в кабинете биологии. 8.(2) 1 Строение клетки 1 Строение клетки 1 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 1 Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение, рост и размножение 1 9.(3) 10.(4) 11.(5) 12.(6) 13.(7) Ткани Контрольная работа№ 1 по теме «Клеточное строение организмов» 1 1 ЦАРСТВА БАКТЕРИИ 3 ЧАС 1 14(1) Бактерии. Многообразие бактерий 1 15.(2) 16.(3) 17.(1) 18.(2) Роль бактерий в природе и жизни человека Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики бактериальных заболеваний. ЦАРСТВАГРИБЫ 6 ЧАСОВ Грибы. Многообразие грибов, и их роль в природе и жизни человека. 1 1 1 Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами 1 19.(3) Плесневые грибы и дрожжи 1 20 (4) Грибы-паразиты 1 21(5) Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные заболевания. Меры профилактики. 22(6) Контрольная работа№2 «Царства Бактерии и Грибы» 1 ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ 11 ЧАСОВ 23 (1) 24(2) 1 Разнообразие, распространение растений 1 Водоросли. Многообразие, принципы классификации 1 25.(3). Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 1 26(4) Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. 1 27(5) Мхи. Многообразие. Роль в природе и жизни человека. 28.(6) Папоротникообразные. Многообразие. Роль в природе и жизни человека. 1 29(7) Голосеменные растения. Многообразие. Роль в природе и жизни человека. 1 30(8) Покрытосеменные растения. Многообразие. Роль в природе и жизни человека. 1 31(9) Охрана редких и исчезающих видов растений. 32 (10) Усложнение растений в процессе эволюции. 33 (11) 34 1 ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ№ 3 «ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ» 1 Резервный урок «Здравствуй, Зелёное Лето! 1 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № темы урока Название (содержание темы, урока) СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 1.(1) Кол – во часов 16 часов 1 Строение семян двудольных растений 2.(2) 1 Строение семян однодольных растений 3.(3) Виды корней и типы корневых систем 1 1 4.(4) Строение корня 1 5.(5) Видоизменение корней 1 6.(6) Побег. Почки и их строение. 7.(7) Внешнее строение листа 1 Клеточное строение листа 1 Видоизменение листьев. Осенние явления в жизни растений. 1 10.(10) Строение стебля. Многообразие стеблей. 1 11.(11) 12.(12) Видоизменение побегов 1 Строение цветка 1 8.(8) 9.(9) 1 13.(13) Соцветие 1 14(14) Плоды 1 15.(15) 16.(16) Распространения плодов и семян Контрольная работа «СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕРАСТЕНИЯ» 1 ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ 10 ЧАСОВ 17.(1) Минеральное питание растений 1 Фотосинтез 1 Дыхание растений 1 18.(2) 19.(3) 1 20 (4) Испарение воды растениями. Передвижение воды и питательных веществ 1 21(5) Прорастание семян 22 (6) Способы размножения растений 23(7) 24.(8). 25(9) 26(10) Размножение споровых растений Размножение семенных растений 29(13) 30 (14) 31 (15) 1 1 Вегетативное размножение покрытосеменных растений Контрольная работа «Жизнь растений» Основы классификации растений 27(11) 28(12) 1 1 1 1 Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые 1 Семейство Пасленовые, Сложноцветные 1 Класс Однодольные. семейство Лилейные. Злаковые 1 Важнейшие растения сельскохозяйственные культуры. Ядовитые 1 ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 2 ЧАСА 32(1) 33(2) 34 Природные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе. 1 Основные растительные сообщества 1 Резервное время 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходства и различия животных и растений. Систематика животных. 1. Многообразие животных (39 часов) Простейшие (2 часа) Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики: среда и места обитания, образ жизни и поведение, значение в природе и жизни человека. Жгутиконосцы, инфузории: особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. Многоклеточные животные (37 часов) Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и в жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, особенности жизнедеятельности. Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведения. Значение в природе и жизни человека. Тип Круглые черви: многообразие, жизнедеятельность. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые: биологические и экологические особенности. Классы Олигохеты и Пиявки: особенности жизнедеятельности. Тип Моллюски: общая характеристика. Классы моллюсков: особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. Тип Иглокожие: биологические и экологические особенности. Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные Класс Насекомые- общая характеристика. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Отряды насекомых: стрекозы, вши, клопы, жуки. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые. Отряд перепончатокрылые: общая характеристика, образ жизни. Роль насекомых в природе и в жизни человека. Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные: общая характеристика. Классы рыб: общая характеристика. Роль в природе и в жизни человека. Класс Хрящевые рыбы: общая характеристика отрядов. Костные рыбы: общая характеристика отрядов. Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика, многообразие. Класс Пресмыкающиеся, или рептилии: общая характеристика. Отряд Чешуйчатые. Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы: биологические и экологические особенности. Кол – во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Класс Птицы: общая характеристика. Роль в природе и в жизни 1 час человека. Отряд Пингвины: биологические и экологические особенности. 1 час Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, 1 час Гусеобразные. Отряд хищные птицы: биологические и экологические особенности. 1 час Отряд куриные: особенности строения и жизнедеятельности 1 час Отряд Воробьинообразные: биологические особенности, 1 час многообразие. Отряд Голенастые: общая характеристика. Значение птиц. 1 час Класс Млекопитающие: общая характеристика. Однопроходные и 1 час Сумчатые Отряды Насекомоядные и Рукокрылые: биологические и 1 час экологические особенности. Отряды Грызуны, Зайцеобразные: образ жизни, многообразие. 1 час Отряды Китообразные, Ластоногие: биологические и экологические 1 час особенности. Отряды Хоботные, Хищные: образ жизни, поведение, многообразие. 1 час Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные: многообразие, образ 1 час жизни, строение. Отряд Приматы: общая характеристика, многообразие. 1 час Значение млекопитающих в природе и жизни человека 1 час Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Покровы тела 1 час Опорно- двигательная система. 1 час Способы передвижения животных. Полости тела. 1 час Органы дыхания и газообмен. 1 час Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 1 час Кровеносная система. Кровь. 1 час Органы выделения. 1 час Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.Раздражимость. Поведение. 1 час Органы чувств. Регуляция деятельности организма. 1 час Продление рода. Органы размножения. 1 час Способы размножения животных. Оплодотворение. 1 час Развитие животных с превращением и без превращения. 1 час Периодизация и продолжительность жизни животных.Усложнение 1 час животных в процессе эволюции. 2. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ 3. ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ. (4 ЧАСА) Доказательства эволюции животных: сравнительно- анатомические, 1 час эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. 1 час Усложнение строения животных и разнообразие видов как 1 час результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. 1 час Миграции. 4. Биоценозы. (4 часа) Естественные и искусственные биоценозы. 1 час Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Приспособление к различным средам обитания. 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 4 Воздействие человека и его деятельности на животных. 1 час 1 час 1 час часа 1 час Одомашнивание животных. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Законы России об охране животного мира. Охрана редких и исчезающих животных 1 час 67 Охрана редких и исчезающих видов животных 1 час 68 Резервный урок 61 62 63 64 65 66 1 час 8 класс № п/п ТЕМА УРОКА Кол - во часов ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАС) Человек и окружающая среда. Защита среды обитания.Природная и социальная среда обитания. 1 1 час Методы изучения организма человека их значение и использование в собственной жизни. 2 Происхождение человека (3часа) Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и 1 час 3 различий человека и животных. Основные этапы эволюции человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Человеческие расы. Человек как вид. 4 5 СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА(6 ЧАСОВ) Строение организма человека: клетки, ткани органы, системы органов. 6 Клеточное строение организма. Строение и функции клеток. 7 Жизнедеятельность клетки 8 Ткани. 9 10 Нервная ткань 11 Рефлекторная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час НЕРВНАЯ СИСТЕМА 6 ЧАСОВ 12 13 14 15 16 17 Нервная система: строение и значение. Спинной мозг Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Соматический и автономный отделы нервной системы. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 2 ЧАСА 18 19 20 Эндокринная система . Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. 1 час Гормоны, механизм их действия на клетки. Нейро – гуморальная регуляция процессов 1 час жизнедеятельности. Нарушение нервной и эндокринной систем их предупрежедения. ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7 ЧАСОВ 21 22 23 24 25 26 27 Опора и движение. Опорно – двигательная система Скелет человека. Строение костей Скелет человека. Соединение костей. Строение мышц Работа скелетных мышц и их регуляция. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой медицинской помощи(ПМП) себе и окружающим при травмах ОДС. Зачет по теме «ОДС» 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 5 ЧАСОВ 28 Транспорт веществ. Внутренняя среда. Значение постоянства внутренней среды 1 час 29 Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. 30 Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. 31 Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. 32 Зачет по теме «Внутренняя среда организма» КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА (7ЧАСОВ) 33 Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. 34 Круги кровообращения. 35 Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. 36 Движение крови по сосудам. Кровяное давление и пульс. 37 Гигиена сердечно- сосудистой системы. 38 Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания ПМП Первая помощь при кровотечениях. 39 Зачет по теме КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (5ЧАСА). 40 41 42 43 44 Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Гигиена органов дыхания. Заболевание органов дыхания и их профилактика.Вред табакокурения. Приемы оказания ПМП при отравлении угарным газом и спасении утопающего. Инфекционные заболевания и их профилактика. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (6 ЧАСОВ) 43 Питание. Пищеварение. Пищеварительная система 44 Пищеварение в ротовой полости. 45 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении 46 Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. 47 Исследование ИП Павлова в области пищеварения. 48 Нарушения работы пищеварения и их профилактика. Обмен веществ и энергии (2 часа). 49 Обмен веществ и превращение энергии. . Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. 50 Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питание. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ(3ЧАСА) 51 52 53 Покровы тела. Строение и функции кожи. 1 час Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. 1час . Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви.Приёмы оказания первой 1 час помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (1ЧАС). 54 Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов 1 час мочевыделительной системы и их предупреждение. 55 Зачет Покровная и выделительная системы АНАЛИЗАТОРЫ 4 ЧАСА 56 57 Анализаторы. Органы чувств, их роль в жизни человека. Строение и функции органов зрения. Нарушения зрения , их предупреждение. Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА 3 ЧАСА 60 Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. 61 Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Темперамент и характер. Способности и одарённость. 62 Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Индивидуальное развитие организма 4 часа 63 Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание... 58 59 64 65 66 67 68 1 час 1час 1 час 1 час 1час 1 час 1час Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Роды. Развитие ребенка после рождения. Мужская и женская половые системы. Забота о репродуктивном здоровье 1 час Наследственные болезни, их причины предупреждения. Медико-генетическое 1час консультирование Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и ее профилактика. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс № УРОКА № и тема урока Введение 2 часа Биология как наука и методы ее изучения. Отличительные признаки живых организмов. Сущность жизни и свойства живого. уровни организации жизни. 2. РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. глава1.1. Молекулярный уровень. (7 часов) Молекулярный уровень. Особенности химического состава живых 3. организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Углеводы. Липиды. 4. Состав, строение и функции белков 5. Нуклеиновые кислоты. 6. АТФ и другие органические соединения. 7. Биологические катализаторы 8. Зачет №1 Химический состав клетки 1 ЧАС 9. ГЛАВА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (13 ЧАСОВ) 1. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов.Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма.Хромосомы. Органоиды клетки .Одномембранные и немембранные Вакуоли Органоиды клетки. Двумембранные. Пластиды, митохондрии Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Л/Р №1. Рассматривание клеток эукариот под микроскопом Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Энергетический обмен в клетке Автотрофы и гетеротрофы. Питание клетки. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Генетический код. Реакции матричного синтеза Деление клеток. Митоз ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ» кол - во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час организменный уровень. (18часов) 23. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 1 час Мейоз. 1 час Половое размножение организмов Гаметогенез. Половые клетки. 1 час Оплодотворение. 1 час Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Генетика как наука. Наследственность и изменчивость — свойства 1 час организмов. 1 час Работы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. 1 час Неполное доминирование, анализирующее скрещивание 30. 31. 1 час 32. 33. 34. Дигибридное скрещивание Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. 1 час 1 час Взаимодействие генов 1 час 35. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 1 час Наследственная и ненаследственная изменчивостьМодификационная изменчивость, норма реакции Л/Р №2. Выявление изменчивости организмов. Мутационная изменчивость 37. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова 38. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. 39. Зачет Генетика и основы селекции 40. 4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (2 ЧАСА) Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. 41. Л/Р №3. Изучение морфологического критерия вида Популяция — форма существования вида. 42. 5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ ( 5 ЧАСОВ) Экосистемная организация живой природы. Экосистема 43. 36. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 44. 45. Состав и структура сообщества 1 час Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. 1 час 46. 47. Продуктивность сообщества. 1 час Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия 6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (2 ЧАСА) 1 час 48. 49. Биосфера. Среды жизни. Среда — источник веществ, энергии и информации 1 час 50. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Борьба за существование и формы борьбы Формы естественного отбора. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания . 51. 52. 53. 54. Круговорот веществ и превращения энергии. Распространение и роль живого вещества в биосфере. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 7 часов Основные направления и пути эволюции и закономерности эволюции 55. 56. ЗАЧЕТ №5 ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ» Возникновение и развитие жизни на Земле. (4 часов) Гипотезы возникновения жизни. 57. Гипотеза Опарина -Холдейна. Современные взгляды на происхождение 58. жизни. Основные этапы развития жизни 59. Архей и протерозой Развитие жизни в палеозое., мезозое., кайнозое 60. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 4 часа Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на 61. 62. 63. организмы. Адаптация организмов к различным условиям существования Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 64. паразитизм). Колебание численности. Экологическая регуляция 1 час Биосфера и человек 2 часа 65. 66. 67. 68. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Эволюция биосферы Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Резервное время 1 час 1 час 1 час