ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. когнитивный компонент У выпускника будут Выпускник получит сформированы: возможность для формирования: историко-географический образ, устойчивой включая представление о выраженной учебно-познавательной территории и границах России, её мотивации и интереса к географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. ценностный и гражданский патриотизм, любовь к эмоциональный Родине, чувство гордости за свою компонент страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичнос-ти; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении деятельностный готовность и способность к участию в школьном (поведенческий) самоуправлении в пределах компонент возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Регулятивные УУД Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; оценивать правильность адекватно оценивать свои возможности выполнения действия и достиженияцели вносить необходимые определённой сложности в коррективы в исполнение как различных сферах в конце действия, так и по самостоятельной ходу его реализации; деятельности; основам прогнозирования как основам саморегуляции эмоциональных состояний; предвидения будущих событий и развития процесса прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей Выпускник научится: Выпускник получит Коммуникативные учитывать разные мнения и возможность научиться: УУД стремиться к координации учитывать и координировать отличные от собственной различных позиций в позиции других людей, в сотрудничестве; сотрудничестве; формулировать собственное учитывать разные мнения и мнение и позицию, интересы и обосновывать аргументировать и собственную позицию; координировать её с понимать относительность мнений и подходов к решению позициями партнёров в проблемы; сотрудничестве при продуктивно разрешать выработке общего решения в конфликты на основе совместной деятельности; учётаинтересов и позиций устанавливать и сравнивать всех участников, поиска и разные точки зрения, прежде оценки альтернативных способов разрешения чем принимать решения и конфликтов; договариваться делать выбор; и приходить к общему аргументировать свою точку решению в зрения, спорить и отстаивать совместнойдеятельности, в свою позицию не враждебным том числе в ситуации для оппонентов образом; столкновения интересов; задавать вопросы, брать на себя инициативу в организации необходимые для организации совместногодействия собственной деятельности и (деловое лидерство); сотрудничества с партнёром; оказывать поддержку и осуществлять взаимный содействие тем, от кого контроль и оказывать в зависит достижение цели в сотрудничестве необходимую совместной деятельности; осуществлять взаимопомощь; коммуникативную рефлексию адекватно использовать речь как осознание оснований для планирования и собственных действий и регуляции своей действий партнёра; деятельности; в процессе коммуникации адекватно использовать достаточно точно, Познавательные УУД речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать моральноэтическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Выпускник научится: Выпускник получит реализации возможность научиться: рефлексивного проектно-исследовательской основам чтения; деятельности; основам проводить и ставить проблему, аргументировать её эксперимент под актуальность; руководством учителя; самостоятельно проводить осуществлять расширенный исследование на основе поиск информации с применения методов использованием ресурсов наблюдения и эксперимента; библиотек и Интернета; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, создавать и преобразовывать процессов, объектов; модели и схемы для решения организовывать исследование задач; с целью проверки гипотез; осуществлять выбор наиболее делать умозаключения эффективных способов (индуктивное и по аналогии)и решения задач в зависимости выводы на основе от конкретных условий; аргументации. давать определение понятиям; устанавливать причинноследственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе наблюдение исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное»и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественныхстилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства Выпускник научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравствен-ную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Выпускник получит возможность научиться: • понимать гражданское подвижничество художникав выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетическоговкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ Выпускник научится: • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: компози-цию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произве-дений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работематериалы и средства художественной выразительности,соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художни-ками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художест-венного образа. Виды и жанры изобразительного искусства Выпускник научится: • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульп-тура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специ-фику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюр-морт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художествен-но-творческой деятельности, используя различные художествен-ные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искус-ства; • понимать историческую ретроспективу становленияжанров пласти-ческих искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино Выпускник научится: • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). Выпускник получит возможность научиться: • использовать средства художественной выразительности в собствен-ных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторс-кому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит,костюмы и грим после просмотра художественного фильма. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира. Роль искусства в создании материальной среды жизничеловека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники. Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера. Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация. Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № урока Тема, тема урока Древние корни народного искусства. 8 часов 1 Древние образы в народном искусстве 2 3 4 5 6 7-8 9-10 11-12 13 14-15 16 Декор русской избы Элементы содержания Истоки и смысл искусства. Народное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Семантика образа в народном искусстве. Внутренний мир русской избы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Конструкция и декор предметов народного Стилизация и знаковый быта и труда характер декоративного образа. Орнамент и его Образы и мотивы в орнаментах русской происхождение. Виды народной вышивки орнамента. Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм. Стилизация и Народные праздники, обряды в искусстве и знаковый характер современной жизни. декоративного образа Связь времён в народном искусстве. 8часов Древние образы в современных народных Искусство и мировоззрение. игрушках. Народное традиционное искусство. Целостность визуального образа культуры. Искусство Гжели Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Искусство Жостова. Роль искусств в организации предметноВыражение в произведениях пространственной среды жизни человека. искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Связь времён в народном искусстве. 8часов 17 Зачем людям украшения. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. 18-19 Декор и положение человека в обществе. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Индустрия моды. 20-24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Одежда «говорит» о человеке О чём рассказывают гербы и эмблемы. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Художественный образ – основа и цель любого Условность художественного искусства. изображения. Роль декоративного искусства в жизни Изобразительная природа человека визуальных искусств, их роль в современном мире. Декоративное искусство в современном мире. 6часов Декоративное искусство в современном мире. Материалы д./п. искусства Украшение в жизни людей, его Современное выставочное искусство. функции в жизни общества. Реальность и фантазия в искусстве. Ты сам - мастер декоративно-прикладного Трансформация и стилизация искусства. форм Виды дизайна Промышленный дизайн. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектирование пространственной и Графический дизайн, арт-дизайн. предметной среды. Компьютерная графика и анимация. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы 34 6 КЛАСС № урока Тема, тема урока Элементы содержания Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8часов 1 Целостность визуального образа культуры. Живопись, графика, скульптура. Материалы ж., гр.,ск. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Основные художественные стили и направления в искусстве. 2 Рисунок- основа изобразительного творчества. 3 Линия и ее выразительные возможности... 4 Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен Цвет, основы цветоведения. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 Линия , штрих, пятно и художественный образ Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.Анималистический жанр Цветовые отношения. Контраст в композиции. Цвет в произведениях живописи. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка Объёмные изображения в скульптуре. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов Основы языка изображения. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Реальность и фантазия в творчестве Роль искусства в организации художника. предметно-пространственной среды жизни человека. Мир наших вещей. Натюрморт. 7часов Изображение предметного мира – натюрморт Передача на плоскости и в пространстве многообразных Понятие формы форм предметного мира Изображение объёма на плоскости, линейная Линейная перспектива перспектива Освещение. Свет и тень. Изображение предметного мира Натюрморт в графике. Рисунок с натуры, по представлению. Цвет в натюрморте Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Вглядываясь в человека. Портрет. 11часов Образ человека – главная тема искусства. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорция Изображение головы человека в пространстве Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Художественно-эстетическое Портрет в скульптуре. значение исторических памятников Сатирические образы человека. Трансформация и стилизация форм. Образные возможности освещения в портрете Художественные техники. Портрет в живописи. 26-27 28 29 30 31 32 33 34 Роль цвета в портрете Великие портретисты (обобщение темы). Человек и пространство в изобразительном искусстве. 6часов Жанры в изобразительном искусстве. Искусство и мировоззрение. Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Средства художественной выразительности. Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 34 7 КЛАСС № темы, урока Тема Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов 1 Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей 2 Пропорции и строение фигуры человека 3-4 Красота фигуры человека в движении 5 Великие скульпторы. 6 Изображение фигуры человека. 7 Набросок фигуры человека. 8 Человек и его профессия. Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. 7 Часов. 9 Тематическая (сюжетная) картина. 10 Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.. 11-12 Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России Элементы содержания Изображение человека в истории искусства. Рисунок с натуры, по представлению Средства художественной выразительности. Проектирование пространственной и предметной среды. Рисунок с натуры, по представлению. Взаимоотношение формы и характера. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека Что я знаю о «малых голландцах». Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства . Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. 13 Третьяковская галерея. Создание картины «Жизнь моей семьи». Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Великие темы жизни.Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. 11 часов 16 Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова. 14-15 17-18 Сложный мир исторической картины. 19 Исторические эпохи и художественные стили. 20 Великие темы жизни в творчестве русских художников. 21 Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». Великие мастера русского и европейского искусства Великие мастера русского и европейского искусства. Роль музея в современной культуре. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Сюжет и содержание в произведении искусства. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Опыт художественного творчества. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. 23 Библейская тема в изобразительном Исторические, мифологические и искусстве. Всепрощающая любовь. библейские темы в изобразительном искусстве. 24 Роль музея в современной Крупнейшие музеи изобразительного культуре. искусства и их роль в культуре. Крупнейшие художественные музеи мира. 25 Храмовая живопись и зодчество. Художественно –эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. 26 Эрмитаж - сокровищница мировой Великие мастера русского и культуры.. европейского искусства Реальность жизни и художественный образ. 8 часов 27-28 Трансформация и стилизация Архитектура и дизайн. Роль искусства в форм.. организации предметнопространственной среды жизни человека 29 Изобразительное искусство, Единство художественного и архитектура, дизайн в современном функционального в архитектуре и 22 30 31 32 33 34 мире Художник в театре. дизайне. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Изобразительная природа экранных Телевизионное изображение, его искусств особенности и возможности. Создание художественного образа Средства художественной в искусстве фотографии выразительности. Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Реальность и фантазия в искусстве.