ИЗО 5-7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
когнитивный
компонент

У
выпускника
будут
Выпускник
получит
сформированы:
возможность
для
формирования:
 историко-географический образ,
устойчивой
включая
представление
о  выраженной
учебно-познавательной
территории и границах России, её
мотивации и интереса к
географических
особенностях,














знание основных исторических
событий
развития
государственности и общества;
знание истории и географии края,
его достижений и культурных
традиций;
образ
социально-политического
устройства — представление о
государственной
организации
России, знание государственной
символики (герб, флаг, гимн),
знание
государственных
праздников;
знание положений Конституции
РФ, основных прав и обязанностей
гражданина,
ориентация
в
правовом
пространстве
государственно-общественных
отношений;
знание о
своей
этнической
принадлежности,
освоение
национальных
ценностей,
традиций, культуры, знание о
народах и этнических группах
России;
освоение
общекультурного
наследия России и общемирового
культурного наследия;
ориентация в системе моральных
норм
и
ценностей
и
их
иерархизация,
понимание
конвенционального
характера
морали;
основы
социально-критического
мышления,
ориентация
в
особенностях
социальных
отношений и взаимодействий,
установление взаимосвязи между
общественными и политическими
событиями;
экологическое
сознание,
признание
высокой
ценности
жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и
правил отношения к природе;
знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих
технологий; правил поведения в
чрезвычайных ситуациях












учению;
готовности
к
самообразованию
и
самовоспитанию;
адекватной
позитивной
самооценки и Я-концепции;
компетентности
в
реализации
основ
гражданскойидентичности
в
поступках
и
деятельности;
морального сознания на
конвенциональном уровне,
способности к решению
моральных дилемм на основе
учётапозиций участников
дилеммы,
ориентации на их мотивыи
чувства;
устойчивое
следование в поведении
моральнымнормам
и
этическим требованиям;
эмпатии как осознанного
понимания и сопереживания
чувствам
других,
выражающейся
в
поступках, направленных на
помощь
и
обеспечение
благополучия.

ценностный и  гражданский патриотизм, любовь к
эмоциональный
Родине, чувство гордости за свою
компонент
страну;
 уважение к истории, культурным и
историческим памятникам;
 эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической
идентичнос-ти;
 уважение к другим народам
России и мира и принятие их,
межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному
сотрудничеству;
 уважение к личности и её
достоинствам, доброжелательное
отношение
к
окружающим,
нетерпимость к любым видам
насилия
и
готовность
противостоять им;
 уважение к ценностям семьи,
любовь к природе, признание
ценности здоровья, своего и
других
людей,
оптимизм
в
восприятии мира;
 потребность в самовыражении и
самореализации,
социальном
признании;
 позитивная моральная самооценка
и моральные чувства — чувство
гордости
при
следовании
моральным нормам, переживание
стыда и вины при их нарушении
деятельностный  готовность и способность к
участию
в
школьном
(поведенческий)
самоуправлении
в
пределах
компонент
возрастных
компетенций
(дежурство в школе и классе,
участие в детских и молодёжных
общественных
организациях,
школьных
и
внешкольных
мероприятиях);
 готовность
и способность к
выполнению норм и требований
школьной
жизни,
прав
и
обязанностей ученика;

 умение вести диалог на основе











равноправных
отношений
и
взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать
конфликты;
готовность и способность к
выполнению моральных норм в
отношении
взрослых
и
сверстников в школе, дома, во
внеучебных видах деятельности;
потребность
в
участии
в
общественной жизни ближайшего
социального
окружения,
общественно
полезной
деятельности;
умение строить жизненные планы
с учётом конкретных социальноисторических, политических и
экономических условий;
устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного
образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Регулятивные
УУД















Выпускник научится:
целеполаганию,
включая
постановку новых целей,
преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно
анализировать
условия
достижения цели на основе
учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом
учебном материале;
планировать пути достижения
целей;
устанавливать
целевые
приоритеты;
уметь
самостоятельно
контролировать своё время и
управлять им;
принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе переговоров;
осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий контроль
по результату и по способу
действия;
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного внимания;
адекватно
самостоятельно

Выпускник
получит
возможность научиться:
 самостоятельно
ставить
новые учебные цели и задачи;
 построению
жизненных
планов
во
временной
перспективе;
 при
планировании
достижения
целей
самостоятельнои адекватно
учитывать
условия
и
средства их достижения;
 выделять
альтернативные
способы достижения целии
выбирать
наиболее
эффективный способ;
 основам
саморегуляции в
учебной и познавательной
деятельности
в
форме
осознанного управления своим
поведением и деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять
познавательную рефлексию в
отношении
действий
по
решению
учебных
и
познавательных задач;
 адекватно
оценивать
объективную трудностькак
меру
фактического
или
предполагаемого
расхода
ресурсов на решение задачи;

оценивать
правильность  адекватно оценивать свои
возможности
выполнения
действия
и
достиженияцели
вносить
необходимые
определённой сложности в
коррективы в исполнение как
различных
сферах
в конце действия, так и по
самостоятельной
ходу его реализации;
деятельности;
 основам прогнозирования как  основам
саморегуляции
эмоциональных состояний;
предвидения
будущих
событий и развития процесса  прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия
на
пути
достижения целей
Выпускник
научится:
Выпускник
получит
Коммуникативные
 учитывать разные мнения и возможность научиться:
УУД
стремиться к координации  учитывать и координировать
отличные от собственной
различных
позиций
в
позиции других людей, в
сотрудничестве;
сотрудничестве;
 формулировать собственное  учитывать разные мнения и
мнение
и
позицию,
интересы и обосновывать
аргументировать
и
собственную позицию;
координировать
её
с  понимать относительность
мнений и подходов к решению
позициями
партнёров
в
проблемы;
сотрудничестве
при
 продуктивно
разрешать
выработке общего решения в
конфликты
на
основе
совместной деятельности;
учётаинтересов и позиций
 устанавливать и сравнивать
всех участников, поиска и
разные точки зрения, прежде
оценки
альтернативных
способов
разрешения
чем принимать решения и
конфликтов; договариваться
делать выбор;
и приходить к общему
 аргументировать свою точку
решению
в
зрения, спорить и отстаивать
совместнойдеятельности, в
свою позицию не враждебным
том числе в ситуации
для оппонентов образом;
столкновения интересов;
 задавать
вопросы,  брать на себя инициативу в
организации
необходимые для организации
совместногодействия
собственной деятельности и
(деловое лидерство);
сотрудничества с партнёром;
 оказывать
поддержку
и
 осуществлять
взаимный
содействие тем, от кого
контроль и оказывать в
зависит достижение цели в
сотрудничестве необходимую
совместной деятельности;
 осуществлять
взаимопомощь;
коммуникативную рефлексию
 адекватно использовать речь
как
осознание
оснований
для
планирования
и
собственных
действий
и
регуляции
своей
действий партнёра;
деятельности;
 в
процессе коммуникации
 адекватно
использовать
достаточно
точно,












Познавательные
УУД

речевые средства для решения
различных коммуникативных
задач; владеть устной и
письменной речью; строить
монологическое контекстное
высказывание;
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками,
определять
цели и функции участников,
способы
взаимодействия;
планировать общие способы
работы;
осуществлять
контроль,
коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать;
работать
в
группе
—
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться
в группу сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками и взрослыми;
основам
коммуникативной
рефлексии;
использовать
адекватные
языковые
средства
для
отображения своих чувств,
мыслей,
мотивов
и
потребностей;
отображать в речи (описание,
объяснение)
содержание
совершаемых действий как в
форме
громкой
социализированной речи, так
и в форме внутренней речи.









последовательно и полно
передавать
партнёру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении
проблем,
участвовать в дискуссиии
аргументировать
свою
позицию,
владеть
монологическойи
диалогической формами речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами
родного языка;
следовать
моральноэтическим
и
психологическимпринципам
общения и сотрудничества на
основе
уважительного
отношения к партнёрам,
внимания
к
личности
другого,адекватного
межличностного восприятия,
готовности
адекватно
реагировать
на
нужды
других,
в
частности
оказыватьпомощь
и
эмоциональную
поддержку
партнёрам
в
процесседостижения общей
цели
совместной
деятельности;
устраивать
эффективные
групповые
обсуждения
и
обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для
принятия
эффективных
совместных решений;
в совместной деятельности
чётко
формулироватьцели
группы и позволять её
участникам
проявлять
собственную энергию для
достижения этих целей.

Выпускник научится:
Выпускник
получит
реализации возможность научиться:
рефлексивного
проектно-исследовательской  основам
чтения;
деятельности;

 основам

 проводить





















и  ставить
проблему,
аргументировать
её
эксперимент
под
актуальность;
руководством учителя;
 самостоятельно проводить
осуществлять расширенный
исследование
на
основе
поиск
информации
с
применения
методов
использованием
ресурсов
наблюдения и эксперимента;
библиотек и Интернета;
 выдвигать гипотезы о связях
и закономерностях событий,
создавать и преобразовывать
процессов, объектов;
модели и схемы для решения

организовывать исследование
задач;
с целью проверки гипотез;
осуществлять выбор наиболее
 делать
умозаключения
эффективных
способов
(индуктивное и по аналогии)и
решения задач в зависимости
выводы
на
основе
от конкретных условий;
аргументации.
давать определение понятиям;
устанавливать
причинноследственные связи;
осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение понятия;
обобщать
понятия
—
осуществлять
логическую
операцию
перехода
от
видовых
признаков
к
родовому
понятию,
от
понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;
осуществлять
сравнение,
сериацию и классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и критерии для
указанных
логических
операций;
строить классификацию на
основе
дихотомического
деления
(на
основе
отрицания);
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;
объяснять явления, процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
наблюдение

исследования;
 основам
ознакомительного,
изучающего, усваивающего и
поискового чтения;
 структурировать
тексты,
включая умение выделять
главное и второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность
описываемых событий;
 работать с метафорами —
понимать переносный смысл
выражений,
понимать
и
употреблять обороты речи,
построенные на скрытом
уподоблении,
образном
сближении слов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное»и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания
на практике;
• различать произведения разных эпох, художественныхстилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравствен-ную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художникав выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетическоговкуса в жизни современного
человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет
этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: компози-цию, форму, ритм, линию,
цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном

конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произве-дений народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работематериалы и средства
художественной выразительности,соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художни-ками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художест-венного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульп-тура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специ-фику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюр-морт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художествен-но-творческой
деятельности, используя различные художествен-ные материалы и приёмы работы с ними
для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искус-ства;
• понимать историческую ретроспективу становленияжанров пласти-ческих
искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от
картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для
школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного
фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой
деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собствен-ных
фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторс-кому
замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит,костюмы и грим после
просмотра художественного фильма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры.
Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное
искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии

культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа
культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в
произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в
искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи.
Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических
памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных
исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных
культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в
искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие
художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизничеловека. Роль искусства в
организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в
современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в
современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного
выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве.
Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в
искусстве.
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и
цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия
в искусстве.
Средства художественной выразительности
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи,
графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного
произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность
цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача
графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм
предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и
характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре,
декоративно-прикладном искусстве.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности
художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой,
исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические,
мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного
творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в
организации
предметно-пространственной
среды
жизни
человека.
Единство
художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и
ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и
предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки
декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и
его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного
образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его
функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей.
Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное
изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ урока Тема, тема урока
Древние корни народного искусства. 8 часов
1
Древние образы в народном искусстве

2

3

4
5

6
7-8

9-10

11-12
13
14-15
16

Декор русской избы

Элементы содержания
Истоки и смысл искусства.
Народное искусство.

Роль изобразительной
символики и традиционных
образов в развитии культуры.
Семантика образа в народном
искусстве.
Внутренний мир русской избы.
Роль искусства в организации
предметно-пространственной
среды жизни человека.
Конструкция и декор предметов народного
Стилизация и знаковый
быта и труда
характер декоративного
образа. Орнамент и его
Образы и мотивы в орнаментах русской
происхождение. Виды
народной вышивки
орнамента.
Народный праздничный костюм.
Народный праздничный
костюм. Стилизация и
Народные праздники, обряды в искусстве и
знаковый характер
современной жизни.
декоративного образа
Связь времён в народном искусстве. 8часов
Древние образы в современных народных
Искусство и мировоззрение.
игрушках.
Народное традиционное
искусство. Целостность
визуального образа культуры.
Искусство Гжели
Истоки и современное
развитие промысла
Искусство Городца.
Искусство Жостова.
Роль искусств в организации предметноВыражение в произведениях

пространственной среды жизни человека.

искусства представлений о
мире, явлениях жизни и
природы.
Связь времён в народном искусстве. 8часов

17

Зачем людям украшения.

Украшение в жизни людей, его
функции в жизни общества.

18-19

Декор и положение человека в обществе.

Особенности средств
выразительности в
художественных культурах
народов Запада и Востока.
Основные художественные
стили и направления в
искусстве.
Индустрия моды.

20-24
25

26

27
28

29
30
31
32
33
34

Одежда «говорит» о человеке
О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Роль изобразительной
символики и традиционных
образов в развитии культуры.

Роль искусства в организации
предметно-пространственной
среды жизни человека.
Художественный образ – основа и цель любого Условность художественного
искусства.
изображения.
Роль декоративного искусства в жизни
Изобразительная природа
человека
визуальных искусств, их роль
в современном мире.
Декоративное искусство в современном мире. 6часов
Декоративное искусство в современном мире.
Материалы д./п. искусства
Украшение
в жизни людей, его
Современное выставочное искусство.
функции в жизни общества.
Реальность и фантазия в искусстве.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного
Трансформация и стилизация
искусства.
форм
Виды дизайна
Промышленный дизайн.
Архитектурный и ландшафтный дизайн.
Проектирование
пространственной и
Графический дизайн, арт-дизайн.
предметной среды.
Компьютерная графика и анимация.
Выражение в произведениях искусства
представлений о мире, явлениях жизни и природы

34
6 КЛАСС

№ урока

Тема, тема урока

Элементы содержания

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8часов
1

Целостность визуального образа культуры.

Живопись, графика, скульптура.
Материалы ж., гр.,ск.
Особенности художественного
образа в разных видах искусства.
Основные художественные
стили и направления в
искусстве.

2

Рисунок- основа изобразительного творчества.

3

Линия и ее выразительные возможности...

4

Пятно, как средство выражения. Композиция,
как ритм пятен
Цвет, основы цветоведения.

5
6

7

8

9

10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21-22

23
24
25

Линия , штрих, пятно и
художественный образ
Передача графическими
средствами эмоционального
состояния природы, человека,
животного.Анималистический
жанр

Цветовые отношения.
Контраст в композиции.
Цвет в произведениях живописи.
Колорит картины.
Напряжённость и
насыщенность цвета. Свет и
цвет. Характер мазка
Объёмные изображения в скульптуре.
Пространственно-визуальное
искусство разных
исторических эпох и народов
Основы языка изображения.
Роль ритма в построении
композиции в живописи и
рисунке, архитектуре,
декоративно-прикладном
искусстве.
Реальность и фантазия в творчестве
Роль искусства в организации
художника.
предметно-пространственной
среды жизни человека.
Мир наших вещей. Натюрморт. 7часов
Изображение предметного мира – натюрморт
Передача на плоскости и в
пространстве многообразных
Понятие формы
форм предметного мира
Изображение объёма на плоскости, линейная
Линейная перспектива
перспектива
Освещение. Свет и тень.
Изображение предметного мира
Натюрморт в графике. Рисунок с натуры, по
представлению.
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта
(обобщение темы)
Вглядываясь в человека. Портрет. 11часов
Образ человека – главная тема искусства.
Образ человека – главная тема
искусства.
Конструкция головы человека и её пропорция
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Художественно-эстетическое
Портрет в скульптуре.
значение исторических
памятников
Сатирические образы человека.
Трансформация и стилизация
форм.
Образные возможности освещения в портрете
Художественные техники.
Портрет в живописи.

26-27
28
29
30
31
32

33
34

Роль цвета в портрете

Великие портретисты (обобщение темы).
Человек и пространство в изобразительном искусстве. 6часов
Жанры в изобразительном искусстве.
Искусство и мировоззрение.
Изображение пространства
Правила линейной и
воздушной перспективы
Линейная и воздушная перспектива.
Пейзаж.
Организация изображаемого
пространства. Средства
художественной
выразительности.
Пейзаж-настроение.
Природа и художник
Городской пейзаж.
Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл

34
7 КЛАСС
№ темы,
урока

Тема

Изображение фигуры человека и образ
человека. 8 часов
1
Визуально-пространственные виды
искусства и их значение в жизни
людей
2
Пропорции и строение фигуры
человека
3-4
Красота фигуры человека в
движении
5
Великие скульпторы.
6
Изображение фигуры человека.
7
Набросок фигуры человека.
8
Человек и его профессия.
Поэзия повседневности. Бытовой жанр в
изобразительном искусстве. 7 Часов.
9
Тематическая (сюжетная) картина.

10

Жизнь каждого дня - большая тема
в искусстве..

11-12

Возникновение и развитие
бытового жанра в искусстве России

Элементы содержания

Изображение человека в истории
искусства.
Рисунок с натуры, по представлению
Средства художественной
выразительности.
Проектирование пространственной и
предметной среды.
Рисунок с натуры, по представлению.
Взаимоотношение формы и характера.
Выражение в образах искусства
нравственного поиска человечества,
нравственного выбора отдельного
человека
Что я знаю о «малых голландцах».
Взаимоотношения между народами,
между людьми разных поколений в
жизни и в искусстве. Великие мастера
русского и европейского искусства
. Родоначальники бытового жанра в
России: А. Венецианов, И. Федотов.
Возникновение и развитие бытового
жанра в искусстве России.
Родоначальники бытового жанра в
России: А. Венецианов, И. Федотов.

13

Третьяковская галерея.

Создание картины «Жизнь моей
семьи». Композиция — главное
средство выразительности
художественного произведения.
Великие темы жизни.Образы мира, защиты
Отечества в жизни и искусстве. 11 часов
16
Историческая тема в искусстве.
Творчество В. И. Сурикова.
14-15

17-18

Сложный мир исторической
картины.

19

Исторические эпохи и
художественные стили.

20

Великие темы жизни в творчестве
русских художников.

21

Карл Брюллов
«Последний день Помпеи».
История
одной картины
Сказочно-былинный жанр.
«Волшебный мир сказки».

Великие мастера русского и
европейского искусства
Великие мастера русского и
европейского искусства. Роль музея в
современной культуре.
Традиционный и современный уклад
семейной жизни, отражённый в
искусстве.

Композиция – главное средство
выразительности художественного
произведения. Раскрытие в композиции
сущности произведения. Сюжет и
содержание в произведении искусства.
Взаимоотношения между народами,
между людьми разных поколений в
жизни и в искусстве.
Отражение в искусстве изменчивости
эстетического образа человека в разные
исторические эпохи.
Художественный образ — основа и цель
любого искусства.
Опыт художественного творчества.

Условность художественного
изображения. Реальность и фантазия в
искусстве.
23
Библейская тема в изобразительном Исторические, мифологические и
искусстве. Всепрощающая любовь. библейские темы в изобразительном
искусстве.
24
Роль музея в современной
Крупнейшие музеи изобразительного
культуре.
искусства и их роль в культуре.
Крупнейшие художественные музеи
мира.
25
Храмовая живопись и зодчество.
Художественно –эстетическое значение
исторических памятников. Роль
визуально-пространственных искусств в
формировании образа Родины.
26
Эрмитаж - сокровищница мировой Великие мастера русского и
культуры..
европейского искусства
Реальность жизни и художественный образ. 8
часов
27-28
Трансформация и стилизация
Архитектура и дизайн. Роль искусства в
форм..
организации предметнопространственной среды жизни человека
29
Изобразительное искусство,
Единство художественного и
архитектура, дизайн в современном функционального в архитектуре и
22

30

31
32
33
34

мире
Художник в театре.

дизайне.
Роль и значение изобразительного
искусства в синтетических видах
творчества.
Изобразительная природа экранных Телевизионное изображение, его
искусств
особенности и возможности.
Создание художественного образа
Средства художественной
в искусстве фотографии
выразительности.
Книга. Слово и изображение.
Искусство иллюстрации.
Реальность и фантазия в искусстве.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».