Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю .Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение». Содержание курса «Математика в повседневной жизни» (16ч) 1 2 3 4 1 2 3 4 5 Путешествия и отдых Транспорт Здоровье Домашнее хозяйство «Школа финансовых решений» 4 4 4 4 (18ч) Собираемся за покупками: что важно знать Делаем покупки: как правильно выбирать товары Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя «Деньги– не щепки, счетом крепки» 4 4 4 3 3 Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) осознание российской гражданской идентичности (осознаниесебя,своихзадачисвоегоместавмире); 2) готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ; 3)ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигамитрудовымдостижениямнарода; 4) готовностьксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамоопределению; 5) осознаниеценностисамостоятельностииинициативы; 6) наличиемотивациикцеленаправленной социально значимойдеятельности;стремлениебытьполезным,интересксоциальномусотрудн ичеству; 7) проявлениеинтересакспособампознания; 8) стремлениексамоизменению; 9) сформированностьвнутреннейпозицииличностикак особогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом; 10) ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора; 11) установка на активное участие в решении практических задач,осознаниеважностиобразованиянапротяжениивсейжизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимыхумений; 12) осознанныйвыборипостроение индивидуальной траекторииобразованияижизненныхплановсучетомличныхиобщественныхинтер есовипотребностей; 13) активноеучастиевжизнисемьи; 14) приобретениеопытауспешногомежличностногообщения; 15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; 16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; 17) соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегося к изменяющимся условиям социальной и природнойсреды: 1)освоениесоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей;осознаниеличнойответс твенностизасвоипоступкивмире; 2)готовностькдействиямвусловияхнеопределенности,повышению уровня своей компетентности через практическуюдеятельность,втомчислеумениеучитьсяудругихлюдей,приобретать в совместной деятельности новые знания, навыкиикомпетенцииизопытадругих; 3)осознаниенеобходимостивформированииновыхзнаний, втом числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектахиявлениях,втомчислеранеенеизвестных,осознаватьдефицитсобственныхзнан ийикомпетентностей,планироватьсвоеразвитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологическойкультуры: 1)умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики; 2)умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,возможныхглобальныхпоследствий; 3)ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающейсреды,планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследстви йдляокружающейсреды; 4)повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 5)активноенеприятиедействий,приносящих вред окружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвз аимосвязиприродной,технологическойисоциальнойсред; Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1)базовые логические действия 2)базовые исследовательские действия 3)работа с информацией Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: 1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; 2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); 3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; 5) делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: 1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; 3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 6) оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: 1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; 2) выявлять и анализировать причины эмоций; 3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 4) регулировать способ выражения эмоций; 4)принятиесебяидругих: 1)осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению; 2)признаватьсвоеправонаошибкуитакоежеправодругого; 3)приниматьсебяидругих,неосуждая; 4)открытостьсебеидругим; 5)осознаватьневозможностьконтролироватьвсевокруг Предметные результатыпо учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: 1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; 2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; 3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; 4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; 5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; 6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; 7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; 8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекс3том задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; 9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.