ДООП Экология (2)

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной вклад
изучаемой программы в развитие личности учащихся, их способностей с использованием оборудования
центра «Точка роста».
В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:
1. Освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных
источников информации и жизненного опыта;
3. воспитаниеэкологическиграмотной,какнеобходимогоэлементаобщечеловеческойкультуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
5. Формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире
,целесообразности
его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6. Развитие
них экологического мышления, готовности к общественной деятельности
экологической
направленности.
К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться: Личностными результатами
изучения предмета «Экология»
1. Результаты освоения деятельности
Освоение дополнительной программы в течение всего периода обеспечит формирование у учащихся
УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностноеотношениекокружающейсреде,необходимостиеёсохраненияи
рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважениекистории,культуре,национальнымособенностям,толерантность.
Регулятивные УУД:
- способностьксамостоятельномуприобретениюновыхзнанийипрактическихумений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств.
- Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственныхсвязей.

- Создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых
сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней в познавательной деятельности.
Первый уровень- воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой
и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для
полноценного
проживания
его
повседневной
жизни,
успешной
социализации
в
обществе:каквестисебясчеловеком,находящимсявинвалиднойколяске,чтоможноичегонельзя
делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу,
как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные
платежи и т. п.
Второй уровень- познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её,
высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация
о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и
малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или
социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют
учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и
способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто
становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники
приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения,
соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и
изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников,
увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть
этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых
способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему
ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие
проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное
отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание
становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень- познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии
организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных
социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные
пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и
ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать
на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их
результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации,
формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы,
ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 68 часов, из них 34- 5 класс, 34 – 6 класс.
Содержание курса 5 класс. Развиваем экологическую зоркость
Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения
Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы
распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот
удивительный мир»
Взаимоотношения
живых
организмов
Основныетипывзаимоотношенийживыхорганизмов.Взаимоотношенияживыхорганизмовтипа
«хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.
Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе. Приспособленности их относительный
характер. Способы ориентации живых организмов.
Человек как часть природы
Природа как источник жизни человека. Человек–существо биосоциальное.
Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними.
Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.
Тематическое планирование
Название разделов и тем
№
п/п

Ков-во
час.

Кол-воконтр.,
лаборатор.,
практич.
работ
2+1
5

Введение
Раздел1. Земля наш общий дом
Раздел2 Взаимоотношение живых организмов

6
7
3

Раздел3. Очевидное– невероятное

6

3

Раздел4. Рекордсмены в дикой природе
Резерв
Итого

12
0
34

6
14лаб.Работ
3 прак.раб

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
урока
1
2

Тема урока

План

Вид деятельности
Факт

Введение
Анкетирование.
Экология–наука о доме
Земля наш общий дом

3

Легко ли жить в атмосфере?

эссе

4

Вода как среда обитания

5

Подземные жители

6

Сколько жителей на Земле?

7

Экскурсия «Этот удивительный
мир»
Практикум: решение задач

8
9
10
11

Взаимоотношение
живых
организмов
Основные типы взаимоотношений
Есть
ли в природе дружба?
(симбитики)
Хищники животные и растения

12

В борьбе за жизнь(паразитизм)

13

Экскурсия«Я иду тебя искать»

14
15

Очевидное– невероятное Микро
и макро мир
Рекордсмены в дикой природе

16-17
18-19
20
21-22
23
24

Читаем книгу леса(библиотечный
час)
Шипы, клыки,
когти и многое
другое
Где у птицы компас?

Почему они так называются?
Ведьмины кольца
Практикум: решение задач
Человек как часть природы
25
Человек
–
существо
биосоциальное
26-27 Созидатель или потребитель
28
Посредники
между небом
и
Землей
29
Человек и мир растений
30
Человек и мир животных
31
Красная
книга Московской
области
32-33 Акция«Чистая планета: начни
себя»
34
Практикум: решение задач
35
Итоговое занятие

Мини
исследование
видеофильм

Лекция

видеофильм

Пр.р
с
микроскопами
Работа в группах
с информацией
Выпуск газеты
игра
Мини
исследование
игра

лекция

беседа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 6 классе обучающиеся научатся:
1. освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных
источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание
экологически грамотной личности, как необходимого элемента
общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде;
5. формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире,
целесообразности
его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности;
6. развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности
экологической
направленности.
К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться: Личностными результатами
изучения предмета «Экология»
2. Результаты освоения дополнительной программы обучения
Освоение дополнительной программы обучения в течение всего периода обеспечит формирование у
учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностноеотношениекокружающейсреде,необходимостиеёсохраненияи
рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории,
культуре ,национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- Создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней в познавательной деятельности.
Первый уровень- воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой
и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для
полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя
с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и
находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для
природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень- познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её,
высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация
о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и
малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или
социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют
учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и
способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто
становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники
приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения,
соотносить их со своей собственной. Например, тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и
изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников,
увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть
этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых
способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему
ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие
проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное
отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание
становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии
организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных
социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные
пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителями
ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать
на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их
результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников
информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными

объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 68 часов, из них 34 – 6 класс.
Содержание курса
6 класс Расширяем экологическую грамотность
Введение. Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология
Ученые экологи.
Азбука народной мудрости. Законы природы в пословицах и поговорках. Биоиндикация и биозащита.
Ритмы жизни. Живые часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных
растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха,
воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность
жизни. Моя Красная книга. Безопасность ближайшего окружения (продукты питания, химия в быту, ядовитые
животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования.
Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества продуктов
питания.
Тематическоепланирование
Название разделов и тем
№
п/п

Ков-во
час.

Кол-воконтр.,
лаборатор.,
практич.
работ
2+1
5

Введение
Раздел1. Азбука народной мудрости
Раздел2 Экологическая опасность и безопасность

6
7
3

Раздел3. Экологический практикум.

6

3

Раздел4. Достижения года
Резерв
Итого

12
0
34

6
14лаб. Работ
3 прак. раб

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Тема занятия

Дата
План

1

Введение
Анкетирование. Правила поведения

2

Экологические термины

3

Галерея ученых

4-5

Экологические проблемы родного края

Факт

Вид
деятельности

словарик
газета

Азбука народной мудрости
6-7

Законы природы в пословицах и поговорках

Интеллектуаль
наяигра

8

Биологические способы защиты растений

9

Лишайники–показатели чистоты воздуха

10

Практикум«Жаворонок или сова»

11

У природы нет плохой погоды…

Минипроект

12

История аптекарского дела

Лекция

13

Лекарственные растения

Час общения

14

Правила сбора растений и грибов

обсуждение

15

Экологическая опасность и безопасность Понятие
опасности и безопасности

Лекция

16

Читаем книгу леса

Практ.раб.

17

Читаем состав используемых товаров

Практ.раб.

18

Человек - царь природы или….

Экологсказка

19

Свалка по имени Земля

Эколог игра

20

Акция«Чистая планета–начни с себя»

Трудовой
десант

21

Это должен знать каждый

Газета

22

Уникальность планеты Земля

Видеолекция

23

Сохраняя видовое разнообразие–бережем планету

24

Моя Красная книга

Мини проект

25-26

Экологический практикум.
Этапы проведения экологического исследования

Алгоритм

27

Определение загрязненности воздуха в кабинете

28

Определение качества питьевой воды

29

Определение качества и срока годности продуктов
по упаковке, внешнему виду.

30

Определение
условий
дрожжей хлебопекарных

31

Определение видового состава
пришкольной территории

32

Определение взаимосвязей компонентов живой и
неживой природы

33

Влияние человека на природу

34

Итоговое тестирование

35

Достижения года

для

Работа
с
информацией
Мини
исследование

жизни
злаковых

на

Подведение
итогов

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 7 класс обучающиеся научатся:
1. освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения

экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников
информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
5. формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности
его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности;
6. развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической
направленности.
К концу обучения в 7классе обучающиеся получат возможность научиться: Личностными результатами
изучения предмета «Экология»
1. Результаты освоения внеурочной деятельности
Освоение дополнительной программы в течение всего периода обеспечит формирование у учащихся
УУД.
Личностные УУД:
овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознаниеценностиэкологическихзнаний,какважнейшегокомпонентанаучнойкартинымира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохраненияи
рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории,
культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- Создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней в познавательной деятельности.
Первый уровень- воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой
и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для
полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя
с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и
находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для
природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень- познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её,
высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть
информацияоздоровьеивредныхпривычках,нравственныхибезнравственныхпоступкахлюдей,
героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических,
политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют
учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и
способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто
становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники
приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения,
соотносить их со своей собственной. Например, тема:
«Использованиеживотныхдляопытов:научнаянеобходимостьилижестокостьлюдей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и
изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников,
увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть
этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых
способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему
ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие
проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное
отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание
становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень- познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии
организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных
социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные
пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и
ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать
на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их
результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников
информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными
объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 35 часов- 7 класс.
Содержание курса 7 класс Расширяем экологическую грамотность курса

(35 часов, 1 час в неделю)
1.

Введение(9ч)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения
возникновении новых живых организмов Земле.
Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица
строения и размножения живых организмов.

Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение
строения семени фасоли.
2.
Как размножаются живые организмы(3ч.)
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух
родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных,
человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление- условие появления
здорового потомства.
Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин.
Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.
3.
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды(4ч)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к
условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник —жертва»,
«паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда
обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое
вещество.
Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.
4.
Как питаются живые организмы(5ч.)
Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник
энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании
численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача
энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность
человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и
минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.
Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели
органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Водарастворитель. Нитраты.
5.
Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы(4ч)
Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных,
человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка—
единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь
процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов,
изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.
6.
Многообразие живого мира(3ч)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой
природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне,
водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на
биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных
сред обитания. Экологические факторы
Лабораторные работы: изучение простейших под микроскопом.
7.
Жизнь в сообществах. Экосистема(7ч.)
Приспособленностьксовместномуобитанию:способызащитыурастенийиживотных. Ярусное
расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов,
сапрофитов в сообществе.
Человек—частьприроды.Человек—разумноесущество.Регулированиепотребностейлюдей.
Современные проблемы охраны окружающей среды,
Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию.
Человечество. Биосфера.
Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
Теория
Практика
Всего

1.
2.

Введение.
Раздел1.Как размножаются живые организмы.

6,5
2,5

2,5
0,5

9
3

3.

Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с
условиями окружающей среды.

2,5

1

4

4.
5.

Раздел3.Как питаются живые организмы.
Раздел 4. Как дышат одноклеточные
многоклеточные организмы
Раздел5.Многообразие живого мира
Раздел6.Жизнь в сообществах. Экосистема.
Итого:

3,5
3

1,5
1

5
4

2,5
6,5
27

0,5

3
7
35

6.
7.
8.

и

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема занятия

Дата
План

Факт

Вид
деятельности

Введение. О чем эта книга
1
2

3
4
5

6
7
8
9
10

Живая и неживая природа.
Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в
районе школы»
Как идет жизнь на Земле.
Прибор, открывающий тайны.
Лаб.р.№1«Знакомство с микроскопом»
Твоё первое исследование. Живое и неживое под
микроскопом.
Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и
плесени»
Как размножаются живые организмы. Размножение
животных.
Размножение растений.
Лаб.р.№3«Строение семени фасоли»
Откуда у растений появляется зародыш.
Бывают
ли обоеполые растения.
Могут ли переселяться растения.
Экскурсия№1«Распространение плодов и семян»
Почему всем хватает места на Земле

словарик

Интеллектуаль
ная игра
Работа
с
информацией
Мини
исследование

Мини проект

11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Как живые организмы переносят неблагоприятные для
жизни условия.
Растения кормят всех.
Пр.р.№2«Уход за комнатными растениями»
Как питаются разные животные
Как питаются растения.
Лаб.р.
№4 «Рассматривание клеток
листа под микроскопом»
Только
ли лист кормит растение. Лаб.р. №5
«Рассматривание корней растений».
Как питаются паразиты
Нужны ли минеральные соли животному и человеку.
Можно ли жить без воды.
Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и
электроэнергии в школе».
Можно ли жить не питаясь
Как можно добыть энергию для жизни.
Запасают ли живые организмы питательные вещества.
Пр.р.№4 «Подкармливание птиц зимой»
Экскурсии№2«Живые организмы зимой»
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы под микроскопом.
Л.р.
№6
«Рассматривание
под
микроскопом
одноклеточных и многоклеточных организмов»
Разнообразие клеток многоклеточного организмов.
Л.р.№7«Рассматривание под микроскопом клеток
многоклеточного организмов»
Можно ли жить ине дышать.
Возвращают
ли
живые
организмы
вещества
в окружающую среду.
Многообразие живого мира
Деление живых организмов на группы.
Царство
простейшие. Л.р.№8
«Рассматривание
простейших под микроскопом»
Царство Бактерии, вирусы.
Среда обитания. Факторы среды.
Кто живет в воде
Обитатели суши
Кто живет в почве
Организм как среда обитания
Природное сообщество. Экосистема.
Как живут организмы в природном сообществе.
Экскурсия №3 «Живые организмы весной»

Лекция
Час общения
обсуждение
Лекция
Практ.раб.
Практ.раб.
Экологсказка
Эколог игра

Трудовой
десант
Газета
Видеолекция

Алгоритм

Подведение
итогов

35

Человек – часть природы.
Влияние человека на биосферу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».