2
Пояснительная записка
Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании
является проблема адаптации детей при переходе из ДОУ на первый уровень
образования в школе. Программа «Школа будущего первоклассника» (далее ШБП)
разработана на основе следующих документов:
Концепция развития ДОД (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября
2014г. № 1726-р);
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N115;
2.4.2.3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г .N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель программы–обеспечить возможность «единого старта» детей, начинающих
учиться в школе.
Задачи программы:
1. Создать условия сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка;
2. Обеспечить необходимый уровень сформированности психических
И социальных качеств ребенка (ключевых компетентностей);
3. Сохранить психическое и физическое здоровье детей путем создания условий
для безболезненности адаптации будущих первоклассников.
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших
требования:
- необходимость получения реального результата обучения, т.е. достижения
у большего числа обучающихся благоприятного течения адаптации;
- учет индивидуальности ребенка, его эмоционального благополучия интереса к
занятиям; желание посещать образовательное учреждение и в будущем – школу.
Задачи занятий:
Создание условий
для обеспечения эмоционального комфорта,
чувства защищенности у первоклассников при в хождении в школьную
жизнь;
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого
условия
для
развития
у
детей
уверенности
в
себе;
3
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной
жизни себя в роли учеников;
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
Организация взаимодействия между детьми как предпосылки
формирования навыков учебного сотрудничества;
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса;
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего
класса как предпосылки для освоения пространства школы;
Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
Формы работы:
На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые
задания и упражнения психологического характера, творческие задания,
обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых
заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать
пространство класса.
Программа направлена на формирование ключевых компетенций будущих
первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения:
Начальная речевая компетенция (развитие фонематического слуха,
анализа и синтеза слов, развитие речи, расширение словарного запаса);
начальная
математическая
компетентность
(развитие
элементарных математических представлений);
начальная двигательная компетентность (развитие координации
движений, мелкой моторики пальцев рук).
По окончании обучения по программе воспитанники должны
знать:
правила поведения в школе и на уроке;
особенности статуса школьника;
правила учебного сотрудничества;
уметь:
соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами и моральными нормами;
прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
уважительно относиться к близким, малой родине, уважение к старшим.
Для оценивания результатов работы ШБП выбрана диагностика «Шкала
эмоционального профиля первоклассника при адаптации к школе».
Оценивание достижений планируемых результатов осуществляется с
использованием наблюдения, итоговая аттестация не предусмотрена.
Программа реализуется в двух группах. Общее количество часов – 10 в
каждой.
Режим занятий – 1 раз в неделю, во вторник с 18.00 до 19.40
Длительность занятий – 30 минут. После каждого занятия- перерыв
длительностью 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Учебный план.
Учебный план дополнительного образования по программе «Школа будущего
первоклассника» составлен с целью дальнейшего совершенствования
образовательной деятельности, повышения мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству, укрепления психического и физического здоровья детей,
обеспечения вариативности образовательной деятельности, сохранения единого
образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к
условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Разработке
учебного плана дополнительного образования
предшествовало анкетирование всех участников образовательных отношений
(учеников и родителей (законных представителей)) и добровольный выбор
объединений дополнительного образования
Количество
часов в неделю
2 неделя
3 неделя
техническая
Естественнонаучная
Социальногуманитарная
художественная
1 неделя
«Школа будущего
первоклассника»
Педагог
Физкультурно спортивная
Наименование
объединения
дополнительного
образования
Туристскокраеведческая
направленность
Рассказова Ж.Н
3
3
4
10
Ломакова Н.Ф
3
3
4
10
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
№
4 четверть
Учебное время
1
Продолжительность учебного
времени (включая праздничные дни)
15.04.2025-
Всего недель (за вычетом праздничных
дней)
3 недели
Всего учебных дней (за вычетом
праздничных дней)
3 дня
Дней по месяцам (за вычетом
праздничных дней)
3 дня
29.04.2025
Каникулярное
время
2
Не предусмотрено
Рабочая программа по учебному курсу.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам.
-сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!»
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану, действовать по образцу и
заданному правилу;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- формировать эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения
от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения
и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научиться:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени,
по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
- считать от 0 до 10 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы работы с бумагой (обрывание, сгибание,
вырезывание), ножницами;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Содержание программы.
Разделы программы
1. Познаем других людей и
себя, познаем мир, играем
(на любом занятии)
Задачи раздела и ключевые компетенции
Способность
видеть
и
понимать
Окружающий мир, ориентироваться в
нем,
Осознавать свою роль и предназначение,
формировать необходимые личностные
качества
(ценностно-смысловая,
общекультурная компетенции)
2. Учимся
думать,
Развивать
элементы
логической,
рассуждать, фантазировать, методологической,
общеучебной
рисовать
деятельности:
целеполагание,
планирование, анализ, рефлексия,
самооценка
(учебно-познавательная,
информационная компетентности)
3. Учимся общаться
Способствовать
развитию
речи
учащихся,навыкивзаимодействияокружа
ющимилюдьми,навыкиработывгруппе,со
трудничество
(коммуникативная
компетентность)
Тематическое планирование.
№
Тема
занятия
1
Знакомство. Знакомство первоклассников с
учителем и друг с другом
2–3
Правила школьной жизни. Знакомство
первоклассников
с правилами школьной
жизни и продолжение знакомства друг с другом.
4
Школьники дошкольник. Осознание детьми своего
нового статуса школьника.
Количество
часов
1
2
1
5
6
7–8
9–10
Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего
1
нового статуса школьника.
Оценка.
Формирование
реалистичного
восприятия
1
Первоклассниками школьной оценки.
Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с
2
навыками учебного сотрудничества.
Первоклассное
путешествие.
Закрепление
позитивного
2
Эмоционального отношения к школе и обучению.